Top.Mail.Ru

Как описать страх в книге

Что за услуги?
Страх — базовая эмоция, знакомая каждому. Если автор хочет, чтобы читатель не мог оторваться от страниц и верил в персонажей, ему нужно уметь изображать это чувство. Собрали в статье литературные приемы, как передать страх через текст и сделать героев по-настоящему живыми и не шаблонными.

Что такое страх и почему он важен?

Страх — психоэмоциональная реакция, которой организм отвечает на реальную или предполагаемую угрозу. Он помогает выживать, мобилизует организм для защиты (через «бей или беги», а также другие действия).
Страх проявляет себя:
  • физиологически — выброс адреналина влечет за собой учащенный пульс, потение, напряжение мышц;
  • психологически —ощущение тревоги, беспомощности, злости;
  • поведенчески — стремление избежать опасности, спрятаться или драться.
Существуют разные виды страха. Он может быть рациональным — человек или литературный герой пугается взрыва или дикого животного. Бывает экзистенциальный страх перед нематериальными факторами: одиночеством, смертью. Также встречаются фобии, когда человек чрезмерно боится того, что не может ему повредить, например, пауков или мышей.

Как страх связывает автора, героя и читатели

Когда писатель передает страх в своих персонажах, читатель мгновенно ощущает связь с ними. Герой, дрожащий в темноте или застывший перед неведомой угрозой, вызывает не просто сочувствие — он заставляет проживать эмоцию вместе с ним. Страх в вашем романе работает как мост между вымыслом и реальностью. Он делает историю осязаемой, а переживания героя — собственными для читателя.

Персонажи проявляют свои страхи в разных поведенческих формах. Один убегает, другой замирает, третий яростно атакует — автор предлагает способы преодоления страха, а читатель лучше понимает, что за характер перед ним.

Важно не только то, как герой реагирует, а то, что он делает потом. Преодолевает ли парализующий ужас или подчиняется ему? Автор показывает, как страх влияет на персонажа. Это испытание, после которого он либо ломается, либо находит в себе силы идти дальше.

Писатель может добавить слой страха как ловушку, из которой герой будет искать выход, или как способ развития сюжета. Читатели ждут, когда персонаж наконец переступит через себя, и это момент катарсиса. Ведь если герой смог победить свой ужас, значит, и у нас есть шанс. Литература напоминает: страх не должен управлять жизнью. И показывает, на что способны люди, когда кажется, что выхода нет.

Как реалистично показать внешние проявления страха

Лучший способ описать испуг — вспомнить, как он случился у вас. Например, классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь боялся всякой чертовщины — и его «Вий» пробирает до мурашек. Вспомните, что пугало вас в жизни, и запишите, какие ощущения вы испытывали на физическом и ментальном уровне. Тряслись руки, мозг как будто вскипел, ступор до обездвижения? Такое воздействие страха передайте своему герою.

Вот какие внешние признаки страха в вашем романе стоит использовать, чтобы передать эмоции героя:
  • Застывший взгляд — он может передавать как ступор, так и попытку убежать или напасть на источник страха.
  • Дрожание губ, нижней челюсти, крыльев носа — указывает на утрату самоконтроля.
  • Дрожащие руки — способ показать, что в этот момент персонаж не способен ничего предпринять.
  • Скрюченные пальцы — указывают на предельное мышечное напряжение, спазмы.
  • Зажмуренные глаза, прижимание ладоней к лицу — попытка спрятаться от реальности.
  • Отвисшая челюсть, струйка слюны — неспособность думать и даже говорить.
  • Крик, стон, визг — инстинктивный, обычно бесполезный зов на помощь.
  • Мотание головой — отрицание происходящего.
  • Сжатые кулаки — попытка самозащиты.
  • Прерывистое дыхание, обморок, царапание себя — отчаяние.

Как передать ощущения героя

Для этого существует несколько проверенных литературных приемов. Вот как могут себя проявлять причина и следствие страха:
  • проступил ледяной пот;
  • перехватило дыхание;
  • нет сил сдвинуться с места;
  • неспособен внятно излагать мысли;
  • ощущает себя оглушенным;
  • темнеет в глазах;
  • учащается сердцебиение;
  • свело конечность или другую часть тела;
  • не чувствует боли;
  • впадает в панику;
  • ноги подкашиваются;
  • голова кружится;
  • теряет сознание;
  • ощущение нереальности происходящего;
  • апатия.
Конечно, это далеко не полный список. Если вы понаблюдаете за людьми в разных ситуациях, то наверняка обогатите свой творческий арсенал и сможете добавить слой страха более оригинально.

Какие действия может предпринять герой

Что сделает персонаж под воздействием страха в вашем романе, зависит от того характера, который показывает автор.
Конечно, это далеко не полный список. Если вы понаблюдаете за людьми в разных ситуациях, то наверняка обогатите свой творческий арсенал и сможете добавить слой страха более оригинально.

Как добавить слой страха при помощи мыслей и желаний

Описывая внутреннее состояние героя, автор может метафорически отразить его испуг через мечты и надежды. Например, персонаж может захотеть:
  • проснуться от страшного сна, то есть убежать из ситуации в другой мир;
  • не дышать, стать маленьким, спрятаться — спастись за счет невидимости, незаметности;
  • умереть на месте — так передают предельный ужас.
Есть и другие естественные желания при страхе, например:
  • «Пусть все это поскорее закончится».
  • «Пусть кто-нибудь придет и меня спасет».
  • «Пусть случится чудо».
  • «Мне уже все равно, что со мной будет».
Все они отражают неспособность человека справиться с ситуацией здесь и сейчас. Однако вслед за ними может произойти переход к активным попыткам спастись — таким образом автор показывает, как персонаж преодолевает свой страх.

10 известных писателей, которые используют страх в книгах

Покажем, как классики мировой литературы передавали испуг и ужас в своих произведениях.
Николай Васильевич Гоголь, «Вий»
Гоголь умел превратить любой страх в нечто мистическое. Сначала он искусно нагнетает атмосферу: Хома Брут «вздрогнул по какому-то безотчетному чувству, которого он сам не мог растолковать себе. Темное предчувствие говорило ему, что ждет его что-то недоброе». Постепенно ночные происшествия становятся все страшнее, персонаж путает слова молитвенных текстов, которые читает, совершает неправильные действия — и в итоге попадается чудовищам. В конце однокашник главного героя приходит к выводу: он погиб, потому что испугался. Через ледяное дыхание потустороннего Гоголь показывает читателю, что воздействие страха способно лишить жизни.
Федор Михайлович Достоевский, «Преступление и наказание»
Раскольников после убийства старушки-процентщицы живет в страхе разоблачения. Он невольно акцентирует внимание на всем, что связано с преступлением — слухах, обсуждении. Он дрожит, ему мерещится, что окружающие догадываются, что именно он убийца. В итоге предъявленное обвинение воспринимается почти с облегчением. Достоевский показывает, как страх разъедает человека изнутри, превращая жизнь в кошмар.
Михаил Афанасьевич Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Мастер пишет роман, побеждая свой страх и фобии перед обществом, которое агрессивно воспринимает его сюжеты. В какой-то момент он поддается этого страху, сжигает рукопись и отправляется в психиатрическую лечебницу. А его возлюбленная Маргарита преодолевает свой страх перед неизвестностью, когда отправляется на бал к сатане ради спасения любимого. Их любовь помогает ему преодолевать эти страхи и обрести пусть не свет, но покой, которые они заслуживают.
 Михаил Александрович Шолохов, «Тихий Дон»
И здесь герой преодолевает ужас и становится сильнее. Григорий Мелехов в бою испытывает животный страх смерти. Но, несмотря на это, держится храбро и даже получает награду. Автор показывает, что даже такая страшная, кошмарная ситуация, как военное сражение, не лишает героя храбрости и мужества. Любой страх можно преодолеть, если хочешь выжить и победить.
Дориан с ужасом замечает, как его портрет меняется, отражая грехи. Он содрогается, его сердце бьется, как у загнанного зверя. Однако разовый испуг не отвращает его от привычного образа жизни. Наоборот, отсутствие старения ведет лишь к все более и более мерзким поступкам. Уайльд показывает, как страх разоблачения толкает Дориана на убийство, шантаж, и в итоге приводит к саморазрушению.
Джордж Оруэлл, «1984»
Вся книга пронизана ощущением страха перед обществом и властью — вдруг в чем-то провинишься перед ними. Герой боится, что за ним шпионят, боится любить. Он предает свою любовь к Джулии из-за ужаса перед крысами, которыми его пытает дознаватель. Оруэлл показывает, как ужас проникает в души людей и становится орудием контроля над ними.
Эдгар Аллан По, «Сердце-обличитель»
Герой убивает старика, а потом слышит стук его сердца под полом. Звук становится все громче, преступник от ужаса кричит, бранится, стучит стулом об пол. По доводит страх и фобии до абсурда — убийца боится мертвеца больше, чем живого, и признается в убийстве полиции.
Стивен Кинг, «Сияние»
Кинг, признанный мастер литературы ужасов, в этом романе делает страх осязаемым. Герой физически ощущает его в каждом звуке, в узоре на обоях, в темном углу. Через страх призраки овладевают его разумом, доводят до саморазрушения и гибели. Кинг передает страх через видения и поведение персонажей. Он показывает, что человек не в силах противостоять потустороннему ужасу, если тот хочет его уничтожить.
Франц Кафка, «Превращение»
Главный герой просыпается в форме чудовищного насекомого. Члены семьи испытывают отвращение, причем страх каждого персонажа развивается постепенно. Например, испуг отца проявляется как попытка уничтожить чудовище, хотя он понимает, что оно безопасно и является его сыном. Сестра изъявляет желание ухаживать за беспомощным братом, но постепенно начинает его бояться и ненавидеть, хотя он ничего плохого не делает. Даже материнское сочувствие превращается в ужас. Кафка показывает, что страх, кошмар — это обыденность, от которого избавляет только смерть.
В конце романа Гай Монтэг, сжегший все мосты в прошлую жизнь, бежит от преследующей его по запаху механической ищейки. Наконец погоня вроде бы потеряла след. Автор акцентирует особенности мыслей и поведения, которые выражают страх: «Столько пробежать, так измучиться, чуть не утонуть, забраться так далеко, столько перенести, и, когда уже считаешь себя в безопасности и со вздохом облегчения выходишь наконец на берег, вдруг перед тобой… Механический пес! Из горла Монтэга вырвался крик. Нет, это слишком! Слишком много для одного человека». Но тут оказывается, что это просто лесной олень, и сжимающая горло рука страха исчезает.
Заключение
  • Страх в литературной произведении позволяет глубже раскрывать внутренний мир персонажей. Через него автор показывает характер или убеждения героя.
  • Страх может быть движущей силой сюжета. Он создает атмосферу напряженности, что важно для жанров триллера и хоррора. Эффективный прием — нагнетание тревожности через недосказанность, когда начинает пугать малейший шум.
  • Чтобы убедительно передать испуг, автор должен вспомнить свое собственное (или близких людей) состояние в этот момент. Затем он может использовать описание ощущения, действий, порывов героя.

Мастерски переданная эмоция приближает читателя к герою, превращает чтение в сопереживание. Преимущество использования страха заключается в том, что читатель получает сильный эмоциональный опыт.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.