Остросюжетная литература: что такое и как писать
Рассказываем, как цеплять читателя с первых страниц, регулярно подогревать любопытство и держать в напряжении до последних строчек.
Что такое остросюжетная литература?
Остросюжетная литература включает книги, в состав которых входит определённый набор основополагающих элементов. Эти книги цепляют читателя с первых страниц, регулярно подогревают любопытство и держат в напряжении до последних строчек.

Сюжет произведения остросюжетной литературы базируется на динамике, конфликте и интриге. Герой, как правило, попадает в сложную (а то и безвыходную) ситуацию и вынужден решать многочисленные проблемы на пути к цели. В тексте присутствует ярко выраженный конфликт, повествование постоянно подбрасывает персонажам сюрпризы, а концовка и вовсе может перевернуть всё происходящее с ног на голову.
Что входит в остросюжетную литературу

Остросюжетная литература включает в себя следующие жанры:

  • Приключенческий роман
  • Боевик
  • Триллер
  • Криминальный роман
  • Хоррор
  • Фантастика и мистика
  • Любовный роман и эротика
Как написать остросюжетный роман
Основное требование к написанию остросюжетной литературы выдвинул ещё создатель Джеймса Бонда Ян Флеминг в эссе «Как написать триллер».
«Существует один единственный рецепт создания бестселлера — и весьма простой, — писал он, — Если вы вспомните все прочитанные вами бестселлеры, то обнаружите, что все они обладают одним общим качеством: они так и вынуждают вас перевернуть страницу для того, чтобы узнать, что же случится дальше».
Но как же вынудить читателя переворачивать страницу за страницей до самого конца? Для этого есть несколько важных правил.
1
Цепляйте с первых слов
«Дверь моего кабинета внезапно распахнулась — и я понял, что игра окончена».

В остросюжетной литературе действует так называемое «правило пяти страниц». Если за это время в книге не случится ничего значимого — герой не угодит в переплёт и даже не окажется в смертельной опасности — читатель, скорее всего, отложит такую книгу в сторону. К примеру, уже в прологе «Коде да Винчи» Дэна Брауна случается жестокое убийство, а убийца намекает на существование какой-то весьма загадочной тайны. А Джим ди Гриз, главный герой романа Гарри Гаррисона «Стальная крыса», за первую главу попал под арест, устроил взрыв и сумел ускользнуть от цепких щупалец преследующих его роботов-полицейских.
2
Повествование должно постоянно держать читателя в напряжении
В остросюжетной литературе протагонист должен раз за разом влипать в новые переделки, играть в догонялки со смертью, а любая передышка обязана оборачиваться очередной засадой. Текст должен восприниматься как сюжет телевизионного сериала «24 часа», в котором у главного героя вечно оказывалось всего 24 часа на решение очередной задачи. Как говорил Курт Воннегут, «не бойтесь быть садистами». Нет лучше способа построить эмоциональную связь между читателем и персонажем, чем заставить читателя постоянно переживать за протагониста.
«Я должна показать героя в трудной борьбе — и чем хуже я сделаю для него обстоятельства, тем лучше для драматизации, — соглашается с ним автор „Атлант расправил плечи“ Айн Рэнд, — Я должна придумать тяжелейшие препятствия на его пути, причем такие, которые имеют наибольшее значение для героя».
3
Больше драйва!
Сюжет должен развиваться динамично. Речь не только о бесконечных погонях, перестрелках, драках, схватках и дуэлях (кто сказал «24 часа»?), хотя, если вы пишете приключенческий роман или боевик, без них не обойтись. Каждое слово должно толкать повествование вперёд, а короткие главы должны обходиться минимумом описаний, размышлений, рефлексии и лирических отступлений.
  • Данный рецепт применим не везде. Психологический триллер допускает замедление повествования почти до нуля, а душевные переживания и рефлексия главных героев и вовсе являются одним из главных компонентов успеха жанра.
4
Заканчивайте главы клиффхэнгерами
Термин «клиффхэнгер» пришёл из кинематографа. Так называется художественный приём, при котором повествование обрывается на самом интересном месте, оставляя зрителя затаив дыхание ждать, что же будет дальше. В остросюжетной литературе таким приёмом пользуются Дэн Браун и автор «Досье Дрездена» Джим Батчер. Подобный приём пригодится, если вы чередуете несколько сюжетных линий или публикуете книгу по главам в проекте «Литрес: Черновики».

4
Водите читателя за нос и регулярно удивляйте
Читатели остросюжетной литературы открывают книгу, чтобы развлечься и пощекотать себе нервы. Для них, главные грехи романа — это скука и предсказуемость.
Опытный поклонник жанра за километр почует предсказуемый поворот сюжета, и, если события будут развиваться в точности с его ожиданиями, он закроет книгу и больше к ней не вернётся.

Поэтому постоянно удивляйте читателя. Водите за нос, не позволяйте сложить все кусочки мозаики сильно раньше героев, а в тот момент, когда он решит, что наконец-то обо всём догадался, переверните происходящее с ног на голову. Введите в повествование новую улику или нового персонажа, которые выставят всё произошедшее в новом свете, и сюжет привлечёт внимание с новой силой. Главное, помните, что приём «Вот это поворот» должен быть логически обоснован, а все противоречия вызваны недостаточной осведомлённостью героев, а вовсе не потому, что автор решил, что всё было совсем не так.
Была ли данная статья полезна для Вас?