Top.Mail.Ru

Сторителлинг: что это такое, какие есть форматы и зачем он нужен

Истории окружают нас каждый день, без них наша жизнь попросту невозможна.

К примеру, коллега рассказал о своих выходных, да еще так красочно и увлекательно, будто это произошло не с ним, а с вами. Или вы прочитали интереснейшую книгу с уймой неожиданных поворотов, после которой осталось долгое и приятное послевкусие.

И каждая из историй вас так захватила, так увлекла, что мысль о прочитанном и услышанном долго не отпускает.

Это все примеры сторителлинга. И даже то, что мы рассказываем вам сейчас или в других статьях для авторов Литрес Самиздат тоже является сторителлингом.

Но что же это такое и почему данный формат так популярен? Давайте разбираться! Уверены, вы откроете для себя много нового и полезного, после чего будете увереннее рассказывать истории в книгах.
Публикуйте книги в
30 млн
активных читателей
до 70%
выплата роялти
100+
партнерских площадок

Сторителлинг — что же это?

Итак, сторителлинг, если переводить дословно с английского, — это процесс рассказывания историй. Но не просто историй, а таких, которые преследуют определенные цели. Благодаря им многие компании стараются показать свою «человеческую» сторону, а инфлюенсеры становятся ближе к аудитории.
Если же вам, как рассказчику, удалось привлечь внимание аудитории и вызвать у нее эмоции, то, поздравляем, вы использовали сторителлинг. И главная мысль в том, что подобным образом удается избежать прямолинейности и навязанности, которыми так славятся многие «продажники».

Формат сторителлинга универсален, поэтому он может помочь не только в повседневной, но и в профессиональной жизни.

На что способен сторителлинг?

Сторителлинг, в первую очередь, преследует цель не только продать/продемонстрировать/преподнести что-то, но и, как было сказано выше, вызвать эмоции.

Таким путем любой профессионал или бренд может сблизиться со своей аудиторией, захватить ее внимание. А чье-то внимание в мире бесконечного потока информации ценится сейчас превыше всего, это важный ресурс, который отлично привлекает и захватывает сторителлинг.

Данный формат:
Заменяет прямой призыв к покупке/действию

Вам ведь встречались, допустим, курсы, которые отовсюду кричали, что они изменят вашу жизнь? Уверены, что да, а еще уверены, что вы всегда проходили мимо такого. Но когда вы цеплялись взглядом за историю о человеке, который благодаря этим курсам сумел повысить свои профессиональные навыки и использовать их в деле, то все обретало уже совсем иной смысл.
Помогает рассказать об особенностях и преимуществах продукта через житейские, близкие к людям ситуации

Смотрите, если вы скажете кому-то, что ваш рассказ в Литрес классный и его обязательно нужно всем прочитать, то у многих возникнет простой вопрос, а почему он классный. Но если вы расскажете о том, как и при каких обстоятельствах придумали сюжет, сколько сил вы вложили в историю, а затем еще напишете хорошую аннотацию, то у аудитории это вызовет куда больше доверия.
Повышает лояльность к бренду, продукту, профессионалу и укрепляет его репутацию

Тут все совсем просто: чем больше вы рассказываете и показываете, тем меньше у людей сомнений и тем больше веры в вас и в то, что вы делаете.
Предлагает разнообразие для вашего контента

Не нужно бояться общаться с аудиторией и рассказывать им истории. Порой коротенький рассказ о том, как с какими житейскими трудностями вы столкнулись за день соберет куда больший отклик, нежели вы в очередной раз сухо упомянете то, что делаете.

Сторителлинг и его элементы

Сторителлинг, как и любая история, всегда имеет цепляющее начало, середину и конец. Это стандартная и универсальная структура. Но что отличает хорошую историю от плохой? Правильно, это элементы структуры, без которых история попросту не будет складываться

Элементы сторителлинга — это:
Цель
Как говорится, у самурая нет цели, есть только путь. Но так не нужно. Прежде, чем о чем-то рассказать своей аудитории, нужно понять, какая цель за этим стоит. Четкая цель поможет рассказывать и писать те истории, которые будет бить точно в цель и взывать к нужным вам эмоциям.
Герой
В истории обязательно есть действующее лицо, либо же группа лиц. Они могут быть кем угодно, но стоит отталкиваться от цели. Ведь если вы рассказываете, например, о проблемах сотрудников общепита, то офисный работник тут будет не к месту. Главный герой должен быть близок вашей аудитории, он должен вызывать эмоциональную связь с ней.
Сюжет
Помните? Начало, середина и конец. Подумайте над завязкой, конфликтом и развязкой. Может, вы даже решите добавить какой-то сюжетный поворот? Но не забывайте, что все должно быть логично, интригующе и близко к людям
Вывод
А это именно конец, мораль истории. Для чего вы рассказали эту историю людям? Вы можете дать им тот вывод, какой посчитаете нужным. С ним могут согласиться, могут нет, то эмоции это точно вызовет. А именно они нам и нужны.

Не нужно забывать эти элементы сторителлинга, ведь они, вкупе со структурой, способны повысить качество вашей истории.

Как преподнести свою историю?

В каком формате лучше рассказывать историю?

Здесь мы тоже подготовили для вас несколько интересных вариантов.
01

Мономиф

Классический формат истории, когда аудитория проходит вместе с героем путь от самого начала и до конца. Герою на пути встречаются преграды, которые необходимо преодолеть, а зритель тем временем наблюдает за развитием этого героя. Вспомните, например, «Властелин колец» или «Гарри Поттер».

Еще такую технику повествования часто используют для продвижения личного бренда
02

Рамка

Здесь в одной сюжетной линии объединяется несколько отдельных историй. Герои могут пересекаться, взаимодействовать друг с другом, но каждый из рассказов самостоятелен и, самое главное, понятен вашей аудитории. В пример можно привести любой сериал-ситком. Скажем, сюда отлично подойдут «Друзья» или «Теория большого взрыва».
03

Сравнение

Это частый пример из рекламы. Здесь очень важно показать именно яркое сравнение, как плохо было до и как хорошо стало после. Для примера вспомним старую рекламу конфет Meller. В них часто демонстрировалась неприятная ситуация, которая становилась куда проще после того, как герой истории съедал конфету.
04

Начало с середины

Яркий момент истории демонстрируется сразу. Это вызовет у зрителя много вопросов, благодаря которым ему захочется узнать всю историю, ведь в конце наверняка будут ответы. Например, если история сразу же начинается с фразы «Я испугался, ведь кто-то постучал в мое окно…», то она уже сумеет захватить внимание.
05

Лепестки

Вы определились с целью. И эта цель — сердцевина цветка. А теперь собирайте лепестки: истории, которые будут вращаться вокруг одной цели. Допустим, цель — рассказать о том, как своими силами издать книгу. Вокруг этой цели мы рассказываем историю о Ване, Маше и Свете, которые разными способами достигают поставленной задачи.

Ваня, к примеру, долго копил деньги, сам верстал книгу и искал лучшую типографию в городе. Маша распечатывала на принтере копии своей книги и сама рисовала обложку. Света же — решила воспользоваться услугой Литрес Самиздат «печать тиража».

Любая из этих техник отлично себя показывает и каждой из них можно обучиться.

Отличие сторителлинга от рассказа

Но вот мы все говорим о прелестях сторителлинга, затрагиваем структуру повествования, разные форматы и так далее. Но разве обычный рассказ — это не тоже самое, что и сторителлинг? И да, и нет, но давайте разбираться.

Итак, сторителлинг, как мы уже выяснили, — это процесс рассказывания историй с целью вызвать эмоции. После прочтения такой истории человек должен думать «Ого, да это же буквально я, это же про меня!». И чтобы такое получилось, нужно с самого начала вам, как автору, понимать, для чего и с какой целью вы хотите рассказывать истории, какие эмоции у читателя вы хотите затронуть.

Давайте разбираться на примере.

История 1
«Сегодня у меня выходной. Я проснулся после обеда и решил, что весь день проведу в кровати»
Какие у вас эмоции вызвала эта история? Возможно, только зависть, потому что всем нам хотелось бы провести день в кровати в свой выходной. Но помимо этого ведь ничего.
История 2
«Сегодня в свой выходной мне пришлось в самую рань подорваться с кровати. И почему же? Да потому что мой начальник решил устроить собрание! В выходной! А я просто хотел провести день дома в кровати, есть пиццу и смотреть кино. И ведь такое не в первый раз…»
Чувствуете? Здесь с самого начало виден конфликт и проблема, с которой сталкивается герой. Причем проблема такая, с которой сталкивается много людей (наша потенциальная целевая аудитория), а раз так, то мы затронули ту самую боль.

А дальше нужно развивать историю до конца и сделать вывод, который подтолкнет вашу аудиторию к определенным действиям, связанным с вашим брендом/продуктом/услугой. Главная мысль здесь — увлечь своего читателя и захватить его внимание.

Преимущества сторителлинга

Преимуществ достаточно много, но все их можно свести к нескольким коротким и емким пунктам.

Сторителлинг:
  • Способен вызвать эмоции у аудитории и побудить ее к определенным действиям;
  • Помогает выстроить доверительные отношения между вам и аудиторией;
  • Воспринимается доступнее и ближе, нежели прямолинейный рассказ, направленный на продажи;
  • Привлекает, развлекает и удерживает внимание;
  • Сухую и скучную информацию преобразует во что-то интересное и понятное;
  • Оказывает влияние на мнение людей и формирует определенные убеждения.

А где применим сторителлинг?

Варианты использования сторителлинга действительно огромны и разнообразны. Можно даже сказать, что этот формат используется вообще где угодно (от простеньких буклетов до афиш и баннеров). Но самые частые места, где можно встретить сторителлинг, это:
Социальные сети
Удобно, доступно и просто. Истории здесь хорошо публиковать короткими постами с картинками, фотографиями. Можно добавить ссылки на то, о чем рассказываете.
Литрес Самиздат
Напишите свою историю, уделите время ее оформлению и дизайну и смело публикуйте её в Литрес Самиздат. Тут можно быть уверенным в том, что вашу историю обязательно прочитают и оценят неравнодушные читатели. А легкий процесс публикации, приятные и выгодные условия станут отличным дополнением.
Видео
Короткий ролик способен вызывать куда больше эмоций, нежели текст, ведь здесь аудитория видит рассказчик и то, что он рассказывает. Благодаря этому возрастает и доверие.
Вебинары и мероприятия
Если вы на публике не будете пользоваться сторителлингом, то подобное станет серьезной ошибкой. Рассказ о себе, о своем пути, либо же сторонняя история, связанная с тем, что вы делаете — все это способно расположить к вам аудиторию, вызвать эмоциональную связь, которая лишь усилит эффект
Заключение
Теории было описано много, но всегда важна практика. Без нее ничего не получится. Но запомните главное правило — не рассказывайте истории ради истории. У сторителлинга, чтобы он действительно работал на вас, должна быть цель. А где цель, там эмоции. Где эмоции, там лояльная аудитория и репутация.

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.