Также читайте и слушайте рассказ Анны Одуваловой «Любовь с книжных страниц»
— «Обсуждать свои тексты с единомышленниками — это нормально», говорите вы в одном интервью. А как быть автору, если его мнение о своей книге и мнение близкому ему человека кардинально разошлись?
Да ничего с этим делать не нужно. Я могу советоваться, я могу обсуждать свои тексты, но решение принимаю сама. Поэтому если мнения разошлись, то, значит, есть мое мнение, как автора, и неправильное.
— Когда у вас появилось понимание, что теперь можно смело называть себя писателем? После издания первой книги или в другой момент?
Значительно позже, пожалуй, вот прямо, чтобы без сомнений, когда меня в начале этого года пригласили читать курс по «Романтическому фэнтези».
— Вы говорите, что не только писательство, а любой труд должен приносить удовольствие. Если писатель страдает, когда пишет — значит, он что-то делает не так?
На мой взгляд, да. Никто не говорит, что писательство – это непрекращающийся праздник.
— А у вас не было страха стать заложником одного жанра? Как справлялись, если что-то похожее чувствовали? И как бы посоветовали справляться молодым авторам?
Это болезненный вопрос. Меня знают, как автора романтического фэнтези. Я нежно люблю этот жанр и действительно часто в нем пишу. Но достаточно большой пласт коллег, читателей, редакторов автоматически все, что я пишу причисляют к жанру романтического фэнтези, а это не так. Как с этим бороться? Не знаю, писать дальше разное и, верю, хорошее.
— На жанр фэнтези в целом, а уж романтического фэнтези — тем более, часто совершают нападки. Говорят, что это «не литература». Почему так происходит?
Честно? Представления не имею. Я выросла на фэнтези, стояла у истоков романтического фэнтези, ведь когда выходила моя первая книга – самого определения романтическое фэнтези еще не существовало. Я люблю и уважаю этот жанр, мне кажется, это естественно, если работаешь в нем. Пренебрежение меня всегда удивляло.
— Может ли это выбить землю начинающему автору из под ног? Вам выбивало?
У начинающего автора абсолютно все может выбить землю из-под ног.
Потому что мое окружение всегда относится к моей работе с уважением.
— Книги и курсы по писательскому мастерству, на ваш взгляд, помогают автору, или только мешают?
Как, человек, который внезапно ведет второй поток курсов писательского мастерства, я не могу ответить «мешают». Но если серьезно, все зависит от курсов. Я всегда говорю, что с курсами и любым коучингом работает одно правило – или ты смотришь на куратора и понимаешь – я хочу так же. Мне нравится, что человек делает, мне нравится, куда он пришел и я хочу получить такой же результат — тогда смело иди и учись. Или ты понимаешь, что ты не знаешь, кто ведет курс, чего он достиг — тогда нет смысла.