Top.Mail.Ru

Какие бывают фэнтези расы

Что за услуги?
Миры фэнтези немыслимы без разнообразных разумных видов. Разнообразие рас — от скромных пяти до целого калейдоскопа — зависит от бурной фантазии и вкуса автора. Тем не менее в литературе сложился некоторый набор фэнтези рас, которые присутствуют в большинстве произведений. Почему именно они и в чем их особенности, рассказали в статье.

Почему так много разных фэнтези рас

Большинство авторов, заложивших основы жанра, выросли в англо-франко-германской культурной среде. Для ее мифологической и литературной традиции типично разнообразие вымышленных рас. Традиционные для европейских преданий существа крепко укоренились в произведениях как предшественников жанра (Мэлори, Ариосто), так и его родоначальников (Макдональда, Дансени, Льюиса, Толкина и других).

Современные писатели по-разному работают с этим наследием. Многие воспроизводят различные расы напрямую, иногда лишь немного изменяя названия. Другие авторы деконструируют привычные образы, переосмысляют их или используют как тонкие отсылки. Некоторые создают абсолютно оригинальные фэнтези расы или вовсе ограничиваются одними людьми. Так возникает разнообразие миров и культур, которое позволяет создать удивительные истории, способные увлечь читателей любого возраста.

Чтобы помочь авторам Литрес разобраться в сложившемся бестиарии, рассказали про основные фэнтези расы и их типичные черты.

Люди и человекоподобные расы

Двуногие прямоходящие существа, которые различаются отдельными физическими чертами: телосложение, рост, цвет волос, форма ушей. Зачастую усилены какие-то черты менталитета — например, принципиальность или религиозность. Так автор может показать, к чему приводят те или иные доминанты в сознании.

Люди

Стандартная раса человечества занимает центральное место почти во всех книгах. Авторы внедряют в свои миры все реально существующие человеческие расы или их аналоги.

Часто люди выступают единственным или главным разумным видом в сеттинге. Обычно они живут на материально-техническом уровне средневековья или XIX века, реже древнего мира. В классическом фэнтези раса людей соответствует европейской культуре. Но сейчас все чаще встречаются произведения на азиатской культурной основе — японское, корейское, китайское фэнтези.

В классических черно-белых мирах люди обычно представляют силы добра, противостоят нечеловеческим угрозам. В более сложных сюжетах они могут занимать любые позиции, которые конфликтуют между собой. Отношения с иными расами также сильно варьируются: люди могут сотрудничать, воевать, находиться в подчинении или выступать фанатичными расистами.

Эльфы

Эта единая раса стала едва ли не синонимом самому понятию «фэнтези»: эльфы появляются в большинстве классических произведений жанра. Авторы часто описывают эльфов как некую улучшенную версию человека. Они поражают красотой, живут очень долго, обладают железным здоровьем. Типичный эльф, высок, строен, чаще белокур, его красота классически идеальна. Физически они более сильны, ловки и выносливы, чем люди, хотя выглядят хрупкими.

Этой фэнтези расе традиционно отводят роль древней культурной цивилизации, которая на момент сюжета переживает не лучшие времена. Это часто делает фэнтезийных эльфов консервативными, склонными к декадансу снобами. Они обычно владеют сильной магией, хотя почти всегда ограничены в ее использовании. В сюжете этот народ обычно выступает как сторонники добра, положительные персонажи, часто выполняют роль «бога из машины». Но они могут заблуждаться и поэтому почти никогда не справляются со злом самостоятельно.

Светлые, высшие, солнечные или высокие эльфы

Особая подраса, чья изысканность и утонченность сильнее гармонии с природой и способности выживать. Часто это самая старая из сохранившихся цивилизаций. Могущество, бессмертие и развитые технологии могли бы сделать подрасу непобедимой, но авторы часто вводят для них нечто, что не позволяет стать идеальными и покорить весь мир. Например, их государство приходит в упадок, потому что не смогла оправиться от давней катастрофы. Или комфорт и роскошь приводят к декадентствующему гедонизму, где эльфы погрязают в безразличии к внешнему миру, внутренних интригах, или опасных магических экспериментах.

Темные, сумеречные или низшие эльфы

Эта подраса предстает мрачным отражением своих высших собратьев. Авторы часто берут характерные эльфийские черты и выворачивают наизнанку. Например, гордость превращается в шовинизм, смелость — в жестокость. В жанре сложились два основных шаблона темных эльфов. Один вид внешне похож на светлых, живет на поверхности земли, ими управляют традиционные монархи, в сюжетах они полагаются на прямолинейную силу. Другой шаблон — невысокие, темнокожие существа из подземелий или пещер, нередко живущие в теократии, активные приверженцы черной магии и ядов.

Гномы и другие невысокие расы

Они выглядят как невысокие, коренастые бородачи-кузнецы или совсем крошечные существа в ярких одеждах. Фэнтези раса делится на два ярких типажа. Представители одного трудолюбивы, но с удовольствием прерываются на выпивку, драки и распевание песен. Другие, напротив, воплощают серьезность, почти пуританскую строгость и непоколебимую приверженность древним традициям. Независимо от типажа, дварфы проявляют одержимость честью и местью, которая часто переходит границы разумного

Дварфы, они же карлики

Эту подрасу легко узнать по невысокому росту, мощному, мускулистому телосложению и, конечно, густым бородам. Они устраивают свои дома глубоко под землей, добывают полезные ископаемые, плавят металлы, куют искусные механизмы. Дварфы часто враждуют с гоблинами, драконами и прочими мрачными обитателями глубин. Они упрямы, горды, прямолинейны и часто недолюбливают эльфов.

Полурослики

Полурослики, или хоббиты — авторская раса Толкина. Они стали добродушной карикатурой на английских сельских жителей с их любовью к уюту, плюс в них воплотились мелкие фольклорные духи, например, домовые. Полурослики стремятся держаться в стороне от великих мировых потрясений, предпочитая им размеренную и благополучную жизнь. Близость к природе делает их превосходными земледельцами и охотниками, а врожденное здравомыслие и отсутствие амбиций служат защитой от соблазнов и опасностей магического мира.
  • Кто отстранится первым и почему?
  • Станет ли паре неловко или, наоборот, легко и радостно?
  • Что произойдет дальше — останутся ли герои наслаждаться объятиями друг друга или пожалеют о случившемся и разбегутся?
  • Как изменятся их отношения — укрепится ли связь, появится ли доверие и понимание, случится ли переход к более откровенной близости или, напротив, поцелуй отбросит героев назад?

Гоблины, орки, тролли и гоблиноподобные племена

Стандартная раса из западноевропейских мифов предстает перед читателем уродливыми злобными карликами или, наоборот, полувеликанами. Часто они прячутся в пещерах и лабиринтах, избегая солнечного света. Отдельные расы гоблинов часто выступают агрессивными варварами, которые нападают на более цивилизованные народы. Они особенно не любят эльфов и дварфов, постоянно враждуют с ними. В книгах их часто показывают как многочисленную угрозу, которая полагается на число, а не на индивидуальную доблесть.

В жанре существует многочисленные родственные гоблинам подрасы. Их объединяет полудикий жизни и неизменная вражда с добрыми расами. Среди них:

  • Орки, придуманные Толкином. Эта гоблиноидная подраса физически и по интеллекту больше похожа на людей или эльфов, но орки являются злобными, кровожадными врагами цивилизации.
  • Гремлины — ушастые вредители, которые обожают ломать механизмы и доставлять проблемы.
  • Тролли — великаноподобные создания из камня или похожего материала. Они похожи на гоблинов, но обычно не слишком умны и воплощают грубую силу.
Все оригинальные расы — результат того, как авторы расширяют привычный образ и обыгрывают его.

Фэнтези расы, которые не выглядят как люди

Большинство рас здесь имеют явно выраженные физические отличия от людей — собачью голову, крылья, змеиный хвост и т. п.

Полулюди-полуживотные

Зверолюди — наследники персонажей античной мифологии, таких как сатиры и кентавры. Обычно они играют роль полудиких малых народов, которые создают атмосферу и фон для мира. Их магические способности часто ограничены природными чарами. Вот список рас, которые встречаются чаще всего:

  • Сатиры и фавны — гуманоиды, во внешности которых сочетаются черты человека и рогатого скота: характерные уши, рога, хвосты, копыта. Они традиционно ассоциируются с дикой природой, а их роль может варьироваться от друзей эльфов до демонических прислужников.
  • Кентавры — стандартная раса с человеческим торсом на лошадином теле. Они иногда изображаются как кочевой народ, дикий и свободный. В других случаях им приписывается особая древняя мудрость. Они могут быть как верными союзниками протагонистов, так и свирепыми врагами.
  • Минотавры — богатыри с головой быка, огромные, сильные, иногда не слишком умные создания. У одних авторов они обитают в глухих местах, нападая на путников или служат темным властелинам. В других сеттингах минотавры — цивилизованная раса, обладающую собственной культурой и государством.
  • Псоглавцы и люди-волки — суровая, воинственная, часто безрассудно злобная подраса зверолюдей. Часто они выполняют функции антагонистов, например, племен, угрожающих цивилизованным землям. Но могут выступать и в качестве верных надежных спутников.
  • Кошколюди весьма разнообразны: от слегка очеловеченных кошек до людей с кошачьими ушками и хвостом. Основой становятся как мелкие домашние питомцы, так и крупные представители семейства кошачьих. Часто они хитрые, коварные и даже жестокие существа, иногда показаны как носители знания и благородства.
  • Крысолюди обычно занимают ту же тематическую нишу, что и гоблины: низкоуровневые противники для героев. Их образ часто ассоциируется с болезнями, грязью и подземельями.
  • Птицелюди представлены как летающими монстрами-людоедами, так и мудрыми благородными народами.
  • Рыболюди и жаболюды в основном срисованы с "морских народов" европейского эпоса. Они могут быть более-менее положительными или нейтральными персонажами или зловещими чужаками, чьи цели и мораль непостижимы для жителей суши.

Драконы, змеелюди, дракониды

Разумные змеи и ящеры часто олицетворяют древние культуры, которые когда-то процветали, но пришли в упадок. Вот список рас, которые встречаются чаще всего:

  • Драконы обычно — отдельная раса одиночек. Они не уступают интеллектом другим народам, но не стремятся встраиваться в чужие цивилизации. Порой они выступают в роли богов-драконов. Иногда авторы изображают эту стандартную расу их как обычных огнедышащих змей или ящеров, которые лишены разума и не тянут на полноценную расу.
  • Змеелюди часто оказываются мудрыми существами, сведущими в магии. Их считают коварными, и они обычно плохо ладят с остальными видами.
  • Дракониды — подраса человекоподобных рептилоидов, которые отчетливо напоминают драконов (поэтому раса называется в честь них). Часто это элитные воины темных сил

Сверхъестественные создания

Это оригинальные расы богов, демонов и природных духов.

Светлые духи

Боги разного уровня, ангелы, прочие светлые духи предстают как посланники, защитники и воины высших сил добра. Часто они являются в классическом, величественном виде — прекрасные, но грозные гуманоиды с сияющими крыльями, нимбами и светом. Однако подрасы могут принимать и менее очевидные формы: от облика обычных смертных, позволяющего незаметно действовать среди людей, до более экзотических воплощений, таких как могучие драконы. В большинстве сеттингов роль светлых духов обычно весьма ограничена: прямое вмешательство в дела мира происходит либо на уровне предания, либо в кульминации.

Демоны

Демоны и бесы представляют собой темное отражение светлых сил, выступая посланниками, воинами и слугами высших сущностей зла. Облик отдельных рас весьма многообразен: от классических рогатых и копытных созданий до сюрреалистических тварей. Не менее распространены и падшие ангелы с почерневшими нимбами и крыльями, а также змееподобные или драконьи формы. Многие способны менять облик на человеческий для незаметных действий. Сохраняется и традиционная роль демонов как темных духов, откликающихся на призывы чернокнижников.

Природные духи

Это группа фэнтези рас, тесно связанных с окружающей средой. Их природа редко имеет четкую выраженность добра или зла, они скорее воплощают энергию природы, которая вне этики. Среди них духи-хранители места, таких как домовые, водяные, лешие. Другие тесно связаны с элементами природного ландшафта: нимфы, дриады, духи-животных и растений. Внешне они могут иметь человекоподобные формы, выглядеть зоо- или фитоморфно. В некоторых произведениях они являются важными регуляторами природных процессов, без которых мироздание постепенно разрушается.

Заключение
Эльфы, гномы, кентавры, драконы не просто населяют сказочные земли — они двигают сюжет, влияют на события, демонстрируют иные взгляды на добро и зло. Для создателя фэнтези расы становятся литературным инструментом. Через них можно раскрыть разные темы: от предрассудков и идентичности до верности и борьбы. Авторы не просто населяют свои книги — они дарят читателям возможность погрузиться в сложную историю и неповторимую атмосферу миров.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.