Top.Mail.Ru

Драма как род литературы

Что за услуги?

Введение

Нет ни одного человека в мире, который не слышал бы слово «драма». Оно такое привычное и в какой-то степени даже нарицательное, ведь в повседневной жизни мы слышим его постоянно.

Но, если задаться вопрос глубже, то драма — что же это такое?
Определение гласит следующее: драма — это один из трех родов литературы, помимо которого есть эпос и лирика.

Но ведь кто-то говорит, что драма — это жанр. Или это одно и тоже? Какие тогда жанры драмы бывают?

Что ж, намечается непростой вопрос, в котором мы с вами и будем разбираться, ведь здесь все куда сложнее и интереснее, чем может показаться на первый взгляд.

Ведь само по себе, во-первых, драматическое произведения одновременно принадлежит, как театру, так и литературе, и подобное определяет многие особенности, о которых мы поговорим ниже. А, во-вторых, да — драма является и родом литературы, и жанром одновременно.

История и возникновение драмы в искусстве

Драма как род литературы возникла в Греции в V—IV вв.еках до н.э., и начинала она свой путь с религиозных обрядов в честь бога растительности, виноградарства и виноделия Диониса. Все это сопровождалось хоровыми песнопениями, которые в дальнейшем обогатились диалогами и превратились в основу для античного театра.

Но лирика, как и эпос возникли раньше, поэтому можно даже сказать, что драма — этакий коктейль из двух ранних родов литературы, музыки, жестов, танцев (и чуть позже — диалогов с монологами)

Все это способствовало эволюции театральных представлений, где данный род укоренился и стал стремительно развиваться: актеры выходили на первый план, пантомимы обогащались словами, что постепенно вытеснило их (пантомимы) вовсе в отдельный вид творчества.

Наступил эпохальный момент, когда произносимые на сцене слова начали вызывать куда больше трепета, волнений и эмоций, нежели безмолвное действие, и всё это превратилось в драматическое искусство.

В последующем затрагиваемые темы очень часто соседствовали с наиболее яркими общественными проблемами, которые сильно откликались у простого люда: будь то социально-исторические противоречия, либо же извечные антиномии, которые так любили греки.

И в дальнейшем развитие даже не думало останавливаться — в драме все чаще затрагивали противоречивые внутренние терзания человека, когда его желание и ожидания не совпадали с реальностью, когда мечты разбивались, а надежды таяли, где мысли и чувства так часто боролись друг с другом. При этом само же драматическое действие связано с прямым противоборством героев, которое разворачивается либо на протяжении всей истории, либо же ближе к кульминации.

А дальше немного истории: после падения Римской Империи театр был забыт, как и сама драма, ведь все это лицедейство осуждалось христианством. Лишь во времена Средневековья все постепенно стало возрождаться, снова начиная с религиозных праздников и народных обрядов. И стой поры драма только и делала, что развивалась, больше в забытье она не попадала.

Теперь же, немного разобравшись с историей, можно выделить основные особенности драмы, которые стали отличительными чертами в сравнении с эпосом и лирикой.
Итак, основные особенности драмы:

Фокус на действии

Драма всегда базируется на действии, ведь само слово в переводе с древнегреческого и означает «действие». Все это строится на внутренних и внешних конфликтах, отражающих столкновение интересов и характеров основных действующих лиц.

Роль диалогов и монологов

Как мы говорили выше, пантомимы больше не приветствовались, ведь основной движущей силой драмы были диалоги и монологи персонажей. Это обеспечивало глубокое раскрытие характеров и помогало куда сильнее привязаться к происходящему эмоционально.

Центральность персонажей

Сюжет обязательно крутился вокруг персонажей и их взаимодействий. Это позволяло зрителю сильнее погрузиться в исследование человеческих отношений, наблюдая либо их развитие, либо крах.

Моральные и социальные вопросы

Вопрос этических дилемм, морально тяжелых решений и действий, а также неоднозначность жизни, противоречивость добра и зла — все это составляло чуть-ли не обязательные темы для драмы, ведь людей захватывали и увлекали подобные темы.

Жанры драмы

Драма имеет 4 основных жанра, каждый из которых затрагивает разные аспекты человеческого опыта. А какие именно бывают жанры драмы расскажем ниже.
Обобщив все это, можно сказать так: свойства драмы и ее сила в том, что события изображаются непосредственно в момент их совершения без участия рассказчика или иного лица. И это сильно отличает ее от других форм повествования и способов рассказа историй.

Драма и ее жанры

Драма на пути своего развития всегда тяготела к народу и его проблемам. А люди, как мы знаем, умеют удивлять разнообразием своей жизни: с радостью и счастьем всегда соседствует горе и печаль, а в обыденности всегда найдётся место чему-то удивительному. Скажем так, что человеческая жизнь — это череда всего и сразу. И раз так, то с течением времени появились жанры драмы.

Об основных мы сейчас вкратце и поговорим.

Трагедия

Жанр, который исследует трагические аспекты человеческого существования, конфликт между личностью и миром.
«Борис Годунов» за авторством А. С. Пушкина, повествующий о жестокости людей, желающих заполучить трон, будет являться хорошим примером трагедии.

Комедия

Жанр, который фокусируется на смешных и абсурдных житейских ситуациях, часто с сатирическим моментом, но в основе событий всегда лежит конфликт.
Н.В. Гоголь в «Ревизоре» рассказывает историю уездного городка и его не чистых на руку жителей и чиновников, куда с проверкой должен был вот-вот приехать ревизор.

Драма

В узком смысле — это жанр, отображающий серьезные конфликты в жизни обычных людей, их взаимоотношения с миром и друг другом.
«Чайка» А. П. Чехова — яркий пример драмы, как жанра. История повествует о любви между юной актрисой и писателем.

Трагикомедия

Жанр, совмещающий в себе как элементы трагедии, так и элементы комедии.
И еще одна работа Н. В. Гоголя под названием «Женитьба», повествующая о дворянине, который ищет невесту, и купеческой дочке, которая ищет себе мужа. За помощью они обращаются к одному и тому же человеку.

Приведенные выше жанры драмы принято считать основными, но помимо них можно еще выделить такие, как:
  • мелодрама — музыкальная драма;
  • фарс — легкая, веселая комедия бытового характера;
  • водевиль — легкая комедия с музыкой, песнями и танцами;
  • интермедия — короткая сценка шутливого содержания, показывающаяся между действиями;
  • буффонада — небольшие, смешные и часто доведенные до абсурда действия.зображённую речь;
Больше о жанрах литературы можно узнать в статье

Драма и принципы ее построения

Хоть драма и возникал еще до нашей эры, ее основные принципы окончательно сформировались и утвердились в XIX веке. До этого они тоже были, но периодически нарушались, либо же видоизменялись.

Но именно классические принципы звучат так:
Стадия 1

Экспозиция

Это самое первое знакомство с местом действия, героями и временем. Здесь мы также можем узнать обстоятельства, в которых эти герои пребывают, и получить намеки на будущее развитие всего сюжета, что позволит предполагать дальнейшие события.
Стадия 2

Развитие действия

Дыма без огня не бывает, поэтому после знакомства мы должны узнать, в чем будет причина скоро конфликта: как к этому пришли персонажи, что их подтолкнуло к определенным действиям, кто виноват в этом и откуда же этот дым взялся.
Стадия 3

Кульминация

Это самый напряженный момент, тот самый огонь, который разгорелся до предела. Что здесь случится, каких масштабов достиг этот огонь и сумеют ли его потушить?
Стадия 4

Развязка

Разрешение конфликта, которое, чаще всего, оставляет очень горькое послевкусие. Здесь заканчивается основная сюжетная история, подводятся все итоги и герои встречаются с последствиями своих действий.
Также стоит отметить, что вышеперечисленные стадии являются основополагающими. Но в зависимости от целей автора эти стадии могут перемешиваться и даже, в редком случае, исключаться.

Еще для дополнительного эффекта и глубины некоторые авторы используют пролог — вступительная часть, намекающая на общий смысл произведения — и эпилог — заключительная часть, в которой могут освещаться судьбы героев после основных событий.

Драма: монологи и диалоги

В драме решающее и самое важное значение имеют высказывание персонажей, то бишь диалоги и монологи, о которых мы уже не раз упоминали. Сейчас же поговорим обо всем этом подробнее.

Итак, все высказывания действующих лиц помогают им раскрыться, как персонажам истории. Любая фраза позволяет лучше понимать их какие-либо волевые драматические действия, характеры, сильнее раскрывает душу.

Если же персонаж начал вести монолог, то в этот момент для зрителя может открыться самое сокровенное, то самое, что никогда не узнает другой персонаж. И с этим знанием может полностью измениться восприятие последующих действий, событий, может и вовсе поменяться отношение к сторонам конфликта, да и сам конфликт, вполне вероятно, уже будет выглядеть совсем иначе.

Повествование же, которое, как мы привыкли, должно вестись от лица автора или рассказчика отсутствует вовсе в привычном его понимании. Подобное либо же вовсе отсутствует, либо же будет подчиненным и совсем несущественным явлением. Всю, абсолютно всю необходимую информацию мы будем узнавать только из уст персонажей.

Причем интересно, что диалоги и монологи в драме не идут отдельно друг от друга. Ведя диалог с другим персонажем, герой как будто может и обращается к самому читателю или зрителю. Такие реплики, например, как у Чехова, не получают отклика от других персонажей, но показывают всплеск эмоций разобщенных и одиноких людей.

Получается, что, соединяя монолог и диалог вместе, вся речь в драме обретает особую художественную энергию, которая воздействует на поведение, мнение и настроение читателя или зрителя.
Любопытный факт
Вся история драмы похожа на волны: с ее развитием отдельным элементам придавалось либо все большее значение, либо же, наоборот, забвение.
Так случилось и с монологами, ведь на исторически ранних этапах сюжетное развитие персонажей делало упор именно на монологи, благодаря которым и раскрывался весь внутренний мир героя, полный терзаний, противоречий и отчаяний. Но к XIX веку, где по большей части затрагивались темы семейно-бытовой жизни, монологи сводились к минимуму, здесь было важно именно общение между персонажами и их подобное взаимодействие. Монологи тут хоть и использовались, но воспринимались с толикой иронии.

Можно еще отметить, что в это время появились своего рода основные жанровые формы, не использовавшие монологи в привычном их виде. Эти формы использовались в череде сюжетов, таких как драма:
  • семейно-бытовая,
  • психологическая,
  • героическая,
  • лирическая,
  • романтическая,
  • социально-политическая.
В XX же веке монологи снова обрели былое величие: мировые события сподвигли авторов все больше рассуждать о глубинных, порой даже запретных темах, о которых и герои не могли говорить в открытую. Поэтому на фоне всего этого монологи выглядели как логичный способ дать герою возможность порассуждать и раскрыться, при этом не показывая его истинных намерений и мнений среди окружающих.

Драматический текст

Драматический текст, в основном, предназначен именно для сцены, поэтому он имеет свои характерные особенности при написании. Из-за этого речь в драме рассчитана на массовый эффект, она звучна, отточена и выверена, полногласна и исполнена определенной театральности.

То бишь особенность речи заключается в том, что она, можно даже сказать, неправдоподобна, ведь драматическому персонажу просто необходимо использовать как можно больше громких и внятных слов, нежели того требует ситуация и положение. О таком тяготении драмы к условности образов говорил еще Пушкин: «Изо всех родов сочинений самые неправдоподобные сочинения драматические».

Экспрессия, насыщенные и порой гиперболизированные эмоции, склонность к крайностям и необдуманным, внезапным решениям, броскому и дерзкому языку, к интеллектуальным высказываниям — все это присуще драматическим героям куда сильнее, нежели персонажам повествовательных произведений.

И в этом заключается большая особенность всей драмы, как рода литературы — она направлена на эмоциональные действия, которые должны вызывать трепет в душе и полное погружение во внутренний мир героя. То буйство красок и эмоций, которые переживает герой за небольшое действие, человек и вовсе может познать лишь за долгое время, но в драме концентрация этого настолько высока, что-то напряжение ощущается буквально физически.
Заключение
Драма как род литературы — это необъятная тема, о которой можно рассказать еще очень и очень много. Ее фундаментальность, уникальность и влияние на всю историю развития искусства отрицать попросту невозможно.

Но если история такого гиганта может отпугивать своими перипетиями, то вот драматические произведения известных авторов сумеют лишь увлечь и подарить незабываемые эмоции.

Драма нашла свое наивысшее развитие в творчестве наших земляков:
  • Александра Островского,
  • Льва Толстого,
  • Антона Чехова,
  • Максима Горького.
В зарубежной же литературе выдающимися драматургами-новаторами являются:
  • Генрик Ибсен,
  • Герхарт Гауптман,
  • Бертольт Брехт,
  • Уильямс Теннесси.
И самое лучшее во всем этом то, что их работы вы без труда можете найти и ознакомиться с ними в электронном или аудиоформате в Литрес. Ведь чем больше вы читаете, чем больше излучаете, тем выше шанс повысить свои авторские умения и профессионализм. Благодаря этому в самое ближайшее время вы уже сможете прислать в Литрес Самиздат свое новое или первое произведение.

Кто знает, может, оно будет драматическим?
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.