Музыка нас написала:
творим под мелодии
Помогает ли музыка писать книги и под какие композиции творят авторы — спросили у современных писателей.
Когда текст упорно не пишется, нужно как-то помочь процессу. И если все ритуалы уже испробованы — рабочий стол приведен в порядок, танец с бубном исполнен, а кот поглажен за ушком — то самое время обратиться к музыке. Но как сделать это правильно, а не во вред себе? Попробуем разобраться, подсматривая за методиками авторов.
Так, например, российская писательница Наталья Щерба, работающая в жанре Young Adult и Middle-grade, очень любит музыку — в особенности, русский рок. И «Агатой кристи» (это одна из любимых групп Натальи) дело не ограничивается. Автор слушает и современные композиции, которые ей иногда советует дочка. Но вот парадокс — Наталья Щерба абсолютно не может писать под музыку! Все дело в том, что у текста есть своя ритмика, и ее тяжело соотносить с темпом любимых композиций.

А еще Наталья говорит, что эмоциональная заряженность музыки сбивает с мысли. Зато больше всего писательница любит наслаждаться песнями в дороге.

Фантаст Андрей Васильев присоединяется к даме и тоже старается не слушать музыку во время работы. В тишине намного сложнее отвлечься. Хотя среди исполнителей-фаворитов автора много тех, кого рука так и тянется включить прямо сейчас: Владимир Семенович Высоцкий, «Несчастный случай», «Мельница», Канцлер Ги, «Roxette», «Savage Garden», «Depeche Mode»… Попробуй тут удержаться не писать под музыку!
Победительница премии «Электронная буква 2020» в номинации «Лучший черновик в жанре любовного романа» Гала Гарда не создает романы под мелодии. Зато автор разделяет музыку «как эмоциональный фон» жизни. Классика — «для чистоты души», современная и модная музыка — это то, что окружает всегда, а во времена ностальгии играют мелодии из молодости. Кстати, Гала живет в Европе, но, но русские песни ей «иногда хорошо заходят как патриотический приступ».

Ну что же, если вы вступаете в ряды Натальи Щербы, Андрея Васильева и Галы Гарды, то на этом шаге стоит остановиться! Если же фоновые мелодии не отвлекают вас, то давайте настроим этот ритуал чуть более точечно.
Здесь начинается самое интересное — выбираем, какой жанр лучше слушать и какие фрагменты под какую музыку писать. Само собой, у каждого — свои предпочтения, но давайте понаблюдаем за авторами. Вдруг найдется какой-то новый музыкальный стиль, который станет идеальным фоном для работы?
Российский фантаст Вадим Панов часто надевает наушники, чтобы избавиться от лишнего шума. И нередко там играет, не поверите, но самый настоящий рок! Зачастую — тяжелый. Да, оказывается, даже такая "жесткая" музыка помогает родиться романам и не сбивает с мысли. Среди любимых групп Вадима Панова числятся, на минуточку, AC/DC и Unheilig.

Что же, пробуем работать под рок, чтобы книги выходили такими же жаркими, как Highway to Hell?

Один из отцов-основателей жанра фэнтези Тед Уильямс в свое время пел в рок-группе «Idiot» — так что несложно догадаться, что музыка для писателя очень важна. Автор вообще говорит, что любая книга — это сама по себе особая композиция со своим ритмом, который и создает ощущение «чтения влет». Цитируем самого Теда Уильямса: «Скажи мне что он слушает, и я скажу теб все что ты хочешь знать о его душе (например, несколько альбомов Nickelback — явный знак того, что души-то у него никогда и не было)»
("You show me what someone listens to, I’ll tell you everything you want to know about his soul. (For instance, a bunch of Nickelback albums would have indicated he never had a soul in the first place.")
Еще один автор Самиздата, Дарья Фэйр, вообще устраивает себе «писательские медитации» — когда надо найти вдохновение, Дарья просто включает любимых исполнителей: «Иногда я могу слушать одну и ту же композицию всю ночь подряд, для того, чтобы не выйти из настроения, продолжать видеть образ, который прописываю. И нет, меня потом от этой композиции не тошнит.» Из музыки писательница предпочитает «старый добрый рок, металл, некоторую электронщину, если под настроение. И, конечно, чудесные саундтреки от Ганса Циммера, Томаса Бергерсена, Really Slow Motion и многие другие».

Кстати, интересный факт — Дарья Фэйр не всегда пользуется музыкой во время редактуры, ведь это очень техническая работа, и мелодии могут отвлечь. Зато, как можно писать что-то новое без композиций в наушниках, автор просто не представляет!
Если всех предыдущих шпаргалок от писателей все еще не хватает, чтобы полностью нырнуть в атмосферу текста, предлагаем изменить онлайн-носители на физические для максимального погружения.
Японский автор Харуки Мураками почти всегда слушает музыку на виниле. У писателя огромная коллекция пластинок — их около 10 000! В некоторых статьях журналисты пишут и вовсе, что их 40 000. И каждый день Мураками старается слушать джаз как минимум по десять часов, но это не единственный жанр, который интересует писателя. Автор любит и Баха, и The Beatles — в частности, их песню «Norwegian Wood» он много раз переслушивал на плеере сидя в пабе, пока работал над романом «Норвежский Лес».

Можно поступать как Харуки Мураками и начинать собирать коллекцию винила для полного погружения. Но CD диски никто тоже не отменял! Японский писатель говорит, что ими тоже не брезгует. И правильно делает — ведь иногда просто смотря на коробочку с обложкой альбома, иногда удается поймать музу.
Здесь можно смело подвести черту! Надеюсь, живые примеры авторов помогли вам побороть отсутствие вдохновения и найти гармонию между собой и мелодиями.

Обязательно пишите в комментариях, работаете ли вы под музыку и какие композиции слушаете. А вот загадка на закуску: как думаете, текст этой статьи был написан с песнями в наушниках или нет?
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: