Top.Mail.Ru

Пирамида Минто для написания текстов

Что за услуги?
Пирамида Минто — способ построения текстов в деловой коммуникации. Конечно, книгу по такой схеме не напишешь. А вот пост в соцсети для ее продвижения, письмо в издательство, развернутый ответ критикам — вполне. Поэтому расскажем о методике подробно.
Эта текстовая пирамида была представлена в 2008 году Барбарой Минто и названа по ее фамилии. Барбара стала первой женщиной-консультантом ведущей международной компании в сфере управленческого консалтинга McKinsey & Company. Ее умение убедительное и результативно переписываться с клиентами компании — крупными коммерческими, государственными, некоммерческими организациями — позволило ей сделать серьезную карьеру. Впоследствии Минто сформулировала «принцип пирамиды Минто» в одноименной книге. С тех пор менеджеры разных уровней и коммерческие копирайтеры успешно используют метод в своей работе. Авторы Литрес, которые занимаются продвижением своих работ и личного бренда, могут применять золотые правила пирамиды Минто, когда пишут статьи и посты, готовят презентации или подкасты.

Что такое «принцип пирамиды Минто»

Это иерархическая структура текста, в которой сначала заявлен главный тезис, а затем последовательно изложены аргументы и доказательства, которые его обосновывают.
Минто в своей книге поясняет, что в деловой переписке аргументация может строиться двумя способами:
01
От частного к общему или снизу вверх: автор последовательно собирает факты и мелкие детали, аргументирует ими общие тезисы, на основании этих тезисов доказывает главную идею. Напомним, что речь идет о бизнесе, то есть задача текста — убедить читателя заказать товар, услугу, например
02
От общего к частному или сверху вниз: автор сразу обозначает основное утверждение, затем приводит аргументы в его обоснование и более мелкие доводы и факты как дополнительное подкрепление.
Золотые правила пирамиды Минто основаны на том, что второй вариант — от общего к частному — более убедителен. В нем читатель сразу получает итог — что ему предлагают, что от него ожидают — и дальше рассматривает аргументацию предложения, соглашается с ней или нет. А автор при такой схеме не путается в деталях и доводах, не уходит от темы, ему проще структурировать текст.
  • мистические и неожиданные элементы;
  • яркие, насыщенные, не всегда реалистичные цвета;
  • намеренное искажение линий и перспектив;
  • символы и визуальные метафоры.

Пирамида Минто: схема построения

В этом методе любой текст имеет четко определенную структуру:
Введение в проблему и ее решение
Аргументы, собранные в группы
Заключение — может отсутствовать
Дальше подробно и наглядно изучаем пирамиду Минто и ее иерархию.
01

Введение

В этой части текста автор презентует основную его идею, например, коммерческое предложение купить книгу. Ее надо построить поэтапно.
  • Ситуация
    Здесь читателя вводят в курс обстоятельств: что происходит или может произойти в ближайшем будущем. Важно хорошо представлять себе, что волнует потенциальную аудиторию этого текста — так называемую «боль». Это потребность или проблема, с которой читатель хотел бы что-то сделать. Например, «Собираетесь в отпуск, но не знаете, что почитать на отдыхе».
  • Проблема
    Это затруднение, которое возникнет, если сложившаяся ситуация не изменится. В маркетинге это называют «усилением боли»: автор не только указал читателю на продолжая, но и усугубил ее. Продолжая предыдущий пример: «Уже купили несколько книг, но все не то!»
  • Что же делать?
    Обычно этот вопрос не пишут, но подразумевают. Здесь важно дать читателю надежду — решение где-то есть! Например, «95% читателей в восторге от новой книги автора N».
  • Решение проблемы
    Способ исправить ситуацию, ответ на риторический вопрос выше. Это и есть то самое предложение или рекомендация, которые являются основной идеей в пирамиде. «Прочитайте пробный фрагмент сейчас и купите полную версию до отъезда в отпуск».
В итоге у нас получилось следующее введение в текст по модели Минто:
«Собираетесь в отпуск, но не знаете, что почитать на отдыхе? Уже купили несколько книг, но все не то! Между тем 95% читателей в восторге от новой книги автора N. Прочитайте пробный фрагмент сейчас и купите полную версию до отъезда в отпуск»
С него можно начать, например, рекламный пост в книжном сообществе или рассылку по электронной почте.

Длина введения варьируется от 3 фраз до 2−3 абзацев. Все зависит от контекста: задач и особенностей бизнеса, для которого готовится текст.
02

Аргументы

Это все тезисы и факты, которые доказывают, что предлагаемое решение действительно закроет проблему пользователя. Здесь важно не впасть в хаос, потому что структура аргументации определяет построение и подзаголовки текста. Вот как это следует сделать:

Объедините в группы сходные аргументы, которые говорят об одном факторе с разных сторон. Например, одна группа — книга интересна, имеет увлекательный сюжет, написана динамично. Другая группа — в книге много примечаний, карт, читателю все понятно. Третья — книга издана на качественной бумаге, специально для нее созданы иллюстрации.

Выделите в каждой группе основной тезис. Он станет подзаголовком второго уровня (П2). Прочие факты и доводы разместите в подзаголовках третьего уровня (П3). Например:

П2: Книга — настоящий триллер
⠀⠀⠀П3: Сюжет лихо закручен с первых страниц
⠀⠀⠀П3: Герои проходят множество приключений одно за другим
⠀⠀⠀П3: Автор держит читателя в напряжении: он знает, что герою грозит опасность, а персонажи — нет.

Если есть более частные факты, которые объединяются одним из подзаголовков П3, смело вводите четвертый-шестой уровни. Чем короче текст, тем меньше их должно быть.

В идеале аргументы второго уровня должны отражать развитие мысли автора. То есть их следует связать логически. В примере выше можно сделать так:
  • объяснить, чем интересна новая книга — построение сюжета, саспенс;
  • рассказать, почему ее легко читать, она понятна — много примечаний, карт, иллюстраций, которые поясняют происходящее;
  • описать, что книга качественная — издана на хорошей бумаге, заказаны индивидуальные иллюстрации.
В этом примере пункты в какой-то мере вытекают один из другого. Книга интересна, это (сюжет, динамика) дополняет ее понятность, с ней (иллюстрации, карты) связано качество. Если поставить тезис про качество в середину, логика разрушится.
02

Заключение

Выводы или заключение не обязательны, потому что пирамида Минто — схема достаточно гибкая. Ее автор считает, что если текст написан и структурирован правильно, то читатель сам придет к нужному выводу — согласится с утверждением или предложением, которое ему представили в начале текста. Но в массовых маркетинговых коммуникациях принято все-таки писать заключение. Как правило, в нем вновь обозначается главная идея, добавляется призыв к действию — перейти по ссылке, заказать, пройти опрос. Если статья большая, то перед призывом к действию можно коротко напомнить основные аргументы — почему читателю выгодно сделать то, что ему предлагают. В целом это небольшая часть на 1−2 абзаца, иногда оформленная в виде списка.

Сколько уровней и групп надо включать в пирамиду

Продолжаем разбирать, как выглядит пирамида Минто, схема построения и количество ее уровней.

Есть данные исследования, что за один раз человек способен запомнить 7 ± 2 блока информации. Если их больше, мозг начинает заменять предыдущие данные новыми. Стало быть, в тексте должна быть основная идея и не более 6−7 групп аргументов. Иначе читатель просто забудет часть доводов.

Автор методики рекомендует такой принцип пирамиды Минто как «пять вопросов». Достаточно раскрыть 5 групп тезисов, которые отвечают на 5 вопросов:
  • «Что?»
    Раскройте основное преимущество предложения
  • «Почему?»
    Покажите цифры, исследования, данные опросов
  • «Каким образом?»
    Скажите про особенности, приведите примеры из практики, как предложение решило проблему покупателя
  • «Где?»
    Объясните, как получить: где заказать и т. п.
  • «Когда?»
    Ограничьте предложение конкретным сроком, чтобы мотивировать купить скорее
Точное количество опять-таки зависит от задачи и контекста. Если помимо тезисов второго уровня есть много более мелких аргументов, возможно, стоит оставить 2−3 группы их. Если вы видите, что аргументов очень много, сузьте проблему. Разделите ее на 2 или 3, распределите доводы для каждой и сделайте отдельные тексты.

Золотые правила пирамиды Минто: как строить тексты

Расскажем подробнее, как формировать группы аргументов, которые становятся основой подзаголовков.

Утверждение более высокого уровня обобщает доводы, которые находятся уровнем ниже. Иными словами, низкоуровневые аргументы объясняют или включаются в идею предыдущего уровня. И наоборот: высокоуровневая идея может быть разделена на входящие в нее аргументы.

Утверждения в группе должны быть одного типа. Что это значит? Если идет речь про то, что книга увлекательна, надо рассказать, за счет чего она увлекает и удерживает внимание: сюжет, художественные приемы, авторский стиль. Это одна группа. Если надо доказать, что книга качественная, следует рассказать про показатели качества: бумага, заказанные художнику, а не взятые из сети изображения.

Помните пример про триллер выше? Разберем его с точки зрения этих правил:

П2: Книга — настоящий триллер, потому что;
⠀⠀⠀П3: Сюжет лихо закручен — ДА, это признак триллера
⠀⠀⠀П3: Приключения есть — ДА
⠀⠀⠀П3: Саспенс применяется — ДА

А вот есть добавить:

П3: Много карт, иллюстраций — НЕТ, это признак не только триллера, но и других жанров.

Довод из последнего примера надо либо перенести в другую группу, либо вынести в отдельный П2 (если группы не найдется), либо вообще убрать из этого текста и использовать в каком-то другом.

Также советуем для каждого уровня аргументов использовать грамматически однотипные формулировки. Например, если первый довод второго уровня обозначен как предложение с подлежащим и сказуемым, то все остальные аргументы этого уровня сформулируйте также. Если первый тезис — неполное предложение, отглагольное существительное, повелительная форма глагола — сделайте все остальные такими же. Читателю будет проще воспринимать и запоминать информацию разных уровней. Сравните сами:

Сюжет лихо закручен

Приключения есть

Саспенс применяется

Лихо закрученный сюжет

Опасные приключения

Напряженный саспенс

Лихо закрученный сюжет

Есть приключения

Напряженный саспенс

Утверждения в группе взаимосвязаны логически. Чем проста пирамида Минто — эта система использует в основном две формы логических рассуждений:
  • от общего к частному (дедукция или выведение);
  • от частного к общему (индукция или обобщение).
Принцип выведения от общего к частному мы подробно рассматривали выше: вся пирамида построена на нем. Надо лишь найти общий тезис и разделить его на частные. Например, выделить нюансы или рассмотреть с разных сторон.

Строить аргументацию от частного к общему стоит в следующих случаях:
  • Описание последовательности действий. Например, как автору Литрес опубликовать книгу: зарегистрироваться, подтвердить профиль, перейти на вкладку «Мои книги» и так далее. В конце логично формируется общий итог.
  • Ранжирование по приоритетности. Это работает, когда аргументы в группе явно не одинаковы по значению для читателя. Тогда можно начать с более важных и последовательно переходить к менее значимым. Например, если речь идет о предзаказе печатной книги, в число аргументов входят цена, скорость доставки, выбор способа получения. Можно предположить, что цена будет приоритетнее всего, затем читателю важна скорость доставки, ну, а уж способ получения он как-нибудь выберет. Значит, структура будет следующей: 1 — цена, 2 — скорость, 3 — способ.
Заключение
Пирамида Минто поможет при написании текстов, задача которых — убедить читателя в чем-то или что-то ему продать. Особенно она полезна, если речь идет о сложном или дорогом предложении, о котором есть что рассказать, чтобы склонить к приобретению. Метод использует схему иерархии от общего к частному. Сначала заявляется основная идея, затем приводятся аргументы, которые ее доказывают. Если таких доводов много, их выстраивают в многоуровневую группу. Пирамида Минто может быть полезна авторам Литрес, которые продвигают свои книги в соцсетях и на других площадках. По этому принципу можно писать посты, статьи, выступления.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.