Писатель должен только писать.
Или нет?

Что за услуги?
Собачники и кошатники, сноубордисты и лыжники, любители чая и кофе… В вечном споре, как и они, находятся те, кто считают, что у настоящего писателя творчество должно быть единственным занятием, и те, кто настаивает, что это может оставаться лишь отдушиной. Свои аргументы приводят психологи, издатели, специалисты рынка труда и, конечно, сами литераторы. Мы собрали их вместе и попробовали разобраться.

Николай Некрасов ночевал на улице и голодал. Габриэль Гарсия Маркес собирал бутылки… Литературное творчество прекрасно, но не всегда оно способно прокормить. Конечно, кто-то идёт по такому пути, отдавая всё на алтарь писательства. И в этом есть плюсы: все силы и время уходят произведениям. Но в современном мире многие не всегда настолько свободны — у писателей есть семьи, ипотеки и другие пункты, требующие трат. В конце концов, на что-то нужно покупать компьютеры для набора текстов, и чем-то платить за Интернет для поиска необходимой информации. Совмещать литераторство с другой занятостью вполне возможно — это своим примером доказывают не только классики, но и популярные авторы ЛитРес. Как?
Секреты совмещения
  • Дайте время
    Речь не о днях и часах. Ведь гениальные произведения иногда создавались за несколько дней. Но хотя бы 10−20−30 минут в день стоит посвящать этому занятию регулярно. Так формируется привычка к подобной работе у мозга, как у спортсменов — привычка к зарядке. Можно назначить «днями писателя» несколько определенных дней недели — это поможет подходить к ним с уже подготовленной головой, рабочим настроем и музой на вооружении.
  • Поймайте момент
    Поймите, в какое время вы наиболее продуктивны. Когда мозг переживает пик активности — учёные спорят. Одни говорят, что время может разниться у «сов» и «жаворонков», другие — что всегда приходится на первую половину дня, а мнимая невозможность «раскачаться» с утра — последствия социального влияния. Третьи называют конкретное максимально полезное время — с 9 утра до полудня. В любом случае, необходимо прислушаться к себе. Возможно, лучше лечь пораньше и посвятить творчеству час до работы — по эффективности он будет стоить двух вечерних.
  • К себе с любовью
    Чем комфортнее — тем лучше работается. Это не обязательно про идеальный рабочий кабинет с видом на океан. Просто в месте, где предаются творчеству, должно быть удобно и приятно находиться. Возможно, приобретение эргономичного стула станет значимым вложением в создание книги. Не лишним будет окружить себя вдохновляющими мелочами — открытками, отрывками из любимых или подходящих по настроению книг — такие референсы смогут навести на нужную мысль.
  • Ближе к буквам
    Чтобы хоть как-то, но была связана с языком и книгами — такую работу иногда ищут писатели. Вариантов, на самом деле, не так и мало, правда, все требуют наличия дополнительных навыков. Так переводчикам, чтобы работать над книгами или фильмами необходимо отлично владеть не только русским, но и иностранным языками. Сценаристам, которые могут работать не только над кинолентами, но и над сериалами и компьютерными играми нужно знать основы драматургии и специфику процесса кинопроизводства. Также можно пойти в редакторы, журналисты, копирайтеры, блогеры. Или, к примеру, в библиотекари — сложно спорить, что там окружение книгами плотнее некуда. Хотя некоторые придерживаются мнения, что для настоящего писателя «обычная» работа, вроде учителя, водителя, программиста, напротив, будет служить источником вдохновения.
  • Я б в писатели пошёл, пусть меня научат
    Никто не сомневается, что профессиональное образование необходимо врачу или юристу. Но вот про писателей так говорят немногие, указывая на то, что им нужен только талант. Любят вспоминать Сергея Есенина и Михаила Шолохова. Последнему отсутствие хоть какого-то диплома не помешало получить Нобелевскую премию по литературе. Вместе с тем, большинство писателей неустанно занимаются самообразованием — читают, наблюдают. Но стоит ли бороться за «корочку» с официальной формулировкой? Постарались определить плюсы и минусы.
Плюсы
  • Профильное образование позволяет получить и систематизировать знания о жанрах, композиции, истории литературы, «отшлифовать» талант
  • Возможность общения с единомышленниками — окружение людей, которые понимают переживания и сомнения начинающего писателя, близки ему по духу, даёт поддержку, которую сложно получить среди людей других профессий
  • Появление профессиональных связей — через однокурсников, преподавателей
Минусы
  • Время, которое можно было посвятить творчеству, уходит на учёбу и выполнение домашних заданий
  • Есть вероятность попасть под влияние стиля однокурсников, потерять веру в себя из-за критики преподавателей
  • Те же знания можно получить самостоятельно, при помощи Интернета, уделив внимание более актуальным для конкретного автора вопросам
Литературному творчеству учат, к примеру, в Литературном институте имени Горького или Краснодарском государственном институте культуры. Многие ВУЗы предлагают дистанционные или заочные программы. В сети — немало онлайн курсов — цены разнятся от 5 тысяч за пару недель до десятков тысяч за несколько месяцев. Хотя к их выбору нужно подходить крайне осторожно и внимательно: изучать биографию педагогов, учебную программу, отзывы слушателей.

Но, в конце концов, не источник заработка, диплом или сертификат делают человека писателем. А дар, работоспособность и умение доводить начатое до конца — ведь это ответственно, в первую очередь, перед произведением и читателями.
Была ли данная статья полезна для Вас?