Top.Mail.Ru

Как писать хороший и красивый текст: 25 советов

Что за услуги?
Придумать мир, сюжет и персонажей — половина дела. Автору надо еще и изложить все придуманное словами так, чтобы читатель не мог оторваться от его книги, пока не дочитает до конца. Если первый раз это может быть сложным, то чем больше вы пишете, тем выше становится ваше мастерство. Чтобы помочь писать хорошие тексты, советы новичкам собраны в этой статье.

1. Сосредоточьтесь на главном

Прежде чем писать книгу, ее отдельную главу, рассказ или статью, коротко ответьте себе на вопрос: «О чем эта часть, что в ней главное?». Это акцентирует ваше внимание на том, что вы действительно хотите донести до читателя, поможет не утонуть в деталях и формулировках. Вам сразу станет легче строить сюжет и структуру любого отрезка текста. Так проще научиться писать хорошие тексты.

2. Сохраняйте свежий взгляд

Описывайте явления или обстоятельства, как будто для вас они такая же неожиданность, как для читателя. Это создаст для него ощущение сопричастности, как будто вы совместно узнаете новое в сюжете. Попробуйте взглянуть на знакомые вещи под непривычным углом. Так можно создать текст, от которого невозможно оторваться читателю.

3. Поддерживайте интригу

Она должна присутствовать на протяжении всей книги, чтобы читатель пытался догадаться, в чем секрет. Это мотивирует его читать дальше. Не сообщайте важные факты или разгадку тайны в начале главы, придержите самый эффектный эпизод до окончания раздела. В начале лучше дать двусмысленный намек, который может повести читателя по ложному следу. Так ему будет интереснее читать, а развязка получится ошеломляющей.

4. Усильте динамику повествования

Используйте активные сцены, где много действий и эмоций. Они сделают сюжет динамичным, оживят повествование и помогут держать интерес читателя. Чередуйте динамичные эпизоды с более спокойными, чтобы дать читателю возможность передохнуть и погрузиться в размышления. Можно начинать главу со спокойной сцены и постепенно ускорять темп, закончить динамичной погоней, побегом или схваткой.

5. Пропускайте второстепенное

Наверняка многим знакомая ситуация: вы описываете некую сцену и начинаете спотыкаться на подробностях. Например, герой вошел в комнату: есть ли в комнате окно, висят ли на нем шторы, стоит ли стол? Начинаете придумывать обстановку, видите противоречия, исправляете… и в итоге теряете темп повествования. На самом деле можно вообще не описывать то, что не играет роли для развития сюжета. Герой вошел в комнату — если наличие окна, штор и стола никак не влияют на дальнейшее, то не тратьте на них время. Вымученные описания только раздражает читателей, им приходится продираться сквозь монотонный текст и однообразное изложение. Возможно, потом, когда вы будете перечитывать текст, в голове родится картинка обстановки, и вы легко и быстро ее опишете.

6. Представьте своего читателя

Перед тем, как начать книгу, смотрите на нее с точки зрения потенциального читателя. Составьте его мысленный портрет: приблизительный возраст, увлечения, семейное положение. Чего он ждет от произведения? Если учтете ожидания, сможете писать хорошие, креативные и доступные тексты, которые аудитория будет читать с живым интересом.

7. Откажитесь от лишних слов

Все, что можно сказать коротко, говорите коротко. Так повествование будет динамичнее, а смысл понятнее. Отглагольные существительные, превосходные степени прилагательных, вводные слова, местоимения «свой», «такой» могут утяжелять речь. Часто их можно убрать без потери смысла. Например, вместо «парень испытывал глубочайшее чувство восторга» достаточно написать «парень восторгался» или «восторженный парень». Речь автора Литрес должна выглядеть естественной, а не канцелярской — тогда получится приятно читаемый текст.

8. Избегайте нанизывания слов

Это относится к конструкциям, где подряд идет более двух одинаковых частей речи, даже если они разбиваются предлогами. Например, «он испытывал недоверие к способностям представителей племени». Лучше убрать часть существительных, или заменить на глагол, или разделить фразу запятой. Как вариант, «он не доверял способностям тех, кто представлял племя», «он не верил в способности племени».

9. Сокращайте предложения

Длинные предложения лучше разбить на 2 — так читателю легче следить за логикой повествования. Общее правило: одна фраза не должна занимать больше трех строк на экране компьютера.

10. Чередуйте предложения разной длины

В продолжение предыдущего пункта: перемежайте фразы на 2−3 строчки и короткие из двух-пяти слов. Это активизирует внимание читателя. Хороший оригинальный текст становится более динамичным. Такое произведение проще понимать и хочется читать еще и еще.

11. Сохраняйте позитивный настрой

Постарайтесь дать читателю позитив, даже если пишете хоррор. Сейчас у людей достаточно сложностей и негатива в жизни, многие читают книги, чтобы отвлечься от проблем. Поэтому даже в самом «чернушном» произведении постарайтесь показать «лучик света» — дайте читателю знак, что все наладится.

12. Выстраивайте структуру

Большую или короткую форму вы пишете — всегда продумывайте структуру. Сохраняйте классическую схему: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Для большого произведения стоит составить приблизительный план по главам: где, что, с кем происходит, от чьего лица идет повествование (если лица меняются). Составив такой тезисный план, вы не потеряете свои идеи и задумки. Конечно, структура гибкая, вы всегда можете ее дополнить или изменить там, где вам как автору стало тесно в заданных рамках. Но без плана вам будет трудно соблюсти темп повествования, не уйти в сторону и не запутать читателя событиями и фактами.

13. Разделяйте произведение на части

Тома, главы, «звездочки» в рассказах помогают выделить отдельные смысловые блоки. Каждый из них логически завершен. Благодаря такому построению читатель передвигается от блока к блоку, следуя вашему замыслу. Он лучше понимает смысл и не устает от сплошного полотна текста. Так что учитывайте, что разделение на части играет роль в восприятии текста.

14. Будьте последовательны

Если автор перескакивает с одного события на другое, повторяется, путается в обстоятельствах, не показывает кульминацию, не подводит читателя к выводам — аудитория быстро утратит интерес к книге. Конечно, эпизод может прерваться на самом интересном месте, и автор вернется к нему через две главы — это распространенный прием. При написании текстов стоит помнить, что во всем нужна мера, такие переходы не должны случаться в каждом абзаце.

15. Создавайте атмосферу

Неважно, пишете вы о современном мире или создаете свой собственный — книга должна обладать собственной атмосферой. Она может быть уютной, таинственной или опасной — все зависит от автора и того, какие идеи он хочет донести. Передайте атмосферу в предыстории героев и описании мира. Описывайте обстановку через все пять человеческих органов чувств. Покажите не только как персонаж видит мир, но и каким он его слышит, ощущает при касании. Созданная атмосфера должна соответствовать жанру и теме. Это поможет читателям полностью погрузиться в мир произведения, а вам даст хороший опыт работы с текстами.

16. Уравновесьте описания

Не переусердствуйте с этим типом текста. Описания — хороший прием, чтобы показать обстановку, в которой происходит действие. Но они замедляют повествование и утомляют тех, кто не привык читать длинные тексты. Описание должно быть достаточно подробным, чтобы создать атмосферу, но не затянутым настолько, чтобы утомить читателя. Разбивайте: 2−3 абзаца описания — затем какое-то действие или диалог и можно вновь вернуться к описанию. Постарайтесь показать не только внешний облик, но и по возможности скажите про звук, запах, вкус, тактильные ощущения от предмета или детали.

17. Оживите персонажей

Сделайте их живыми, придав им уникальные черты характера, желания, цели, страхи и привычки. Для этого лучше показывать, а не рассказывать. Не описывайте характер словами, а покажите его через диалоги, поступки, мысли. Так вы сможете создавать яркие и запоминающиеся тексты.

18. Используйте диалоги

Они должны развивать сюжет. Не пишите диалоги просто чтобы они были — каждый разговор должен нести смысл. Сообщайте в нем детали или подробности, которые важны для действия, излагайте предпосылки событий. Речь в диалоге должна быть разговорной, естественной.

19. Удерживайте нити повествования

Если в начале произведения вы ставите загадки, а потом уходите в сторону и не даете даже намека на разгадку, читатель становится скучно. Он может начать перелистывать вторую часть произведения, только чтобы найти ответ. Поэтому важно соблюдать баланс секретов и раскрытия тайн. Например, если загадочный эпизод произошел в начале первой части, дайте объяснение в начале второй. Если же хотите раскрыть интригу только в конце произведения, по ходу действия напоминайте о ней. Давайте намеки, чтобы читатель пытался сам разгадать, что же произошло на самом деле, и читал до конца, чтобы проверить свои догадки. В любом случае надо показывать, что эпизод, загадка не забыты, они еще сыграют свою роль в развитии сюжета.

20. Вырабатывайте свой стиль

Авторский стиль письма — ваш голос, ваше лицо, уникальный способ выражения мыслей. Экспериментируйте, пробуйте разные литературные приемы, пока не найдете тот стиль, который комфортен вам и привлекает читателя. Избегайте штампов и литературных клише — они делают текст предсказуемым и лишают его индивидуальности. Для выработки своего стиля больше читайте любимых авторов Литрес, разбирайте, как они пишут: как описывают героев, как строят диалоги, как составляют фразы.

21. Расширяйте словарный запас

Это поможет в работе над стилем и не только. Больше читайте, причем не только художественную литературу, но и рецензии, критику, исторические и философские работы. Подмечайте интересные обороты. Ищите неологизмы и подбирайте к ним синонимы. Все это пополнит ваш активный словарный запас и обогатит стиль.

22. Вычитывайте и редактируйте текст

Вычищайте из готовой работы опечатки, некорректное употребление слов и знаков препинания, фактические ошибки (когда героиня то Наталья, то Наталия, то вдруг где-то Анна). Читатель в большинстве своем человек грамотный, и ошибки, даже случайные, режут ему глаз. Он запинается, злится и может не дочитать или оставить негативный отзыв. Поэтому даже опытные писатели отдают готовые тексты на проверку и вычитку. Вы можете сделать то же самое, заказав редактуру или корректуру в Литрес Самиздат.

23. Изживайте перфекционизм

Любые правки и улучшения текста не стоит делать до бесконечности. Так можно уничтожить и стиль, и смысл. Поэтому изживайте свой перфекционизм: проводите не более двух итераций правок. Первая — редактирование смысла, фактических ошибок, словоупотребления, заметных опечаток. На второй раз проведите корректуру именно орфографии и грамматики. И публикуйте!

24. Боритесь с прокрастинацией

Это явление многим авторам. Вы включаете компьютер, чтобы писать книгу, и… читаете новости, заходите в социальные сети, просматриваете новинки и информацию о мероприятиях. В общем, делаете все, кроме собственно написания текстов. В итоге через 2, 3 и даже 6 часов вы встаете из-за компьютера, не создав ни строчки.

Реально побороть такое избегание можно двумя способами. Первый — повесьте на экран бумажку с цифрой, сколько тысяч знаков необходимо написать за сегодня. Сразу открывайте файл и заставьте себя писать. Через силу, коряво, скучно, глупо — но писать. Через некоторое время вы втянетесь и текст будет уже намного лучше, а слабое начало обработаете потом.

Второй способ — сесть за компьютер, открыть файл и начать вслух проговаривать, что вы собираетесь написать в этой части произведения. По мере разговора начинайте записывать идеи, затем формулировки, а затем и связный текст. В конце вернитесь к началу, где шли наброски, и сделайте его связным. Главная проблема этого метода — не перепугать родственников, которые могут услышать, что вы разговариваете сам с собой.

25. Тренируйте креативное мышление

Под этим модным выражением скрывается умение находить нестандартные ассоциации, сочетать вроде бы несочетаемые вещи. Пробуйте вне литературной деятельности находить такие связи. Например, когда готовите еду, подберите к предметам кухонной утвари ассоциации из древнегреческой мифологии и обоснуйте их. Например, «сковорода с антипригарным покрытие — это Геракл, потому что она мощная, но ее покрытие повреждается кислотами, как Геракл умер от отравленной одежды». Попрактиковавшись в таких алогичных ассоциациях, вы сможете находить неожиданные образы и идеи для книг.
Заключение
Чтобы написать хороший текст, который читатели захотят читать и перечитывать, надо развивать не только фантазию, но и мастерство. Используйте советы и приемы опытных авторов Литрес, но адаптируйте их под свои идеи, стиль и опыт. Учитесь мыслить нестандартно, сохраняйте свежее восприятие мира и деталей. Не стремитесь походить на кого-то, создавайте и развивайте собственный творческий облик.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.