Монолог в литературе может содержать пример мучительных размышлений. К примеру, одну из подруг Джейн Эйр (из одноимённой книги) настигла тяжёлая болезнь. Шарлотта Бронте приводит мысли главной героини об этом несчастье в форме прямой речи: «…но тут меня внезапно осенила совсем неожиданная мысль: «Как печально лежать сейчас на одре болезни, может быть умирая! Этот мир так прекрасен! Как же, наверное, жутко покидать его и отправляться неизвестно знает куда!»
Внутренняя речь в произведениях М. Булгакова также оформлена довольно умело. В качестве примера стоит привести «Собачье сердце». Оказавшись в доме Преображенского, Шарик думал следующим образом: «Э, нет… — мысленно завыл пес, — простите, не дамся! Понимаю, о черт бы взял их и с колбасой! Это меня в собачью лечебницу заманили. Сейчас заставят касторку жрать и весь бок изрежут ножиками…».
Ниже кратко разберём роль внутреннего монолога в книге «Мать» М. Горького. Вспомним эпизод, когда Ниловна, желая выполнить взятое на себя важное задание, отправляется на вокзал. Поезд ещё не успел показаться. В ожидании его прибытия Ниловна, которая крепко держала в руках чемодан с листовками, с подозрением рассматривает толпу. И вдруг она замечает смутно знакомого ей человека: «Этот внимательный глаз уколол её, рука, в которой женщина держала чемодан, вздрогнула, и ноша вдруг отяжелела. «Я где-то видела его!», подумала она, заминая этой думой неприятное и смутное ощущение в груди… «Попалась?» — спросила она себя.
В следующее мгновение Ниловна начала мысленно успокаивать сама себя, при этом заметно тревожась и вздрагивая: «Может быть, ещё нет…» Несколькими секундами позже женщина сделала над собой усилие и попыталась принять очевидное: «Попалась!»
Монолог персонажа знаменитого произведения русской литературы «Война и мир» также очень примечателен. В тексте есть несколько фрагментов, посвящённых встречам князя Болконского со старым дубом. И у героя произведения, и у огромного, в два обхвата дерева есть собственные внутренние монологи.
В частности, речь дуба выглядит следующим образом: «…и как не надоел вам всё один и тот же бессмысленный и глупый обман. Все одно и то же, и всё обман! Нет ни солнца, ни весны, ни счастья».
Чуть ниже приведено то, как мыслит князь Болконский: «Да, он прав, тысячу раз прав этот старый дуб …, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот бесполезный обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»