Top.Mail.Ru

Описание интерьера в литературе

Что за услуги?
Интерьер в литературе — это подробное описание закрытого пространства, изображение внутреннего убранства здания. В воображении читателя должен возникнуть целостный образ обстановки квартиры, дома, офиса. Такой эффект визуализации имеет большое значение для понимания литературного произведения. Умение описать интерьер жилища литературного героя свидетельствует о высоком писательском мастерстве автора.

Роль интерьера в книге

Подробное описание интерьера в художественной литературе по-разному влияет на развитие сюжета:
  • порой окружающая обстановка оказывает определённое психологическое воздействие на персонажа — угнетает его или, напротив, вдохновляет;
  • в отдельных случаях интерьер выступает своеобразным «детонатором» к дальнейшим активным действиям;
  • предметы и личные вещи, окружающие литературного героя, могут показать его интересы, жизненные приоритеты. Через описание внутреннего убранства автор может показать наличие или отсутствие чувства стиля, вкуса у литературного героя.
Детальное описание обстановки делает художественную книгу более запоминающейся, увлекательной. История уже не будет казаться читателю «плоской». Каждый досконально прописанный элемент будет словно бы оживать в его воображении.

Приведём пример описания интерьера в классическом литературном произведении:
Большая квадратная комната из-за отсутствия мебели казалась ещё более просторной. Стены были обклеены вульгарными обоями с вызывающим рисунком, местами они покрылись пятнами плесени, а кое-где оторвались и свисали длинными лохмотьями, обнажая жёлтую штукатурку. Напротив двери располагался такой же безвкусно-роскошный камин с полкой из поддельного белого мрамора. На одном её краю лежал огарок красной восковой свечи. Единственное окно было настолько грязным, что пропускало в комнату лишь тусклый слабый свет, придававший всему находившемуся в ней уныло-сероватый оттенок. Это впечатление усугублялось толстым слоем пыли, который покрывал всю квартиру.

фрагмент произведения «Тайна Лористон-Гарденс», написанного Артуром Конан Дойлем

Интерьер как средство характеристики персонажа

При описании интерьера могут употребляться эпитеты с разной эмоциональной окрашенностью.
  • негативно окрашенные
    скудный, душный, бедный, убогий;
  • нейтральные
    знакомый, своеобразный, привычный;
  • позитивно окрашенные
    комфортный, роскошный, изысканный.
Описание дома позволяет автору чётко выразить своё отношение к его хозяину. Вдумчивый читатель непременно почувствует, какие эмоции сквозят в его высказываниях.

Порой описание внутреннего оформления дома показывает, как литературный герой меняется в процессе повествования. Деградация или личностный рост персонажа художественной книги отражаются и на месте его обитания.
Образцовый порядок в доме, плачевное состояние мебели захламлённость могут давать более полное представление о сущности героя, чем описание черт его характера через прилагательные («аккуратный», «чистоплотный», «скупой» и т. д.).

Как описать интерьер — основные правил

При описании интерьера помещения стоит:
Подробнее рассказывать о деталях
Уникальные архитектурные особенности, декор, узоры помогают создать атмосферу уюта. Характер героя описание интерьера с подчеркнутыми нюансами раскроет более полно.
Детально описывать особенности той или иной исторической эпохи
Уклад жизни литературных героев будет выглядеть более реалистичным и достоверным при использовании разнообразных лексических средств (архаизмов, просторечий, диалектизмов и т. д.). К примеру, Энн Перри в своих детективных романах описывает быт времён викторианской Англии с необычайной точностью.
Важно
При описании интерьера стоит подробнее рассказать и о звуках, запахах. Именно они придают характеристике внутреннего убранства дома неповторимость, индивидуальность. В качестве примера следует привести произведение «Трущобы Севен-Дайлз»: «От кухонной плиты в доме было тепло; по коридору разносился запах выстиранного белья, всё ещё слегка влажного, чисто вымытого пола и свежеиспечённого хлеба».
Литературное описание природы в одном из фрагментов произведения И. Тургенева «Отца и дети» выступает средством отражения подавленного эмоционального состояния родителей, потерявших горячо любимого сына. Грустный эпизод о кладбище, которое «…являет собой вид печальный…», помогает понять силу переживания стариков Базаровых, глубину их скорби.

Описание дома

Начиная описывать интерьеры, помните, какое значение имеет помещение для дальнейшего развития сюжета. Если оно помещение предназначено для создания единичной короткой сцены, стоит ограничиться краткой фактической информацией. Если оформление помещение или предметы в нем важны для дальнейших событий или для понимания характера героя, сделайте описание более подробным.

Слишком длинные описания следует разделить действиями, мыслями или диалогом. Например, вы начали рассказывать про комнату и мебель в ней. Напишите 1−2 абзаца, затем рассказчик садится за стол или произносит какие-то мысли про себя и описание продолжается с нового ракурса.

Очень примечательно описание помещения в художественном произведении «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Внутреннее убранство домов помещиков показано глазами Чичикова.

Обстановка в жилище Собакевича отлично характеризует сущность хозяина. Там стояла прочная, но довольно тяжёлая мебель. Это придавало ей сходство с неуклюжестью хозяина. На стенах дома можно было увидеть картины с изображением русских и греческих полководцев, явно пышущих здоровьем. Всё описание жилища в литературном произведении напоминает его владельца, похожего на неуклюжего медведя.

В интерьере дома Манилова постоянно чего-то недоставало. То на столе оказывался бронзовый подсвечник, соседствующий с «медным инвалидом», то не хватило дорогой ткани для обивки мебели. И в этом нет ничего удивительно. Любимое занятие владельца дома — пустые мечтания. Ни одна из фантазий Манилова не была воплощена в жизнь. Мечты помещика остались нереализованными, обустройство его дома — недоделанным.

Весьма красноречиво и описываемое пространство в жилище Коробочки. «…за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок…»

Плюшкин, потерявший нормальный человеческий облик, жил в помещении, утратившем приличный внешний вид. Из сеней постоянно тянуло холодом. Окна в доме кое-где были забиты, мебель сломана. В углу одной из комнат находилась куча бесполезного хлама. При первом взгляде на дом Плюшкина трудно было предположить, что там обитает живое существо. Такое описание дома в книге Н. В. Гоголя — отражение мрачного, лишённого настоящего смысла существования не в меру скупого помещика.

Описание комнаты литературного героя

Личные апартаменты персонажа — отражение его характера, менталитета, жизненных ценностей. Показать личность через интерьер, который она себе создает, — классический литературный прием, которым искусно пользовался, например, Ф. М. Достоевский.

Основные события его книги «Преступление и наказание» разворачиваются в Петербурге. В романе дано довольно подробное описание интерьера комнаты: в произведении ему отводится большая роль. Крошечная клетушка, в которой обитал Родион, была шагов в шесть длиной. Эта комната имела очень жалкий, убогий вид. Помещение было до того низким, что высокому человеку казалось, что он вот-вот стукнется головой о потолок.

Отставшие от стен жёлтые обои символизировали «расслоение» в душе главного героя книги. Большая неуклюжая софа занимала чуть не половину места квартиры. Эта мебель когда-то была обита ситцем. Но теперь софу, служившую Родиону постелью, сплошь покрывали лохмотья.

Трудно спорить с тем, что в таких клетушках, которые оказывают угнетающее влияние на психику людей, вынашиваются «самые ужасные и дьявольские планы». Именно в этой каморке главный герой романа и обдумывал свою теорию о «право имеющих».

Во внутреннем убранстве помещения отчётливо виден характер Родиона Раскольникова. Главный герой демонстрирует полное равнодушие к внешнему миру. Раскольникова отличает сосредоточенность исключительно на своих внутренних переживаниях. Главному герою романа свойственна замкнутость, желание забиться в своём тесном уголке (словно паук). После убийства старухи-процентщицы эта черта характера Раскольникова проявляется ещё более явственно.

Интерьер комнаты Сонечки Мармеладовой показан совершенно иначе. Это было довольно большое помещение, имевшее вид неправильного четырёхугольника. Несмотря на большие размеры, комната Сони не давала простора душе. Жилище девушки, напротив, словно бы душило, угнетало её. Из-за сходства с неправильной геометрической фигуры комната Сонечки казалась неуютной, уродливой.

Примечательная вещь в жилище главной героини — Новый завет, который девушка читает Раскольникову. Именно благодаря вере в Бога душа Мармеладовой не «заледенела» после выпавших на её долю физических страданий, унижений.
При описании интерьера помещения Федор Михайлович Достоевский уделяет большое внимание цветовой гамме. Автор знаменитого романа отдаёт явное предпочтение жёлтому цвету. Он становится отличным дополнением к драматическим переживаниям литературных персонажей. В интерьере присутствуют также зелёный, белый, коричневый цвета. В частности, на грязных жёлтых обоях виднелся неуклюжий белый цветок с коричневыми чёрточками.

Герой книги «Обломов» И. А. Гончарова постоянно находился в одной комнате. Она служила мужчине и кабинетом, и спальней, и приёмной. Комната, в которой Обломов проводил практически всё своё время, на первый взгляд выглядела прекрасно убранной. Но в действительности красота и чистота помещения мало заботили литературного героя. Обломов руководствовался «только желанием кое-как соблюсти видимость неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них». И. А. Гончарову отлично удалось описать комнату в художественном стиле. В результате у читателя складывается впечатление, что литературному герою чуждо стремление к труду, какой-либо деятельности. При дальнейшем прочтении романа становится более понятно, что именно привело Обломова к такому печальному образу жизни.

В произведении «Книжка с картинками» Д. Н. Мамина-Сибиряка автор рассказывает о том, как книги прочно вошли в его жизнь. В центре самой лучшей комнаты в доме находился довольно объёмный шкаф. В нём были размещены томики Некрасова, Пушкина, Кольцова, Гоголя. Такое описание обстановки дома свидетельствует о большой любви к чтению.

Ошибки, которые могу допускать авторы

При описании комнаты, в которой живёт литературный герой, авторы могут совершать следующие ошибки:
  • усложняют художественный текст монотонными, ненужными описаниями. Не стоит перегружать читателя обилием очевидных фактов, если они не представляют особую важность для сюжета;
  • перескакивают с одного предмета на другой без строгого соблюдения логики изложения.
Во избежание таких ошибок начинающим авторам литературных произведений стоит описывать интерьеры по следующему плану:
  • размеры и форма комнаты;
  • окна и двери (их наличие, количество, величина, состояние);
  • цвет полов и стен;
  • стиль помещения — отделка, декор;
  • предметы мебели;
  • наличие ярких декоративных деталей.
Не обязательно в каждое описание упаковывать все эти пункты. Отберите только те из них, которые важны для понимания характера героя, его действий или развития сюжетной линии.
Заключение
Описание интерьера играет далеко не последнюю роль в характеристике литературного персонажа и развитии сюжета. Оно выгодно дополняет образ, созданный автором книги, помогает лучше разобраться во внутреннем мире героя, его мечтах и стремлениях. Расположение и планировка помещения, функциональные и декоративные предметы могут иметь сюжетообразующее значение. Поэтому авторы тщательно тренируют свое мастерство описывать внутреннее убранство зданий и сооружений.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.