Top.Mail.Ru

Как создать систему персонажей для книги: подробное руководство для авторов

Что за услуги?
Сложно представить какой-либо сюжет или историю без персонажей. Авантюрное приключение, научная фантастика, эпический фэнтезийный поход — всё это невозможно без участников этих приключений.

Многие авторы часто спотыкаются на этом моменте: придумывают удивительный, необычный сюжет, который перенесёт будущего читателя в совершенно новый мир, но затем спотыкаются при его наполнении.

Кто будет главным героем? Кто антагонистом? Какие у них мотивы, идеи, сколько второстепенных персонажей появится в истории, как они будут взаимодействовать друг с другом и с главным героем?

Ведь от того, насколько продуманными и проработанными получатся персонажи и их взаимодействия, зависит то, как сильно читатель влюбится в историю. И если читатель не будет верить героям, их характерам, действиям и решениям, если герои покажутся неправдоподобными, то даже самый интересный сюжет станет пустым и не оставит после себя ничего, кроме разочарования.
Создание персонажа и их взаимоотношения друг с другом — сложнейшая работа, к которой нужно подходить осмысленно и вдумчиво. Это тяжёлая задача для любого автора. Но всё станет легче, если заранее разобраться в вопросе: а как к этому подступиться? Предлагаем разобраться вместе.

В статье мы подробно объясним, что такое система персонажей, поговорим о её создании, разберём примеры и частые ошибки. Помимо этого дадим вам, авторы, шпаргалку, которую вы сможете скачать и пользоваться ей  в будущем.

Система персонажей — что это?

Что такое система персонажей? Это структура персонажей в книге, взаимоотношения между героями по сюжету и по характерам. Для того, чтобы образовалась система, в сюжете должно быть не менее двух героев: это могут быть как совершенно разные персонажи, так и раздвоение личности у главного героя, что тоже будет считаться системой персонажей.
Во времена становления литературы в создании истории считалось нормой определять количество персонажей только сюжетом, но с дальнейшим развитием всё менялось, и как главных, так и второстепенных персонажей, их взаимосвязей становилось всё больше. Сейчас встретить сюжет только об одном герое достаточно сложно.

Стоит вспомнить «Войну и Мир» Льва Толстого, которая насчитывает порядка 560 персонажей. Все они тесно взаимодействуют друг с другом, что помогает глубже понять и погрузиться в эпоху.

Но, помимо взаимоотношений между героями, система персонажей — это ещё соотношение характеров. Сюжетные перипетии часто строятся вокруг характеров героев и того, как они реагируют, как они себя ведут. При этом в некоторых произведениях (например, «Преступление и наказание» Достоевского) характеры второстепенных персонажей помогают раскрыть главного героя.
Второстепенные персонажи в таких случаях служат не для продвижения сюжета, а для раскрытия характера главного героя, главной идеи истории.

Чтобы не усложнять и без того трудный процесс создания истории, авторам рекомендуется заранее продумывать систему персонажей. Это позволит подготовить основу, которую в дальнейшем можно будет обогащать деталями.

Система персонажей — зачем она нужна?

Это не просто набор героев истории. Роль системы персонажей заключается в помощи при раскрытие темы и идеи автора, а также в усилении воздействия на читателя. Персонажи не могут не взаимодействовать друг с другом, а чем больше читатель верит в их взаимодействие, тем сильнее погрузится в историю.
  • раскрывает темы и идеи,
  • углубляет характеры,
  • продвигает сюжет,
  • усиливает эмоциональное воздействие,
  • структурирует произведения,
  • создаёт связность,
  • выявляет конфликты.
Глубина сюжета, связность истории и эмоциональная насыщенность — это то, зачем нужна система персонажей.

Система персонажей — основные элементы

Систему персонажей можно разбить на основные элементы, которые облегчат подход к её созданию. Предлагаем рассмотреть каждый из них, а затем перейдём к тому, как построить систему персонажей в своей книге.
Примеры сквозных персонажей:
  • Второй антагонист, который может добавить напряжения. Он станет неожиданным сюжетным поворотом, представляющим, например, куда большее зло, чем основной антагонист, что может удивить читателя.
  • Второй союзник, который может стать героем подсюжета, либо же просто добавить динамики в повествование.
  • Наставник, который всегда помогает главному герою. Чаще всего это какой-то прожжённый опытом мудрец, обучающий протагониста. Но наставником вполне может оказаться лучшая подруга или любой другой персонаж, обладающий необходимым опытом.
  • Шутник — персонаж, необходимый для облегчения тона повествования. Он всегда шутит, дурачится, не воспринимает всё всерьёз. Хорошим ходом в отношении этого персонажа будет раскрытие его трагичного прошлого, которое добавит персонажи глубины. При таком подходе шут уже не будет восприниматься просто клоуном.
  • Возлюбленный или возлюбленная, которые нужны для романтической линии, которая может быть как дополнительным, так и основным сюжетом. Но важно, даже если эта линия не основная, прописать вторую половинку главного героя так, чтобы персонаж не выглядел картонным и без идейным. Это лишь добавит глубины.
  • Оборотень — союзник, который предаст главного героя и перейдёт на сторону врага, либо же, наоборот, враг, который перейдёт на сторону главного героя. Важно, чтобы этот переход не стал роялем в кустах — необходимо логично подвести и объяснить мотивацию, поступки и решения такого героя

Система персонажей — как её построить?

Построение, схема системы персонажей можно разбить на несколько простых шагов. Об этих шагах стоит позаботиться до написания книги, хотя бы кратко их набросать, чтобы облегчить себе дальнейший путь и понять, как построить систему персонажей.
Шаг 1

Определите главных действующих лиц

Сколько героев будет в вашей истории? На этом этапе нужно выписать основных действующих лиц: протагониста, антагониста, второстепенных персонажей и всех остальных. Здесь же можно раскидать их по элементам системы персонажей, чтобы сразу видеть всю картину целиком.
Шаг 2

Опишите характеры и мотивации

Следующий шаг — наращивание деталей, структура персонажей. Здесь хорошо использовать карточку или анкету (подробнее рассказывали в нашей статье) и заранее прописать нюансы известных вам персонажей. Какие у них характеры? Какая у них мотивация? Чем больше деталей вы напишете для самого себя, тем легче вам будет писать об этих персонажах. Но не стоит чересчур усердствовать: описывать характеры и мотивацию лучше в нескольких предложениях, чтобы иметь общее представление.
Шаг 3

Постройте связи между персонажами (конфликты, альянсы)

Как связаны ваши персонажи? Когда и при каких обстоятельствах они будут пересекаться? Будут ли они конкурировать, объединяться или конфликтовать? Всё это можно сделать в виде схемы или таблицы. Причём вариант схемы наиболее удобный, ведь в таком случае всё будет видно прямо перед вами.
Шаг 4

Проверьте логику и баланс

После всех хитросплетений стоит выдохнуть и остановиться. К этому моменту у вас будет много информации о героях, и здесь стоит на некоторое время убрать всё в стол, чтобы затем через несколько дней вернуться к написанному и изучить всё снова. После непродолжительного отдыха, когда глаз не замылен, появится возможность взглянуть на проделанную работу более свежим взглядом, что позволит убрать неточности, выстроить баланс и поправить логику во взаимоотношениях персонажей.

Примеры систем персонажей из известных книг

Рассмотрим вкратце примеры системы персонажей из известных и любимых произведений.

«Игра престолов» за авторством Джорджа Мартина.

В этом цикле огромное количество персонажей, где выделить одного или хотя бы двух главных героев практически невозможно. У каждого из них свой сложный характер, который на протяжении всего пути меняется: герои становятся злодеями и наоборот.

Поэтому здесь удобнее будет рассмотреть феодальную, иерархическую систему их взаимоотношений от самой высшей до самой низшей.
  • При первом шаге определяем основных действующих лиц.

    • Короли, к которым относятся такие герои, как Роберт Баратеон, Джоффри Баратеон, Томмен Баратеон, Серсея Ланнистер.
    • Дворянство, куда входят лорды. Это Эддард Старк, Тайвин Ланнистер, Ренли Баратеон.
    • Духовенство — это глава религиозной организации и служители различных культов. Например, Его Воробейшество и Мелисандра.
    • Мейстеры, которые будучи учёными, врачами и советниками служат при дворе. Это Эймон Таргариен.
    • Простолюдины — обычный люд без титула и власти, крестьяне.
    Учитывая обилие персонажей, в чистое зло можно выделить лишь Белых ходоков, которые угрожают существованию всего мира.
  • На втором шаге прописываем характеры и мотивации

    В данном примере системы персонажей абсолютно у каждого есть своя личная мотивация. Серсея жаждет власти, а Джон Сноу справедливости. Сандор Клиган мечтает о мести, а Тирион Ланнистер хочет признания. Каждый из них, как и остальные герои, ничего не делают просто так — они ведомы своей мотивацией и целью, своим характером, которые меняются в течении всего пути.
  • Третий шаг — взаимоотношения между персонажами.

    Здесь действительно проделана наисложнейшая и качественная работа. Связи, родословные, семьи, любовные отношения, конфликты Великих домов — всё досконально расписано.

    Основное движение сюжета задаёт конфликт между Домом Ланнистеров и Домом Старков.
  • Четвёртый шаг — логика и баланс

    Баланс и логика здесь как раз в доскональном прописывании каждого аспекта, начиная от родословных, заканчивая характерами и логично вытекающими действиями

«Гарри Поттер» за авторством Джоан Роулинг

В этом примере системы персонажей также присутствует большое количество персонажей, но основные чётко прослеживаются, поэтому выделить протагониста, антагониста и второстепенных героев не так сложно. Снова следуем по шагам, но уже с элементами системы персонажей.
  • Шаг 1 — основные герои


    • Протагонист — Гарри Поттер, мальчик, который выжил. Главный персонаж, который проходит классический «Путь героя».
    • Антагонист — Лорд Волан Де Морт, мечтающий стать самым могущественным волшебником. Его цель — убить Гарри Поттера.
    • Антигерой — Северус Снейп, Драко Малфой. Оба эти персонажа ведут себя отрицательно по отношению к Гарри, но их характеры, взгляды, мотивации и действия в течении пути меняются. Их нельзя назвать сугубо отрицательными или сугубо-положительными персонажами.
    • Второстепенные персонажи — Рон Уизли и Гермиона Грейнджер. Они — лучшие друзья Гарри и всегда вместе с ним. Цитирую профессора Макгонаголл: «Скажите, почему, когда что-то происходит, вы трое всегда оказываетесь рядом?». Гарри и Рона трудно назвать именно второстепенными персонажами, потому что они в каждой книге занимают много времени и участвуют в самых важных событиях вместе с Гарри, но по системе персонажей их можно отнести именно сюда.
  • Шаг 2, 3 и 4

    Эти три шага можно описать вместе: есть добро в лице Гарри и его соратников, а есть зло в лице Волан Де Морта и его приспешников. Классическое противостояние добра и зла со знакомыми характерами, предательствами и конфликтами.

    Самое интересное здесь то, что с каждой книгой все герои взрослеют, и за тем, как меняются их характеры и взаимоотношения интересно следить. Всегда есть развитие, что вытекает в самые неожиданные сюжетные повороты.

    Эти примеры персонажей из книг наглядно показывают, что насколько бы много персонажей не было, они все подвержены системному подходу.

Частые ошибки при создании персонажей

При работе над системой персонажей невозможно сразу написать её идеально. Разберём типичные ошибки авторов, чтобы постараться их избежать.
  • Главный герой меркнет на фоне антагониста
    Нужно либо выдерживать баланс, либо делать главного героя более привлекательным, потому что читателю весь путь проходить именно с ним.
  • Антагонист без окружения
    Сложно представить, чтобы масштабные злодейские планы выполнялись в одиночку. Это скучно и маловероятно. Для одиночного шествия должна быть весомая, логичная причина.
  • Слишком много второстепенных персонажей
    Само по себе это неплохо, но если эти персонажи перетягивают на себя внимание, либо, наоборот, ощущается не нужными пустышками, читателю станет неинтересно.
  • Отсутствие массовки
    С ней герои могут даже не взаимодействовать, но если не упомянуть живость мира, он не будет ощущаться живым и настоящим
  • Хаотичное распределение ролей
    Насытить историю персонажами ради насыщения — плохая затея. Может получиться так, что эпизодический или второстепенный персонаж окажется интереснее, главного героя. Заранее стоит подумать о балансе
  • Характеры героев не влияют на персонажей
    Если вы создаёте главного героя классическим добряком, то он не сможет вдруг раз и совершить злодеяние. Так и с остальными персонажами — их действия должны вытекать из характеров, нужно думать о логике происходящего
  • Плохое прописывание близкого окружения главного героя
    Любые персонажи должны иметь хоть маленькое, но развитие характера. У них у всех есть свои цели, мотивы, они не должны быть статичными помощниками-функциями
  • Слабая связь между главным героем и его окружением
    Невнимание героя к своему окружению делает невнимательным и читателя. Если главному герою всё равно на друзей, родственников и соратников, то почему читателю должно быть интересно? Важно продумывать взаимодействие между персонажами: любовные, дружеские, враждебные отношения — всё это добавит нужной глубины.
  • Враги тоже важны
    Сейчас делать злодея злодеем, потому что он злой — моветон. Даже у них должна быть мотивация и логика в действиях, поэтому прописав положительных героев, не стоит забывать и об отрицательных.

Система персонажей: полезные инструменты для писателей

  • Тип
    веб-сервис, программы для Windows, macOS и Linux.
  • Языки
    английский, русский (только в приложении).
  • Стоимость
    полностью бесплатный.
Это как детективная доска: в этом сервисе можно визуализировать мысли и связывать их так, как считаете нужным.

Ментальная карта (та самая детективная доска) поможет не запутаться в хитросплетениях отношений и подскажет, как организовать персонажей.
  • Тип
    программы для Windows и Mac, приложения для Android и iOS.
  • Языки
    английский, русский.
  • Стоимость
    единоразовая покупка и бесплатная версия с ограниченным функционалом
Ещё один сервис для визуализации своих мыслей. Его преимущество в том, что для использования не нужен интернет: готовые карты можно сохранять на устройстве, либо в хранилище, и работать с  ними уже там.
  • Тип
    веб-сервис, программы для Windows, Mac, приложения для Android и iOS.
  • Языки
    русский, английский.
  • Стоимость
    есть бесплатная версия и три платных тарифа (Premium, Professional и Team)
В отличие от конкурентов, Mindomo вобрал в себя много разных функций: создание интеллект-карт, диаграмм Ганта, концепт-карт, схем и временных шкал. Плюсом идёт возможность совместной работы с командой, если, например, кто-то пишет в соавторстве.

Есть множество шаблонов, поэтому, если потратить чуть времени на изучение, сервис может стать отличным помощником в создании системы персонажей.
  • Тип
    веб-сервис
  • Языки
    английский, русский (только в приложении).
  • Стоимость
    бесплатно.
Это бесплатный голосовой блокнот, который может не только записывать, но и сразу преобразовывать голос в текст.

Блокнот  может распознавать знаки препинания, но работает только в браузере Chrome и для него нужно полупрофессиональное оборудование. Без хорошего микрофона есть вероятность, что текст будет не распознан.

Хороший помощник, если вы привыкли рассуждать вслух.
  • Тип
    веб-сервис, приложение
  • Языки
    английский, русский
  • Стоимость
    есть бесплатная версия и несколько платных тарифов
Планирование задач поможет не забыть все важные моменты, котоыре вы хотите прописать в системе персонажей в будущем. Это хороший сервис, который богат на внутренний функционал: если потратить время на изучение, то Todolist станет незаменим
Читать статью

Система персонажей — FAQ

Это взаимоотношения между всеми персонажами по сюжету и по характерам.
Заключение
Система персонажей — необходимая вещь для каждого автора. Пусть весь процесс её создания выглядит пугающим и тяжеловесным, всё это поможет написать цельную и захватывающую историю. Тем более, когда есть шпаргалка, которой можно пользоваться в любой момент.

Ведь подготовка к написанию книги не менее важна, чем сам процесс. А чем больше информации автор подготавливает, тем легче даётся будущий путь. Стоит не забывать, что писательство, как и любое творчество, должно приносить удовольствие. Так почему бы не облегчить себе путь?

Мы в Литрес Самиздат, как и читатели, любим ярких, интересных и запоминающихся персонажей, которые сумеют покорить наши сердца. С нетерпением ждём ваши истории! 
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.