Также читайте и слушайте рассказ Эл Моргот «Вместе навсегда»
— Что делать автору, если он так сомневается в своем творчестве, что уже заклеймил себя «графоманом» и «неудачником»? Были ли у вас такие периоды?
Лично я для себя всегда была самым жестким критиком. Как бы ни ранили плохие отзывы, это ничто по сравнению с внутренним голосочком, который унижает и закапывает тебя изнутри.
Лично я для себя всегда была самым жестким критиком. Как бы ни ранили плохие отзывы, это ничто по сравнению с внутренним голосочком, который унижает и закапывает тебя изнутри.
Помню как-то раньше я в очередной раз упала в мысли вроде «ты плохая, все делаешь не так, позволяешь себе есть вредную пищу, тупишь в разговорах и т. д. и т. п.». И поймала себя на том, что я постоянно говорю себе, если даже кто-то меня похвалит или у меня получится что-то: «Так, не обращай внимания, на самом деле они не знаю всех косяков, порадуешься только когда достигнешь этого и этого, а пока не обращай внимания на комплименты». Вроде бы логично звучит? Мне казалось логично. Надо стремиться, не время расслабляться.
Вот только оказалось, что так оно не работает.
Вот только оказалось, что так оно не работает.
Еду я на велике на работу, тогда еще в музей, и думаю: «Я ж вроде как себя люблю, в обиду не даю, что не так?». И тут до меня как дошло: а разве так себя любят? Я ж только и делаю, как выискиваю в себе мелкие недостатки и пытаюсь исправить, запрещаю радоваться пусть и маленьким, но победам, и ментальной плетью стегаю себя за любые, даже самые мелкие, неудачи. Нет, это не любовь, это абьюз. С мыслью «я пытаюсь сделать себя лучше», но самый настоящий абьюз. А как люди обычно любят? Они не замечают мелких недостатков. Они влюбляются в маленькие, очаровательные черты. Они позволяют предмету своей любви не быть идеальным.
— И каким было решение проблемы?
Я решила устроить «конфетно-букетный» период с самой собой и посмотреть, что из этого выйдет. И нет, это не значит, что я стала дарить себе шоколадки! Но я запретила своему внутреннему голосу критиковать себя так, будто мы старые супруги, женившиеся по принуждению и страсть как друг друга ненавидящие. Я стала следить за тем, что говорю сама себе и проявлять к себе уважение. И нет, я не впала в деградацию и самолюбование, все стремления к лучшему остались.
— И каким было решение проблемы?
Я решила устроить «конфетно-букетный» период с самой собой и посмотреть, что из этого выйдет. И нет, это не значит, что я стала дарить себе шоколадки! Но я запретила своему внутреннему голосу критиковать себя так, будто мы старые супруги, женившиеся по принуждению и страсть как друг друга ненавидящие. Я стала следить за тем, что говорю сама себе и проявлять к себе уважение. И нет, я не впала в деградацию и самолюбование, все стремления к лучшему остались.
Да, допустим, текст может быть далек от совершенства, но это не значит, что его нельзя любить. История крутая, и в данный момент вы сделали максимум для ее воплощения. Могли бы лучше — сделали бы лучше. Но это самое «лучше» приходит с практикой. Если ваше сердце горит творчеством, просто продолжайте — и у вас будет становиться все лучше и лучше.
Только, оглядываясь, не забывайте, кем вы были в прошлом и какой путь прошли, не стыдитесь старых историй, «потому что они не так хороши». В них вложена любовь и максимум усилий на тот момент времени, когда они создавались. Если бы не этот путь — вы бы не стали тем, кто завтра напишет еще лучше.
— Как думаете, если бы вы начали писать не в детстве, а более в осознанном возрасте, это сократило бы ваш писательский путь?
Я очень медленно умнеющий человек. Или медленно взрослеющий.
Только, оглядываясь, не забывайте, кем вы были в прошлом и какой путь прошли, не стыдитесь старых историй, «потому что они не так хороши». В них вложена любовь и максимум усилий на тот момент времени, когда они создавались. Если бы не этот путь — вы бы не стали тем, кто завтра напишет еще лучше.
— Как думаете, если бы вы начали писать не в детстве, а более в осознанном возрасте, это сократило бы ваш писательский путь?
Я очень медленно умнеющий человек. Или медленно взрослеющий.
Так что не уверена, что достигла бы того, что есть сейчас, если бы начала позже. Начать можно в любое время, я ощутила потребность начать тогда — вот и все.
— Когда же тогда в целом наступает самосознание, что я — писатель?
А вот применение к себе слова «писатель» — это уже сложнее. Я очень стеснялась того, что пишу, практически все свои школьные и университетские года. Я скромно называла многостраничные произведения «рассказиками», показывала или совсем уж близким друзьям и маме, или пряталась под псевдонимами в интернете и делала вид, что «это вообще не я, и мне все равно». На самом деле, было как раз-таки не все равно. Мне нужно было, чтобы кто-то сказал мне, что я имею право именоваться писателем.
— Когда же тогда в целом наступает самосознание, что я — писатель?
А вот применение к себе слова «писатель» — это уже сложнее. Я очень стеснялась того, что пишу, практически все свои школьные и университетские года. Я скромно называла многостраничные произведения «рассказиками», показывала или совсем уж близким друзьям и маме, или пряталась под псевдонимами в интернете и делала вид, что «это вообще не я, и мне все равно». На самом деле, было как раз-таки не все равно. Мне нужно было, чтобы кто-то сказал мне, что я имею право именоваться писателем.
Но к принятию себя как «писателя» и тому, чтобы не заикаться и не краснеть, рассказывая о своей деятельности, я все же пришла раньше. Но для меня это был тот еще долгий путь. Начался он с того, что, кажется, я высчитала, что десять тысяч часов в своей писательской деятельности я давно перемахнула. Дальше был долгий процесс уговоров самой себя, что я могу хотя бы попытаться называть себя писателем, без ожидания одобрения со стороны окружающих. И вот я здесь, без зазрения совести отвечаю на интервью для писателя.
— А возникал когда-нибудь страх, что ваш роман «утонет среди тысячи работ», которые выходят параллельно? Сейчас ведь конкуренция огромна!
«Злодейский путь!..» не был моей первой попыткой публикации на электронных ресурсах. И до него все так и было: книги тонули, их никто не видел.
— А возникал когда-нибудь страх, что ваш роман «утонет среди тысячи работ», которые выходят параллельно? Сейчас ведь конкуренция огромна!
«Злодейский путь!..» не был моей первой попыткой публикации на электронных ресурсах. И до него все так и было: книги тонули, их никто не видел.
О том, что людям хотя бы нужно сперва обратить внимание на мою книгу, а для этого нужно сделать что-то приметное (хотя бы обложку, а можно еще и рекламу) — я как-то не задумывалась. Поэтому нет, страха, что «Злодейский путь!..» утонет среди массы работ не было — ибо я даже особо и не допускала мысли, что его заметит больше десятка человек.
Знаете, говорят, признак безумия — делать одно и то же и надеяться на другой результат. Но я именно так и поступала, разве что платформы меняла. Может, это меня и спасло? Я выложила «Злодейский путь!..» на платформе, что специализируется на азиатщине. Ну или же само небо сжалилось над моими потугами и послало мне удачу.
— Как, кстати, относитесь конкуренции? Чувствуете ее между собой и другими писателями?
Есть более популярные книги и менее популярные — и в любом случае всем выгодно, чтобы появлялось больше книг в жанре. Если книга популярна — она как локомотив, который может тащить за собой — ибо читатели часто ищут «что-то похожее» после прочтения.
Знаете, говорят, признак безумия — делать одно и то же и надеяться на другой результат. Но я именно так и поступала, разве что платформы меняла. Может, это меня и спасло? Я выложила «Злодейский путь!..» на платформе, что специализируется на азиатщине. Ну или же само небо сжалилось над моими потугами и послало мне удачу.
— Как, кстати, относитесь конкуренции? Чувствуете ее между собой и другими писателями?
Есть более популярные книги и менее популярные — и в любом случае всем выгодно, чтобы появлялось больше книг в жанре. Если книга популярна — она как локомотив, который может тащить за собой — ибо читатели часто ищут «что-то похожее» после прочтения.
Мне нравится, что мы с авторами «китайщины» поддерживаем друг друга, как некие родственные души, находящиеся в одной лодке.
А вот про издательства и площадки ничего не скажу, все же это бизнес, в то время как написание книг — это в первую очередь про творчество.
— Раз уж заговорили о «китайщине» и «азиатчине» что, как вам кажется, формирует литературные тренды?
Мне кажется, это как с модой — есть некие витки-спиральки, что-то возвращается в видоизмененном виде «в духе времени», но по сути книги все равно остаются об одном и том же, просто в другом антураже. Думаю, чтобы дать полный ответ на этот вопрос, необходимо погрузиться в настоящее исследование. Субъективно могу сказать, что иногда вспыхивают некоторые книги — и тренды идут за ними, потому что появляется запрос «хочу еще такого же». «Такого же» получить не удается, но находится похожее, а спрос формирует предложение. И во всем этом рыночном мире лавируют авторы, которые просто хотят писать свои истории. Здорово, что часто выходит так, что трендовые темы становятся не только запросом читателей, но и тем, что нравится авторам.
— Вас как-то в интервью спрашивали про «сообщество единомышленников». А в сообществе молодых современных российских писателей, по вашим наблюдениям, авторы друг другу помогают? Или здесь отношения несколько иные?
Я живу довольно далеко от всякой «движухи», обычно происходящей в Петербурге и Москве, но каждый раз приехать на книжное событие и пообщаться (пообниматься) с другими авторами и всеми, кто причастен к книжному сообществу — это настоящий праздник! С коллегами по перу из издательства МИФ у нас сложились теплые отношения, мы имеем возможность общаться, делиться авторскими переживаниями и высказывать копящиеся внутри беспокойства.
А вот про издательства и площадки ничего не скажу, все же это бизнес, в то время как написание книг — это в первую очередь про творчество.
— Раз уж заговорили о «китайщине» и «азиатчине» что, как вам кажется, формирует литературные тренды?
Мне кажется, это как с модой — есть некие витки-спиральки, что-то возвращается в видоизмененном виде «в духе времени», но по сути книги все равно остаются об одном и том же, просто в другом антураже. Думаю, чтобы дать полный ответ на этот вопрос, необходимо погрузиться в настоящее исследование. Субъективно могу сказать, что иногда вспыхивают некоторые книги — и тренды идут за ними, потому что появляется запрос «хочу еще такого же». «Такого же» получить не удается, но находится похожее, а спрос формирует предложение. И во всем этом рыночном мире лавируют авторы, которые просто хотят писать свои истории. Здорово, что часто выходит так, что трендовые темы становятся не только запросом читателей, но и тем, что нравится авторам.
— Вас как-то в интервью спрашивали про «сообщество единомышленников». А в сообществе молодых современных российских писателей, по вашим наблюдениям, авторы друг другу помогают? Или здесь отношения несколько иные?
Я живу довольно далеко от всякой «движухи», обычно происходящей в Петербурге и Москве, но каждый раз приехать на книжное событие и пообщаться (пообниматься) с другими авторами и всеми, кто причастен к книжному сообществу — это настоящий праздник! С коллегами по перу из издательства МИФ у нас сложились теплые отношения, мы имеем возможность общаться, делиться авторскими переживаниями и высказывать копящиеся внутри беспокойства.
.
Общение действительно сильно облегчает жизнь и внутренние переживания. И я рада, что мы стараемся его выстроить, а не каждый сидим в своем писательском уголке.
— Про свой Ютуб-блог в интервью вы говорите: «Несколько благодарных комментариев под видео — и уже мотивация продолжать». А что мотивирует вас продолжать писать?
Больше всего мотивирует отклик на каждую свежую главу: я вижу, что читателям по-прежнему интересно, вижу реакции и их размышления. Получается, я пытаюсь подарить эмоции через события новой главы, а читатели возвращают их мне в своих комментариях — это очень заряжает эмоционально и мотивирует тут же сесть за продолжение.
Общение действительно сильно облегчает жизнь и внутренние переживания. И я рада, что мы стараемся его выстроить, а не каждый сидим в своем писательском уголке.
— Про свой Ютуб-блог в интервью вы говорите: «Несколько благодарных комментариев под видео — и уже мотивация продолжать». А что мотивирует вас продолжать писать?
Больше всего мотивирует отклик на каждую свежую главу: я вижу, что читателям по-прежнему интересно, вижу реакции и их размышления. Получается, я пытаюсь подарить эмоции через события новой главы, а читатели возвращают их мне в своих комментариях — это очень заряжает эмоционально и мотивирует тут же сесть за продолжение.