Top.Mail.Ru

Как писать научную фантастику и где брать идеи

Что за услуги?
Интересно, что ныне популярные жанры совсем недавно считались чем-то несерьезным. Так было и с научной фантастикой: в прошлом веке бытовало мнение, что этот жанр предназначен для подростков, никак не желающих расставаться с детскими фантазиями.

Но что происходит сейчас? Таких авторов научно-фантастической литературы, как Рэй Бредбери, Айзек Азимов, Артур Кларк, Станислав Лем, братья Стругацкие, Герберт Уэллс, уважают и ценят, считают классиками. Их работами зачитываются, восхищаются и часто говорят, что все эти авторы опередили свое время.

Расцвет научной фантастики пришелся именно на 60−80-е гг. прошлого столетия, но сейчас она переживает второе дыхание. Научно-фантастический роман «Марсианин» и «Проект „Аве Мария“» Энди Вейера, «Первому игроку приготовиться» Эрнеста КЛайна, «Воспоминания о прошлом Земли» Лю Цысиня — мировые бестселлеры последних лет, о которых говорят, о которых снимают фильмы.

Неудивительно, что многие молодые авторы хотят писать научную фантастику и рассказывать свои невероятные истории. Но, как и с любым жанром, одного желания бывает недостаточно. Важна подготовка, которая в данном случае требует некоторого углубления в науку и реальные факты.

Давайте вместе разбираться, как устроен мир научной фантастики и на что стоит обратить внимание. Ведь слово «научный» здесь вынесено не просто так.

Что такое научно-фантастическая литература?

Научная фантастика — литературный жанр, чьи сюжеты основаны на фантастических допущениях (вымысле, спекуляциях) в науке. Здесь могут описываться вымышленные технологии, миры, научные открытия, контакты с инопланетянами, будущее, альтернативная реальность, перемещение во времени. Но самое главное, что все это отталкивается от реальной науки и научных объяснений. Если здесь добавляется хоть немного магии, то жанр тут же превращается в фэнтези.
Как и многие жанры, научная фантастика имеет свои поджанры. Вот лишь некоторые из самых популярных:
  • Затерянные миры
    Сюжет подразумевает открытие, освоение новых, либо же заброшенных планет, миров, реальностей.
  • Космическая опера
    Космические корабли, полеты между планетами с использованием гипер-прыжков, масштабные баталии в невесомости. Ярким представителем классической научной фантастики будет «Звездный путь».
  • Киберпанк
    Прогресс компьютерных технологий стоит во главе угла, а человеческий вид находится в упадке, утопая в грязи. Противостояние человека и технологических корпораций.
  • Стимпанк
    Технологии паровых машин, подарившее миру альтернативную версию развития человечества.
  • Планетарная фантастика
    Сюжет основан на попадании героев тем или иным образом на экзотическую, неизведанную планету со своей флорой и фауной.
  • Биологическая фантастика
    Развитие, эволюция человека, как вида, что вызывает изменения в теле и новые способности.
Самое главное — фантазия автора в жанре научной фантастики ограничена лишь отсутствием магии, волшебства и колдовства. Миры, события, персонажи, время, технологии — все это может быть абсолютно чем угодно, но каждый фантастический элемент должен быть основан на логическом научном объяснении. Автор волен придумать даже собственную науку, но она не может содержать магию. Иначе научная фантастика сразу же становится фэнтези.

Как много должно быть науки?

Идеального рецепта с точно выверенным количеством науки в научной фантастики нет. Здесь можно отталкиваться лишь от общей рекомендации: необходимо соблюдать базовые научные законы физики, химии, биологии, естественных наук, которые будут известны современникам, и не сильно увлекаться техническим вопросом.

У всего должна быть научно-обоснованная причина. Так вы сможете вызвать больше доверия у читателя, но если начнете слишком вдаваться в технические вопросы, которые не продвигают сюжет, то навеете скуку. Ведь читатель хочет узнать о фантастическом мире, пережить невероятные приключения, а не прочитать очередной учебник. Не забывайте об этом.

Например, в вашей истории есть перемещения во времени. Вы вольны придумать новую технологию или элемент, который позволяет совершать такие маневры, но описывать устройство самой машины можно лишь мазками.

Как найти научно-фантастический сюжет?

Научная фантастика может увлечь любого человека, но здесь, как и в любых других произведениях, нужно начать с самой идеи. Ведь если ваша идея будет увлекательна, то без разницы, в каком жанре она написана — главное, что написана качественно и интересно.

А чтобы найти такую идею, задайте себе несколько вопросов:
  • В чем главная мысль будущего произведения?
  • Что нового узнает читатель о мире, о себе и о Вселенной?
  • А что, если???
Помните, мы говорили, что научная фантастика — это допущения в науке? Вот и придумайте это допущение при помощи вопроса «А что, если??? «.
  • А что, если телепортация станет обыденностью в человеческом мире?
  • А что, если на обратной стороне Луны есть наблюдатели?
  • А что, если планеты начнут притягиваться друг к другу?
  • А что, если кровь станет идеальным топливом для новой техники?
  • А что, если есть раса, которая следит за развитием Вселенной?
Чем чаще вы будете задавать себе такие вопросы, тем больше вариантов идей у вас накопится. Вы можете их записать, а затем выбрать самую, на ваш взгляд, невероятную! Ведь чтобы написать научно-фантастический роман, нужно позволить своей фантазии самой отправиться за пределы Вселенной. Не ограничивайте ее в этом.

Как писать научную фантастику?

Сам процесс написания текста структурно не будет сильно отличаться от текста любого другого жанра. Законы композиции, диалоги, достоверные персонажи и мир, конфликты — все это важно и в научной фантастике. И над этим стоит потрудиться, ведь чем увлекательнее будет повествование и действие, тем больше шансов увлечь читателя и отвлечь его от возможных научных и технических неточностей.

Ниже давайте подробнее поговорим о нюансах, которые стоит учитывать при написании научной фантастики.
  • Главный герой

    Читатель должен сопереживать главному герою и верить в него. Если ваш протагонист получится скучным, недостоверным, то насколько бы ваши миры и технологии не были удивительным, читатель, скорее всего, закроет книгу. Поэтому проработке персонажей уделите достаточное количество времени.
  • Антагонист

    Враг, соперник, злодей главного героя — не мене важная персона в истории, благодаря которой вы можете создать интересный конфликт. Этот конфликт будет поддерживать интерес, но только в том случае, если антагонист будет не менее достоверный и интересный, чем протагонист.
  • Структура

    Завязка, кульминация и развязка — это стандартная драматургическая структура, которая должна присутствовать и в этом жанре.
  • Ритм

    Старайтесь держать ритм повествования. Если читатель будет непрерывно кататься на американских горках, то он устанет. Разбавляйте активное, насыщенное действие спокойными событиями и отдыхом. Пускай после битвы персонажи переведут дух и поговорят.
  • Персонажи

    Будь то главный герой, злодей или второстепенные персонажи — все они не должны оставаться безликими. Дайте им особенные черты характера, привычки, заставьте читателя поверить в их реальность. Не стесняйтесь добавлять серых красок в их характеры, ведь не бывает однозначно плохих и однозначно хороших, у каждого внутри есть свои демоны, о которых читателю будет интересно узнать.
  • Мир

    Давайте информацию о мироустройстве постепенно. Если вы с ходу завалите читателя описанием, он быстро устанет. Позвольте ему постепенно погружаться в новую для себя вселенную, пусть главный герой показывает, как все устроено по мере развития сюжета.

    Допустим, ваш герой отправляется на космические гонки. Он своими действиями, мыслями и рассуждениями покажет читателю, как они устроены и что значат для жителей.
  • Важная информация

    Не превращайте действительно важную сюжетную информацию в монолог одного героя. Даже, если эту информацию выдает ученый, профессор или мудрец. Это избитый прием, который стоит обыграть либо в новом ключе, либо и вовсе избавиться от него.
  • Чеховские ружья

    Если вы упоминаете о чем-то, то не забывайте это использовать. Раз город на Луне окружен куполом, то он может сыграть важную роль в кульминации. Но ошибкой будет, если же вы сказали об этом, а затем никак не использовали.
  • Истории о людях важнее технологий

    Почему книги Жюля Верна до сих пор пересчитываются с таким интересом? Подводные лодки не удивляют, полеты на Луну уже не впечатляет, а подземные миры не будоражат воображение. Но ведь в этих фантастических событиях всегда участвуют люди, которые сталкиваются с невероятными приключениями. Люди говорят о чем-то важном, чему-то учат, переживают, радуются, плачут и превозмогают. Необходимо вкладывать в свои истории настоящие чувства, мысли, и тогда, вне зависимости от фантастичности происходящего, ваши истории запомнятся.
  • Практика

    Чтобы написать любую историю, ее нужно сесть и писать. Попробуйте начать с небольших историй, используя вопрос «А что, если???». Выберете несколько предложений, напишите цикл коротких рассказов, привнося в каждый что-то новое.
    Чем больше вы практикуетесь, тем лучше будете писать научную фантастику.х эмоциональных переживаний героя.

Реальное и нереальное

Одной из самых сложных частей при написании научной фантастики будет создание целостного, логичного мира. Авторы берут за основу что-то реальное, допуская возможность чего-то нереального. И чаще всего именно это фантастическое допущение лежит в основе будущего сюжетного конфликта.

Целостность мира зависит от того, насколько точно и органично реальность совмещается с фантастикой. И это напрямую связано с тем, поверит ли читатель в придуманный мир.

Сама суть фантастики заключается именно в нарушении границ между реальным и нереальным, ведь авторы часто преподносят что-то нереальное, фантастическое, как обыденную вещь в том мире, который они придумывают. Так они добиваются того, что нереальное в глазах читателя становится реальным.

Если постараться сказать совсем просто — автору необходимо балансировать между реальным и нереальным, совмещая оба этих понятия, чтобы читатель поверил в то, что он читает.

Где искать вдохновение?

Любая история начинается с идеи, которую автор раскручивает у себя в голове, а затем на бумаге. И уже после все это передается читателю в виде книги.

Эту идею авторы могут почерпнуть откуда угодно: книги, фильмы, строчка песни, собственные наблюдения, научные теории или события.

Интересно и то, что те вещи, о которых писали фантасты прошлого века, рано или поздно сбылись. Вполне возможно, что они тоже задавались вопросом «А что, если…?», развивали эту мысль и придумывали летающие машины, лазерные пушки, голограммы, компьютеры, интернет, кибернетику, андроидов и общение по видеосвязи.

В книге Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах» поднимался вопрос о человечности андроидов. Автор размышлял, могут ли они чувствовать, мечтать, хотеть и желать. И такими вопросами он задавался в 1968 году, что опередило свое время, ведь сейчас такими же вопросами задается и современное общество в отношении искусственного интеллекта.

Идея ограничена лишь фантазией автора. Кто знает, быть может рассуждение молодого автора о фантастической технологии окажется пророческим?

Заключение
Люди издавна смотрели на звезды. Даже в век современных технологий мы знаем о них слишком мало, поэтому до сих задаемся вопросами: что же там может быть, одни ли мы во Вселенной, что находится еще дальше в других галактиках? И ответы на эти вопросы могут дать авторы научной фантастики.

Каким он будет, мир будущего? Напишите свой научно-фантастический роман, а мы, как и многомиллионная аудитория, его с удовольствием прочитаем в Литрес Самиздат.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.