Женская проза и женские образы в литературе

Разбираемся, что такое женская проза, изучаем примеры и рассказываем авторам Литрес Самиздат про развитие женских образов в литературе.

Что называют женской прозой?

Женская проза — не жанр и не полка с конкретным набором книг, но феномен со своей историей и особенностями. Определения в справочниках гласят, что женская проза — это «литературные тексты, описывающие мир, социальный опыт и практики женщин глазами женщин». Добавив к этому историю развития женской прозы и изучив книги представительниц направления, мы выделили несколько характерных черт:
  • автор и главный герой произведения — женщина;
  • в произведении присутствует «женский вопрос»;
  • в основе часто лежит автобиографическое письмо.
Кроме того, женской прозе характерны:
  • более высокие (по сравнению с мужской прозой) психологизм и экспрессивность;
  • частый мотив жертвенности и всепрощения, наделяющий произведение особой трогательностью;
  • отстраненность от политических и экономических вопросов современности.

История женской прозы

До XIX века литературный труд был практически полностью мужской прерогативой. Впервые женщины-писательницы составили конкуренцию коллегам-мужчинам в 30-х годах XIX столетия. А уже к концу 80-х годов XX века начали появляться сугубо женские сборники — и это было прорывом и важным событием в истории женской прозы.

Постепенно социально-политические преобразования в обществе позволили женской прозе не только оформиться как направлению, но и стать полноправной частью литературного мира. История становления женской прозы неотделима от «женского вопроса», связанного с эмансипацией. Жорж Санд («Графиня Рудольштадт»), Шарлотта Бронте («Виллет»), Джейн Остин («Эмма») — одни из первопроходцев, показавших в своих романах новые, отличающиеся от традиционных образцы поведения.

Отношение к женщине-автору сильно менялось со временем. Если в начале XIX века на это смотрели благосклонно, но не без пренебрежения, то чуть позже для женщин появились вполне легальные возможности: переводы и произведения для детей. Но к 30-м годам позапрошлого века критика женщин-писательниц опять стала резкой и обрела черты насмешки.

Ситуация вновь изменилась к 60-м годам: чем больший размах получало женское движение, тем большую свободу, самостоятельность и признание обретал женский литературный труд. К концу столетия в литературе появилось немало женских имен.
Право женщины на выбор своей судьбы, новые темы… Женская проза затронула самые разные вопросы: бытовые, социальные, философские. Поиск смысла, осознание себя, отношения личности и общества, изменение личности под влиянием среды и обстоятельств, вопросы жизни и смерти — но вместе с тем и вопросы семьи, любви, детей, взросления, мотив дома. Говоря о феномене женской прозы, нельзя не упомянуть такие книги, как «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» Энни Бэрроуз и Мэри Шаффер.

Развитие женских образов

Изменения в литературе — отклик на изменения в обществе. Характеристика женских образов менялась так же, как и отношение к женщинам-авторам. Постепенно героини книг приобретали больше ярких черт, становились более характерными и интересными для читателя. Женские персонажи прошли долгий путь — от скорее фоновых и декоративных до самостоятельных, главных героев своей жизни.

Этап 1. «Все для него»: первые женские образы в литературе

От древности до XIX века в литературе преобладали архетипы матери и возлюбленной. Женские образы создавали в основном мужчины. Героини были чаще нежными, послушными, обладали кротким нравом и готовы были пожертвовать всем ради героя. Постепенно персонажи становились ярче и интереснее, но основные черты сохранялись.

Пример — женский образ в романе «Герой нашего времени». Бэла принимала все удары судьбы и при этом оставалась преданной девушкой, всем сердцем любила Печорина.

«Герой нашего времени» Михаил Лермонтов

Этап 2. Правильные бунтарки

Новым этапом стал XIX—XX вв.ек. В этот период появилось больше женских образов, написанных женщинами. Героини оставались «правильными», обычно происходили из хорошей семьи и были хорошо воспитаны. Но в характере уже появлялись нотки бунтарства, девушки становились более яркими, а мир раскрывался через призму женской судьбы. Тип таких героинь можно описать как «правильная, но не такая, как все».

Среди подобных персонажей — Джо Марч из романа «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт. Джо не любит балы и не умеет кокетничать, зато может подраться и побегать наперегонки, она прямолинейная, взрывная и независимая.

«Маленькие женщины» Луиза Мэй Олкотт

Этап 3. Сильная и зависимая королева драмы

В период 2000—2010-х годов становится популярным тип героинь «королева драмы». Девушки в литературе становятся своенравными и упрямыми, хотя еще ждут, что принц спасет их из башни. Очень часто такие героини — самые обычные девушки, которые оказываются втянуты в череду интересных событий и с которыми читательницы могут себя ассоциировать. Еще одна деталь — такие женщины не всегда способны сами двигать сюжет и часто подстраиваются под мужчин.

Пример — Белла Свон из «Сумерек» Стефани Майер. С одной стороны, Белла — обычная девушка из ничем не примечательного города. С другой, в героиню влюбляются сразу двое парней с суперспособностями, и она становится центром драмы всего сообщества вампиров и оборотней. Также очевидно, что она становится зависима от мужчины: на несколько месяцев Бэлла выпадает из жизни из-за того, что парень-вампир с ней расстается.

«Сумерки» Стефани Майер

Этап 4. Современная девушка, способная на все

Сегодня Беллы Свон и Золушки порядком надоели публике. Начиная с 2010-х годов популярность набирают сильные и самостоятельные девушки. Эти женщины могут возглавить революцию, изменить себя и мир, при этом «прекрасный принц» отходит на второй, если не на десятый план.

Для многих читательниц иконой современной железной леди стала Китнисс Эвердин из «Голодных игр» Сьюзен Коллинз. Девушка своенравная, ей тяжело прогнуться под систему и под мужчину, а еще — у нее хватает сил и духа стать символом революции и навсегда изменить мир. Даже если цена оказывается слишком высока.

«Голодные игры» Сьюзен Коллинз

Современная женская проза

Новеллы, повести, мемуары, дневники первых представительниц направления переросли в романы-жизнеописания, рассказы, повести и эссе современных авторов. Сегодня к одним из самых ярких представителей женской прозы относят Людмилу Улицкую («Медея и ее дети»), Машу Трауб («Я никому ничего не должна»), Екатерину Вильмонт («А я дура пятая!»), Татьяну Толстую («Невидимая дева»), Викторию Токареву («Мои мужчины»).

Появляются целые издательства, которые отдают предпочтение женской прозе — например, «No Kidding Press». Еще одно издательство, «Common place», запустило отдельную серию «Ѳ» — мемуарную и художественную прозу забытых писательниц XIX—XX веков, тексты, которые отражают женский опыт.

Подведем итоги

С конца прошлого века женская проза была признана самостоятельным литературным явлением. Ее анализируют и обсуждают, проводят исследования и дискуссии, в которых участвуют самые разные специалисты: филологи, социологи, историки. Есть ли у женской прозы отдельный язык, эстетика, особенность письма? Кто-то считает, да. А кто-то приходит к выводу, что деление литературы по гендеру — условно, и процессы, происходящие в женской прозе, — те же самые, что происходят в литературе вообще.

Кто-то подразумевает под женской прозой все книги, написанные женщинами. Кто-то включает в это понятие тексты, затрагивающие вопросы феминизма или патриархального уклада. Но, вне зависимости от точки зрения, можно уверенно говорить, что женская проза — полноправное отражение жизни и искусства. Ей присущи эксперименты и новаторство, поиски идеала и синтез черт самых разных жанров и направлений. Это расширение литературы за счет добавления женской самобытности, за счет того самого описания мира женщин глазами женщин.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге