Что делать, когда не получается написать аннотацию к своей книге?

Делимся советами и наводящими вопросами, которые помогут написать небанальную аннотацию
Аннотация наравне с обложкой один из главных продающих элементов книги. Это визитная карточка, после изучения которой читатель решает, хочет ли он ознакомиться с полным текстом или продолжит поиск.

Мы уже публиковали статью, как правильно писать аннотацию. Но что, если вы последовали всем этим советам, а аннотация так и не пишется? Как вытащить из готовой книги самую суть, которая превратится в магнит, что притянет к вашему творчеству внимание читателей?

1. Не паникуйте

Во-первых, не паникуйте. Это нормально, и вы в этой беде не одиноки. Многие именитые писатели, не с одним десятком книг за спиной, по-прежнему ненавидят писать аннотации и пытаются ограничиться отпиской из пары предложений или же спихнуть написание аннотации на редактора или маркетолога.

Однако в случае с известными писателями главным магнитом останется имя, и постоянные читатели заинтересуются новинкой любимого автора даже если им не понравится аннотация. Начинающие литераторы лишены этой опции, поэтому соберитесь с духом и переходите к пункту 2.

2. Напишите краткий пересказ книги

Напишите краткий пересказ книги или даже перечитайте первые главы и отметьте моменты, сцены и описания, которые зацепили внимание больше всего и побудили читать дальше.

Ответьте на вопрос «Что является катализатором событий в первой трети книги?»

3. Превратите конспект в связный текст

Переделайте конспект в связный микрорассказ. В нём должны быть завязка, экшен и кульминация. Рассказ должен цеплять и обладать динамикой. Избегайте сложных конструкций, пассивного залога и предложений длиной в целый абзац. Если читатель потеряет суть и заснёт посреди аннотации, едва ли он захочет прочесть всю книгу.

4. Никакой развязки!

Ни за что не раскрывайте, чем всё закончится. Хорошая аннотация — это не пересказ, она должна пробуждать у читателя желание прочесть всю книгу, а не создавать впечатление, что значительно сэкономила время. Поэтому ваш микрорассказ должен или обрываться на самом интересном моменте или же создавать у читателя впечатление, что ближайшее будущее у героев будет непростым.

5. Никаких спойлеров!

Ни за что не раскрывайте в аннотации секретов, которые читатель не должен знать до самого конца, это лишь испортит всё впечатление от чтения. Если вы пишете детектив, то в аннотации убийца может быть назван по имени только, если его личность известна с самого начала, и интрига заключается в чём-то другом. Если вы пишете фэнтези, главный герой которого должен погибнуть в конце первого тома, никогда не анонсируйте его смерть в аннотации.
Но что же мы видим в аннотациях первых русскоязычных изданий «Игры престолов» Джорджа Мартина.

Ныне убит Роберт Баратеон, первый этого имени

Ныне казнен по ложному обвинению в измене лорд Джон Старк.

Ныне начинает сражаться за престол предков принцесса Дейенерис, прозванная Бурерожденной.

Игра престолов началась…

Ещё и имя героя с ошибкой. Вот так писать аннотации неправильно.

6. Не стремитесь продать то, чего в книге нет

О чём бы вы ни писали в аннотации, никогда не обещайте того, чего в книге нет. Может, вы и сможете обмануть читателя однажды и продать эту книгу, но в следующий раз он ни за что вам не поверит и обойдёт ваше творчество стороной.

7. Соответствуйте жанру

Хорошая аннотация всегда должна соответствовать жанру книги. Если вы пишете детектив, аннотация должна показывать, насколько неразрешимые дела и сложные задачи встанут перед героями. Приключенческий роман должен превратить в приключение уже чтение аннотации, романтический роман должен раздразнить воображение, а триллер — пощекотать нервы.

8. Если вообще ничего не помогает

Если вообще ничего не помогает, попробуйте схитрить и включить в аннотацию отрывок из книги. Главная хитрость: он должен быть небольшим, но очень точно пересказывать сюжет книги. В статье о том, как правильно писать аннотации, мы советуем никогда так не делать, но из каждого правила есть исключения. Посмотрите, как прекрасно следующие строчки, опубликованные на четвёртой сторонке первого издания культового в будущем романа Стефани Майер «Сумерки», передают суть происходящего.

Три вещи прояснились окончательно. Во-первых, Эдвард — вампир. Во-вторых, он хочет попробовать мою кровь, хотя и борется с этим желанием.

А в-третьих, я окончательно и бесповоротно в него влюбилась.

Ух, ну что ещё сюда добавишь?

9. Стремитесь быть краткими

Вишенка на торте? Вы должны уложиться в 500−600 знаков.

Если вы пишете нон-фикшн

Предыдущие советы в первую очередь предназначаются для авторов художественных произведений. Если вы пишете нон-фикшн, ситуация с сочинением аннотации упрощается.

Возьмите чистый лист и постарайтесь ответить на следующие вопросы:
  • Кому будет интересна ваша книга?
  • Какие темы освещает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Какие проблемы читателя решает?
  • Почему вам можно доверять?
  • На чьи книги по этой тематике похоже ваше творение?
  • Чем выделяется на их фоне (другими словами, почему читатель должен купить именно вашу книгу)
Ответили? Теперь перепишите ответы и вуаля, аннотация готова.

Чего не должно быть в аннотации:

  • Никакой банальности

  • Никакой неопределенности

  • Никакой бездейственности

  • Никакой безэмоциональности, разве что вы написали налоговый кодекс или федеральный закон

  • Никакой воды

  • Никаких сложных конструкций

  • Никаких оценочных сравнений, читатель справится с этим самостоятельно, но он воспротивится, если сочтёт, что вы навязываете своё мнение
Готовы приступить к работе над аннотацией? Тогда вперед!
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге: