Классическая готика XVIII века, чьими яркими представителями были Гораций Уолпол и Анна Радклифф, заложила каноны жанра. Зло часто имеет гипертрофированно-порочное лицо. Эмоциональный эффект строится на контрасте между пасторальной невинностью героини и гнетущим ужасом, её окружающим.
Викторианская готика XIX века перенесла страх из далёкого прошлого в зловещее настоящее индустриальной эпохи. Ужас стал более приземлённым, часто маскируется под науку и прогресс. Классикой стала тема «двойника» или тёмной стороны личности, как в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона. Брэм Стокер в «Дракуле» сплавил вампирский фольклор с современными ему технологиями — фонограф, пишущая машинка — и страхами.
Южная готика в литературе — чисто американское направление, выросшее на почве истории Американского Юга. Травмы Гражданской войны и упадка аристократических семей — основа сюжетов, которые разворачиваются среди плантаций, жарких болот и полуразрушенных особняков.
Модернистская готика XX века стала инструментом для исследования экзистенциального ужаса, абсурда и последствий мировых войн. В роли проклятия выступает посттравматический синдром, от которой невозможно излечиться.
На этой почве выросла неоготика, которая активно переосмысляет классические сюжеты. Она дала голос тем, кто был лишён его в оригинальных текстах — женщинам, слугам, жертвам. Пересказы и римейки знакомых историй раскрыли их с новой, часто критической точки зрения.
Традиции готической литературы продолжают кино, комиксы и видеоигры. Фильмы по книгам строят кадр, используя мрачные тоны, игру света и тени, деформированную архитектуру. В комиксах мрачная мифология переплетается с экшеном. Видеоигры создают вселенные, где довлеет мрачная эстетика, локации и архетипические враги.