Также читайте интервью Марии Гуровой и слушайте эссе «Лучше, чем текст»
Мне посчастливилось учиться у поэтессы Анны Рус, пусть и всего неделю, на одном образовательном форуме. Анна тогда сказала, что самый близкий к поэзии жанр прозы – это эссе. Так что весь следующий текст можно читать, как один длинный верлибр, из соображений экологичности написанный без разбивания на строки.
И я захотела выдвинуть свою гипотезу о том, какие слова в мире стали первыми. Не сомневаюсь, их было три. Первой, скорее всего, появилась просьба о помощи. Когда человек живет столько, сколько сегодня отведено некапризным породам кошек (около двадцати лет), мир вокруг враждебен, а самым частым и ярким чувством является боль, то он просто обязан придумать что-то, что обозначает опасность. Тот, кто откликался на этот зов, придумал слово, чтобы заверить в готовности помочь. Производными от него, вероятно, стали слова успокаивающие и колыбельные. И наконец, сформировалось такое, которое означало благодарность. Все три о заботе: просьба, обещание проявить и признательность за нее, — три причины, по которым писатели создают литературу. Если не верите мне, почитайте посвящения перед романами и сборниками стихотворений. «Моим родителям, которые не верили, что из моей писанины однажды выйдет толк». «Моим детям, которые стали первыми слушателями этих сказок». «Моей лучшей подруге и любимым книгам, которые не оставили в самые тяжелые дни». Мы всегда говорим своим текстом: «Услышь меня! Мне плохо без твоего внимания!». Или: «Не бойся. Я научу тебя решать эти проблемы». Или: «Я счастлив, что ты так вовремя мне повстречался». Текст — это осознание чувств, но первичны именно они. Это все из-за чувств — они всегда получаются лучше, чем текст.