Как читатель выбирает книгу, если для него важна цена?

Авторы часто спрашивают «Как выбрать цену на книгу?», «А можно ли делать книгу бесплатной?» и «Какая цена на книгу адекватная?».

Мы собрали основные советы, которые иногда даём нашим авторам при общении в соцсетях, на выставках, вебинарах или в рамках проекта ЛитРес: Мастерская, в единый материал.
Теория психологии рекламы, а также теория выбора цены для товара гласят: самый дешевый товар воспринимается покупателем как некачественный, поскольку ему специально занизили цену, чтобы хоть как-то продать. В качестве примера сразу вспоминаются овощные лавки, в которых продукты не первой свежести продаются практически за бесценок.

Мы не хотим, чтобы наши книги ассоциировались с такой концепцией, поэтому мы не выбираем самые низкие цены для произведений, опубликованных в ЛитРес: Самиздат.

Кроме того, если автор вложил средства в подготовку книги, например в обложку, корректуру или аннотацию, то не имеет никакого экономического смысла публиковать ее на безвозмездной основе, даже если вы преследуете цель прославиться, а не заработать.

Когда имеет смысл публиковать книгу бесплатно?

Есть определенные стратегии публикации, когда бесплатное размещение может сработать автору в плюс.

В первую очередь это касается первой книги в серии: первая бесплатная книга привлечет аудиторию и приведет к вам на вторую, третью и последующие книги серии. Кроме того, вы можете разместить бесплатный рассказ с целью познакомить читателей с вашим творчеством, а остальные книги могут быть выложены платно.

Если вы проходите к кассе магазина, то увидите во входной зоне дешевые товары, которые можно быстро купить заодно с теми товарами, которые вы целенаправленно пришли купить. Такие покупки становятся своего рода «крючком». Ваша бесплатные книга или рассказ станут таким же «крючком» и проведут читателей к другим книгам.

Как самостоятельно выбрать подходящую цену для книги?

Мы проводили исследования и смотрели, как читатель выбирает книги на витрине онлайн-магазина с помощью жанров и тегов и видели, что минимальная цена — 49,90 р., рекомендованная — 99,90 р. При этом стоимость электронной книги для авторов Самиздата может достигать и 990 р.

Однако важно помнить о психологии покупателя при ценообразовании: нельзя слишком завышать ценник, но и слишком занижать не стоит, ведь дешевый продукт априори считается некачественным, если таковым на самом деле и не является. Такая же логика присутствует и у читателя, который наталкивается на книгу, которая стоит 50 р.

Как избежать такого восприятия? Делимся лайфхаками, советами по тому, как выбрать цену для книги!

Стратегия выбора цены для вашей книги. Вариант 1

Посмотрите на цены популярных книг в вашем жанре. Это можно сделать в карточке книги. Далее вы выделяете среднюю цену и скидываете 30—40%.
Новая книга Стивена Кинга стоит 300 р.
Вы скидываете, например, 30% и получаете цену 210 р.
Точно такая же логика должна прослеживаться, если вы ориентируетесь на популярных авторов вашего жанра.

Стратегия выбора цены для вашей книги. Вариант 2

Цена может зависеть от стоимости печатной книги. Например, если вы при оформлении карточки книги в сервисе ЛитРес: Самиздат ставите галочку на печатной книге1, посмотрите, сколько ваша книга при объеме текста будет стоить в печатном варианте. От рассчитанной стоимости вы опять вычитаете 40% и получаете приемлемую цену для электронной книги.

Эта стратегия плохо работает с публикацией рассказов и тоненьких книг, потому что их ценность как продукта выше, поэтому печатная книга будет стоить 150 р. и при вычитании 40% стоимость окажется слишком маленькой.

Книга в 5−10 авторских листах2в среднем должна стоить 199—249 р.
____________
1 — Галочку в любой момент можно снять. Подробнее про печатную версию
2 — В одном авторском листе содержится около 40 000 печатных знаков с учетом знаков препинания, цифр и пробелов.
Внутренняя кухня ЛитРес: Самиздат
Многие наши авторы мечтают, чтобы их книга попала в рассылку ЛитРес, где миллионам читателей ежедневно рассказывают о нескольких новых книгах в разных жанрах. Что ж, раскроем секрет: цена также влияет на вероятность попадания книг в рассылку!

В каждую рассылку по жанру попадают новые книги, которые отбирают редакторы. При отборе книг в рассылку редактор и менеджер по продвижению смотрит и на цену, так как книги в рассылке должны быть примерно в одном ценовом диапазоне (примерно от 150 до 350 рублей, но это рекомендация, а не правило). Это связано и с психологией рекламы, и с поддержанием среднего чека с каждой рассылки на определенном уровне.

Важно понимать, что даже если ваша книга не попала в рассылку, это не значит, что она не помогает привлечь читателей на страницу вашей книги. Ведь человек благодаря рассылке может прийти на страницу жанра и таким образом обратить внимание на ваше произведение или наткнуться на него через теги книги, оказавшейся в рассылке. Другой пример: вы не попали в рассылку, но были внесены в рекомендации к книге, на страницу которой привела рассылка.

Когда я подбираю книги, которые могут заинтересовать читателя, я выбираю по совокупности параметров: это обложки, жанры, теги, описание книги. Я открываю текст произведения, читаю и оцениваю: насколько захватывающе начало, много ли ошибок на первых страницах? Также я обращаю внимание и на цену.

И представьте мою боль, когда я вижу, что автор и художник вложились в обложку, читаю отличную аннотацию и понимаю, что сюжет захватывает, — иными словами, все просто отлично, — но есть одно «но»: книга бесплатная. Я бы хотела взять эту книгу в рассылку, но не могу.

Конечно, в таком случае можно попросить автора сделать книгу платной, но будет упущено драгоценное время с даты выхода книги, потому что поставить цену бесплатной книге означает поменять ее лицензию, а это возможно только в первых числах нового месяца.

Ирина Мамонтова
Руководитель отдела издательского маркетинга ГК ЛитРес
Подумайте 10 раз, прежде чем хорошую книгу опубликовать бесплатно, если она не подходит под стратегии, описанные выше.
Если подытожить, то при определении цены:
  • ориентируйтесь на среднюю цену в жанре, в котором пишите;
  • ориентируйтесь на среднюю цену по книгам, которые имеют те же теги, что и ваше произведение;
  • посмотрите цены книг популярных авторов. Например, вы можете посмотреть ТОП Самиздата, который мы публикуем каждый месяц.
Еще одна напутственная история
Несмотря на то, что история касается винного магазина, она очень хорошо демонстрирует отношение покупателей к цене и ценообразованию.

Винный магазин провел эксперимент: выложил на витрине три бутылки вина. Одна стоила 150 руб., вторая — 300 руб., а третья — 500 руб.

По итогу в основном продавались те бутылки, которые стоили по 300 руб, при этом вино за 150 руб. брали мало, а по 500 — примерно так же, как и по 300 руб. Выручка была чудовищно мала.

Тогда было принято следующее решение: на полке оставили бутылки за 150 руб. и за 500 руб., затем добавили вино за 6 000 руб. После этого было замечено, что количество покупок за 500 руб. выросло в несколько раз. Также часть клиентов приобрело несколько бутылок по 6 000 руб., при этом одна такая бутылка составляет по стоимости 12 бутылок по 500 руб.

В результате магазин многократно увеличил выручку, потому что продажа одной бутылки за 6 000 р. практически полностью превысила выручку предыдущей полки.
Поэтому смотрите, рядом с кем на полке стоит ваша книга — это очень важно знать!
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: