Top.Mail.Ru

Как писатели справлялись
с выгоранием

Что за услуги?
Когда текст никак не пишется, вдохновение не приходит, то с этим однозначно что-то нужно делать. Не стоит сразу рвать на себе волосы и бить посуду об стены. Приведите мысли в порядок, успокойтесь и на некоторое время оставьте лист и ручку. Но как с этим правильно справиться? Попробуем разобраться и вспомним истории писателей. Как они преодолевали себя?
Так, например, русский писатель, поэт и переводчик Иван Бунин считал, что писать нужно всегда, а иначе ваш дар пропадет:
«Писать нужно каждый день, подобно тому как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. А о чем писать? О чем угодно».

Иван Бунин
А еще Иван Алексеевич говорил, что если у вас в данное время нет никакой темы, идеи, то пишите просто обо всем, что увидите.
Американский автор Гор Видал и вовсе утверждал, что писательский ступор — всего лишь миф.

Гор Видал
«Мне кажется, плохим писателям их деятельность дается очень нелегко. Они просто не хотят этим заниматься. Они становятся писателями только из-за неуемных амбиций. Они испытывают невероятное напряжение, когда приходится наносить на бумагу все эти буковки, ведь сказать-то — нечего».
И ведь правда. Когда ты заставляешь себя делать что-то насильно, то удовольствия от процесса не получаешь никакого. На деле выходит совершенно обратный эффект.

Перегорание. Порой не все понимают, что это такое и к чему может привести, но только до тех пор, пока не столкнутся с ним глаза в глаза. Французский писатель Жан-Поль Сартр работал три часа утром и три часа вечером. Остальное время он тратил на совсем иной иной досуг: наркотики, рестораны, друзей.
Так он пытался восстановить свои силы за те шесть часов написания книги. Конечно, этот режим ни к чему хорошему не привел. Он довел философа до нервного истощения. Сартр начал принимать таблетки и говорил: «Одна таблетка — одна страничка «Критики диалектического разума». Лично нам кажется, что можно сказать «Одна кружка кофе — один авторский лист». Почему бы и нет?

А вот русский писатель Фёдор Достоевский не знал, что такое досуг и отдых. Жизненные обстоятельства не позволяли. Он продолжал писать даже тогда, когда через пять лет попал на каторгу «за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского».
Подходите к текстам с душой, погружайтесь в процесс полностью, и тогда вас не настигнет никакая хандра. Именно так и поступал американский писатель Чак Паланик. Он ставил таймер на один час и полностью уходил в работу. Ему не требовалась муза.
«Хватит ждать дождя за окном. Прекратите писать под определенную музыку, в носках сугубо одного цвета. Все эти странные, но премилые ритуалы присущи многим творцам, но сумеете ли вы остаться на плаву, когда у вас не будет возможности так долго ждать прихода вдохновения?»

Чак Паланик
Работать, не смотря ни на что. Писать до потери пульса. Такой бы совет дал Эрнест Хемингуэй писателям.
Он вставал рано, на рассвете. Если случалось так, что Хемингуэй пил допоздна, то все равно поднимался не позже шести утра. Работал до полудня. Каждый день он подсчитывал количество написанных слов и строил график.

Эрнест Хемингуэй
«Когда заканчиваешь, чувствуешь себя опустошенным, но не пустым, а вновь заполняющимся, словно занимался любовью с любимым человеком».
Японский автор Харуки Мураками встает в четыре утра и пишет шесть часов подряд. После работы бегает, плавает, читает и обязательно слушает музыку. В девять вечера отбой. Мураками считает, что «повторяющийся режим помогает погрузиться в транс, полезный для творчества». Чтобы соблюдать режим, писателю приходится отклонять все приглашения, и друзья обижаются.
«Читателям все равно, какой у меня режим дня, лишь бы очередная книга оказалась лучше предыдущей».

Харуки Мураками
Ещё один автор, Жорж Санд, писала по 20 страниц за ночь. Такая работа вошла у нее в привычку с детства, когда она ухаживала за больной бабушкой и только ночью могла заниматься любимым делом. Она бросала спящего любовника в постели и перебиралась за письменный стол. Чтобы не уснуть, ела шоколад, пила молоко или выкуривала сигарету.


Жорж Санд
«Когда наступает момент придать своим мыслям форму, нужно полностью владеть собой, что на подмостках сцены, что в убежище своего кабинета».
Итак, что же такое писательское выгорание? Причуда авторов, чтобы просто отдохнуть и насладиться жизнью или закономерное явление? На этот вопрос очень хорошо ответила писательница Ленни Лоренц:
«Писательское выгорание — это вполне нормальное, цикличное явление, присущее всем авторам без исключения. Его можно приручить. С ним можно счастливо и полноценно жить. Любите свои произведения и всегда верьте в свои силы».
Но помните о том, к чему может привести перегорание. Как только появляется мысль о нем, задавайте себе вопрос: «А хочу ли оказаться в этом состоянии?»

Мы предлагаем вам воспользоваться нашими советами, чтобы вы точно смогли реализовать все свои идеи:
  • Старайтесь чаще находиться на свежем воздухе,
  • Подберите комфортное место для работы,
  • Выпейте чашку горячего чая,
  • Рассчитывайте время на сон,
  • Старайтесь записывать все свои мысли в блокнот,
  • Пишите частями, а не все сразу.
  • Послушайте наш подкаст «Сам издамся», выпуск с психологом. Там не только интересный разговор, но и реальные практики, которые помогают.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: