Женская проза: феномен и история развития

Разбираемся, что это такое, изучаем примеры и смотрим, как развивалось это неоднозначное направление литературы.

Что называют женской прозой?

Женская проза — не жанр и не полка с конкретным набором книг, но феномен со своей историей и особенностями. Определения в справочниках гласят, что женская проза — это «литературные тексты, описывающие мир, социальный опыт и практики женщин глазами женщин». Добавив к этому историю развития женской прозы и изучив книги представительниц направления, мы выделили несколько характерных черт:
  • автор и главный герой произведения — женщина;
  • в произведении присутствует «женский вопрос»;
  • в основе часто лежит автобиографическое письмо.
Кроме того, женской прозе характеры:
  • более высокие (по сравнению с мужской прозой) психологизм и экспрессивность;
  • частый мотив жертвенности и всепрощения, наделяющий произведение особой трогательностью;
  • отстраненность от политических и экономических вопросов современности.

История развития

До XIX века литературный труд был практически полностью мужской прерогативой. Впервые женщины-писательницы составили конкуренцию коллегам-мужчинам в тридцатых годах девятнадцатого столетия. А уже к концу восьмидесятых годов XX века начали появляться сугубо женские сборники — и это было прорывом и важным событием в истории женской прозы.

Постепенно социально-политические преобразования в обществе позволили женской прозе не только оформиться как направлению, но и стать полноправной частью литературного мира. История становления женской прозы неотделима от «женского вопроса», связанного с эмансипацией. Жорж Санд («Графиня Рудольштадт»), Шарлотта Бронте («Виллет»), Джейн Остин («Эмма») — одни из первопроходцев, показавших в своих романах новые, отличающиеся от традиционных образцы поведения.

Отношение к женщине-автору сильно менялось со временем. Если в начале XIX века на это смотрели благосклонно, но не без пренебрежения, то чуть позже для женщин появились вполне легальные возможности: переводы и произведения для детей. Но к тридцатым годам позапрошлого века критика женщин-писательниц опять стала резкой и обрела черты насмешки.

Ситуация вновь изменилась к шестидесятым годам: чем больший размах получало женское движение, тем большую свободу, самостоятельность и признание обретал женский литературный труд. К концу столетия в литературе появилось немало женских имен.
Право женщины на выбор своей судьбы, новые темы… Женская проза затронула самые разные вопросы: бытовые, социальные, философские. Поиск смысла, осознание себя, отношения личности и общества, изменение личности под влиянием среды и обстоятельств, вопросы жизни и смерти — но вместе с тем и вопросы семьи, любви, детей, взросления, мотив дома. Говоря о феномене женской прозы нельзя не упомянуть такие книги, как «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» Энни Бэрроуз и Мэри Шаффер.

Современная женская проза

Новеллы, повести, мемуары, дневники первых представительниц направления переросли в романы-жизнеописания, рассказы, повести и эссе современных авторов. Сегодня к одним из самых ярких представителей женской прозы относят Людмилу Улицкую («Медея и ее дети»), Машу Трауб («Я никому ничего не должна»), Екатерину Вильмонт («А я дура пятая!»), Татьяну Толстую («Невидимая дева»), Викторию Токареву («Мои мужчины»).

Появляются целые издательства, которые отдают предпочтение женской прозе — например, «No Kidding Press». Еще одно издательство, «Common place», запустило отдельную серию «Ѳ» — мемуарную и художественную прозу забытых писательниц XIX—XX вв.еков, тексты, которые отражают женский опыт.
С конца прошлого века женская проза была признана самостоятельным литературным явлением. Ее анализируют и обсуждают, проводят исследования и дискуссии, в которых участвуют самые разные специалисты: филологи, социологи, историки. Есть ли у женской прозы отдельный язык, эстетика, особенность письма? Кто-то считает, да. А кто-то приходит к выводу, что деление литературы по гендеру — условно, и процессы, происходящие в женской прозе, — те же самые, что происходят в литературе вообще.

Кто-то подразумевает под женской прозой все книги, написанные женщинами. Кто-то включает в это понятие тексты, затрагивающие вопросы феминизма или патриархального уклада. Но, вне зависимости от точки зрения, можно уверенно говорить, что женская проза — полноправное отражение жизни и искусства. Ей присущи эксперименты и новаторство, поиски идеала и синтез черт самых разных жанров и направлений. Это расширение литературы за счет добавления женской самобытности, за счет того самого описания мира женщин глазами женщин.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Читайте также: