— Ты в свое время окончила литинститут. Сейчас, посмотрев с дистанции, что скажешь: можно ли научить писательству? Чему учат литературные курсы, институты?
Выживанию. Познать секреты литмастерства можно и самому. Через пробы и ошибки, критику на онлайн площадках или от знакомых. Тут у каждого свой путь. Но литкурсы и институты погружают тебя в среду по самую маковку, и ты узнаешь все правила этого мира. Некоторые можно и не знать, не загоняться в рамки или страх, что коллеги не оценят.
А если хочется быть в себе, не лезть в академику, то это тоже выбор. И тот и тот правильный.
— Бывают ли у тебя моменты, когда рефлексию о творчестве запускают мысли: «я пишу какую-то фигню», «пора бросать жанровую прозу» и проч.?
Регулярно! Правда, я тут не грешу на жанр. А вот на исполнение вполне. Хочется в рамках жанра сделать что-то из ряда вон. И я знаю, что это реально, просто мои писательские лапищи еще недостаточно мощны.
— А как справляешься с подобными мыслями?
Помогает отпустить ситуацию. Я становлюсь опытнее, лучше понимаю свои ошибки, как их избегать, вижу огрехи в старых текстах, иначе их повторяю в новых.
— Кстати, о жанрах. Отношение к автором жанровой прозы меняется?
Если и меняется, то пока очень локально. Масштабно же жанровую прозу все так же не воспринимают как что-то серьезное. Будто нет в ней боли и чего-то актуального. А оно просто исследует проблемы и страхи общества (или конкретного автора) в другой форме. И говорит более приземленно, иногда просто, используя шаблоны и тропы, которые близки читателю.
— У тебя вышло две книги, следующие пишутся и готовятся к изданию. Изменилось ли как-то твое отношение к критике сейчас, когда нарос литературный панцирь? И как реагировала на старте?
Меня все еще обижает несправедливо низкая оценка, но гораздо легче воспринимаются слова людей, которых я даже никогда не видела. Конструктивная критика интересна, она показывает, как иначе воспринимает текст человек, мнение которого мне важно. Негатив же говорит не о тексте, а о том, кто его пишет.
Ну штош, бред, так бред, а другим этот бред нравится, и мне тоже. Как в том меме «мне так этот кринж нравится, не хочу, чтобы он заканчивался».
— Роман «Станция Лихо» была среди номинантов премии «Мира фантастики». Это как-то повлияло на тебя, твое отношение к творчеству? Ка мотивацию?
Да, книга была среди номинантов, но не победила. Но даже номинация была очень приятна. Мой дебют заметили и отметили. Теперь надо только соответствовать самой себе.
— В одном интервью ты сказала: «Это просто говорит о том, что я себя выжгла, а значит, мне надо сидеть и снова копить». «Выжигания» вообще можно избежать, или это обязательная часть любого творческого процесса?
Говорят, что можно, но это должна быть какая-то идеальная жизнь, как мне кажется. Где ты занимаешься тем, что тебя питает, даешь себе отдохнуть, доверяешь миру и не тревожишься.
— Тебе с каждой книгой все проще «затыкать внутреннего критика», или наоборот, сложнее?
Мне кажется, одинаково. Я пишу разные книги, по атмосфере, по сюжету. Там и герои не всегда пересекаются. Поэтому всегда есть страх, что может «не зайти». Но вместе с тем — огромное желание рассказать историю так, как я ее задумала. Поэтому своему критику я наливаю кофе, и мы вместе пытаемся разгрести все, что я наваяла в своей голове.
— Какие у тебя ожидания от своего писательского будущего?
Стараюсь сильно не думать об этом, чтобы точно получилось. И работать, работать и работать. Над собой, своими текстами и миром. И верить, что все мои усилия принесут результат.