Top.Mail.Ru

Как описать битву или драку в книге

Что за услуги?
Когда речь заходит о литературе, что вы вспоминаете, при слове «битва»? Кому-то на ум приходят батальные сцены противостояния храбрых воинов Гондора и Рохана с силами Темного владыки Саурона при Минас Тирите из романа-эпопеи «Властелин колец». Другие вспоминают что-то локальное. Например, драка Линдсея Форда с тюремными надзирателям из романа «Шантарамм».

Одно и другое — важное и запоминающееся событие в рамках своей истории. Но как Дж. Р. Толкину удалось передать весь этот масштаб? Как Г. Робертсу удалось так эффектно описать драку в книге? Ведь хорошо написанная боевая сцена в литературе — одни из сложнейших элементов, на которых спотыкаются многие авторы.

Давайте разбираться.

Советы для описания битвы

Итак, битва, сражение, батальные сцены, дуэль, драка — все это противостояние сторон, действующих лиц со своими особенностями, которые необходимо учитывать.
Чтобы эти особенности не потерять, перечислим несколько полезных и универсальных советов для описания битв.
  • Наполняйте боевые сцены эмоциями
    О чем думают отдельно взятые персонажи? Кто-то мечтает вернуться домой, а кто-то скорбит по товарищу. В каком состоянии пребывает целый отряд после двухдневного похода? В когда лидер продумывает разные стратегии, тактику всего боя на ходу, разве он не волнуется? Пусть каждый будет живым участником, а не просто массовкой.
    01
  • Не забывайте о конкретных моментах битвы
    Если это дуэль или драка, то опишите действия и движения. Здесь будет важен каждый шаг, каждый вздох.

    Если же у вас масштабное сражение, то срежиссируйте батальные сцены: пролетите общим планом по всей битве, затем выхватывайте из толпы парнишку, сгорбившегося под тяжестью доспехов и не поспевающего за товарищами, а после этого переместитесь к отряду врагов.
    02
  • Все стороны конфликта — это действующие лица
    Даже если вы рассказываете о фантастической битве людей с мерзкими инопланетянами, уделите внимание каждой стороне конфликта. У всех должно быть немного индивидуальности, читатель должен верить в происходящее и представлять каждого участника.
    03
  • Найдите баланс между деталями и динамикой
    Старайтесь равномерно чередовать эмоциональное погружение, описание каждого действия с динамикой происходящего. Смешивайте события и не стесняйтесь использовать яркие глаголы, способные передать больше эмоций. Не ударил, а врезал кулаком. Не побежал, а бросился.
    04
  • Расширяйте свой словарный запас
    Чем больше вы читаете, тем правдоподобнее сумеете описать происходящее. В Литрес обширная библиотека, среди которой найдется множество книг, способных обогатить и насытить ваш словарный запас.
    05

С чего начать?

Как подступить к работе и написать боевую сцену?

Что ж, любое событие в вашем произведение имеет структуру. Битва — та же самая сцена, у которой должно быть начало, середина, кульминация и развязка.

Допустим, главный герой вашей истории — детектив полиции. Он долго шел по следу банды преступников и, наконец, добрался до них. Помощи нет, вот-вот начнется перестрелка. Это и есть наша сцена битвы.

И структура, ее черновой план, может выглядеть следующим образом:

Начало

Детектив наблюдает за своими противниками из-за укрытия. Что ему делать? Вызвать помощь? Подмога явно не успеет. Выскочить на врагов, размахивая пистолетом? Смело, но малоэффективно. Подкрасться и взять заложника? Слишком рискованно. Хм, но вот позади есть грузовик. И если оглушить водителя, то можно застать их врасплох! Вот оно, да!

Не стесняйтесь рассуждать вместе со своими героями, думайте о разных вариантах. Вы можете озвучить мысли героя, чтобы затем выбрать самое подходящее решение.

Середина

Детектив въезжает на грузовике в своих врагов. В последний момент он выпрыгивает из кабины, делает кувырок и начинает стрелять. Машина взрывается, бандиты разбегаются, они не понимают, что происходит. Детектив стреляет в одного, ранит второго, затем прыгает за укрытие. Пули свистят над головой, но медлить нельзя. Перезарядка. Стрельба вслепую. Снова перезарядка. Пот застилает глаза. Все-таки грузовик был плохой идеей, черт его дери!

Вот тут вы, как автор, можете понять, что ситуация безвыходная, и если так, то вернитесь назад, подумайте, каким путем надо было пойти, либо же идите до конца. Детективу удается подстрелить еще двух врагов, остался последний. Патроны кончились. Драки не избежать

Кульминация и развязка

Если детектив допустит одну ошибку, то смерть неизбежна. Какой будет исход драки? Он уже не в том возрасте, чтобы так долго бороться. Ноги подкашиваются, глаз опух, когда противник врезал кулаком по скуле, а израненные руки не слушаются. Его же противник, пусть и серьезно ранен, как будто и не думает сдаваться. Последняя надежда — обманный маневр. Детектив позволяет противнику почувствовать превосходство, но затем вонзает в него нож. Громкий вскрик и безмолвное падение. Времени на радость победы нет. Пора уходить, скоро все взлетит на воздух.

И вот ваш черновой план структуры готов, вы написали скелет битвы. Можно и нужно перечитать, выбрать то, что больше всего нравится, представить всю картину в голове. Если захотите нарисовать примерную схему и расставить там все важные объекты — отлично, сделайте это! А после, имея на руках все составляющие, садитесь за лист и начинайте писать свою боевую сцену.

Разновидности боевых сцен

Чтобы у вас было как можно больше инструментов для написания битвы, давайте поговорим о том, какими могут быть боевые сцены.
  • Панорама
    Здесь описывается общая картина всего происходящего. Помните? Пролет камеры над всеми событиями, который дает общее представление.
  • Воспоминание
    Это может быть воспоминание персонажа о прошедшей битве. Главный герой мог вообще не присутствовать на том сражении (как Тирион Ланнистер, которого ударили по голове, из-за чего он без сознания провалялся всю битву). Здесь больше делается упор на действия в прошлом и рассуждения.
  • Наблюдение
    Наблюдателем может быть как сам автор, так и один из персонажей. Никто напрямую не участвует в действии, но он находится рядом и наблюдает за происходящим
  • Участие
    Главный герой непосредственно участвует в битве. Здесь нужно делать упор на его состояние, ощущения, эмоции, его действия, нужно показать физическое и моральное состояние героя.
  • Мечты, сравнение и воображения
    А здесь дайте своему персонажу в волю порассуждать и помечтать о том, как бы он врезал тому придурку, который угнал его машину. Во всех деталях, во всех подробностях, со всеми преувеличениями. Пусть герой насладится этим моментов

Все стороны конфликта — важные участники сцены

Напомним, что все стороны конфликта — это действующие лица, персонажи. И неважно, огромная это армия или один единственный воин.

Читатель должен верить в происходящее. Участники драки не обязательно враги друг другу. Может, это драка в баре двух повздоривших друзей. Один из них — кмс по карате, а второй — обычный парень. Как описать драку в книге?
Чтобы здесь не потеряться, давайте так же выделим основные моменты, о которых нужно помнить.

Судьба участников драки должна волновать читателя

Если же в драке не участвует персонаж, за которого переживает читатель, то она автоматически превращается в фоновую. Кто-то с кем-то дерется, непонятно кто, непонятно зачем. Поэтому читателя важно сначала познакомить с персонажами, с их характерами, умениями, моральным и физическим состоянием.

Внезапно появившийся противник должен быть представлен

Вот ваш герой идет по улице, но на него нападает неизвестный. Нужно вызвать определенные эмоции читателя к этому неизвестному. Герой может оттолкнуть его и окинуть взглядом, противник может что-то бормотать и выкрикивать, вариантов много. Но к противнику тоже должны быть вызваны эмоции.

Контраст характеров врагов отлично работает на погружение

У каждого участника драки своя личность, свой характер, мировоззрение, умения и свой опыт за плечами. Используйте это, чтобы добавить яркости в происходящее. Вспоминаем драку друзей выше.

Читатель должен хорошо представлять расстановку сил

Враги дерутся в каком-то месте. Если они одни, то уделите время описанию места, где происходит событие. Если же у вас бойцовский клуб в баре, то те, кто окружает дерущихся, не должны быть статистами и массовкой. Они тоже персонажи, они могут кричать, что-то бросать, подбадривать, пусть они участвуют в действии.

Любое «внезапное» событие должно быть логично

В драку вступают дополнительные силы? Расскажите, откуда они взялись и кто это. Если персонажи дерутся в чистом поле на кулаках, то внезапно взявшийся пистолет будет выглядеть странновато. Не нужно делать «вау-эффект» ради «вау-эффекта».

Участники схватки должны соответствовать себе

Особо не дравшийся парень не сможет в честной драке победить опытного каратиста ровно так же, как и детектив не сможет перестрелять толпу бандитов в одиночку на открытом пространстве. Кто сильнее, кто слабее, кто опытнее, у кого оружие, кто будет обманывать, а кто честный воин — ответы на все эти вопросы должны быть готовы заранее

Место действия битвы

Место, где происходит бой, — важный элемент, упустив который вы можете загубить всю сцену.

Соберите зону битвы заранее и продумайте, как она может влиять на происходящее. Вы должны знать:
  • На какой локации происходит действие: гараж, рынок, космос, открытое пространство, лес;
  • Время суток: день, ночь, вечер, раннее утро;
  • Погоду и температуру: жарко, холодно, идет ли ливень, дует ли ветер или идет снег, есть ли слякоть под ногами;
  • Освещение: ярко, темно или что-то видно, но не очень;
  • Возможности отхода с локации: запасные выходы, окна, пещеры, тропы;
  • Дополнительное оружие и детали окружения: сломанная ветка в лесу, карандаш на столе, степлер, кухонный нож, бита, лампа;
  • Наличие зрителей или случайных участников: соратники врага, обычные прохожие, родственники героя, полиция, животные.
Любой элемент может сыграть важную роль в исходе всей битвы. Мастер меча не сможет воспользоваться своим орудие в тесном помещении, и тогда у врага с ножом будет преимущество

Причина и мотивация действующих лиц

Большинство людей в обычной обстановке будут стараться избегать любой драки, так как это неоправданный риск. Поэтому у любой драки должна быть причина, которая и будет двигателем процесса.

От первостепенной причины зависит и мотивация действующих лиц. Как эта причина влияет на состояние героя? Если он стал случайным участником чужой драки, то у него будет одно желание — поскорее отсюда уйти, ведь оно ему не надо. Но если от драки зависит жизнь, то отношение будет совсем другое.

От причины будут зависеть и эмоции героя: когда он дерется за свою жизнь — это одно, но когда на кону жизни других людей — это иное.

Описание ранений и травм

Мы часто затрагивали момент, что все должно быть логично и правдоподобно. Описание травм, ощущение от ударов и последующие ранения, последствия тоже попадают под это.

Как выглядит рана от пули? А ножевое ранение? Вот в детектива кто-то стрельнул дробью и зацепил плечо, как будет выглядеть и ощущаться это попадание? А ожог?

Продумывайте, какие ранение будут получать ваши персонажи, и изучайте их заранее. Тогда вы сможете куда достовернее описать эти моменты.
Заключение
Схватка, битва, батальные сцены, сражение в книге — это всегда важное событие. Старайтесь подходить к нему уверенно. Не бойтесь пробовать, писать и переписывать. Начинайте с черновика, который постепенно обрастет различными деталями. Какие-то из них дойдут до финального варианта, какие-то нет, но каждая из них может сыграть ключевую роль.

И когда ваш примерный план будет готов, то написать боевую сцену будет гораздо проще. Пишите. Пишите и не останавливайтесь.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.