5 правил писателя
2022-12-07 00:21

Вера Богданова: «Каждую эмоциональную сцену я проживаю сама, потому что в момент написания я и есть герой романа».

Писательница Вера Богданова на#nbsp;встрече Книжного клуба Издательских сервисов ЛитРес рассказала, как работала над романом «Сезон отравленных плодов». Это история о#nbsp;поколении тридцатилетних, выросших в#nbsp;хаосе девяностых и#nbsp;нулевых. Их#nbsp;жизнь прошла на#nbsp;фоне новостей о#nbsp;терактах, беззакония и#nbsp;отсутствия чувства безопасности. Вот они повзрослели и#nbsp;сами отвечают за#nbsp;свою судьбу. Что они выберут? Будут жить по#nbsp;правилам или попытаются найти собственный путь?

Романы Веры Богдановой входили в#nbsp;шорт-лист премии «Национальный бестселлер», лонг-листы «Ясной поляны» и#nbsp;«Большой книги». На#nbsp;встрече она рассказала, как писать о#nbsp;травмах и#nbsp;почему важно увлечь читателя с#nbsp;первых трех страниц.

Правила писательницы Веры Богдановой:

1. Каждую эмоциональную сцену я#nbsp;проживаю сама, потому что в#nbsp;момент написания я#nbsp;и#nbsp;есть герой романа. Если вы#nbsp;сами не#nbsp;чувствуете то, что чувствует персонаж, или хотя#nbsp;бы в#nbsp;моменте написания не#nbsp;встраиваетесь в#nbsp;его чувства, то#nbsp;читатель вам не#nbsp;поверит. Поэтому если тебе весело, а#nbsp;сцена должна быть грустной, доводи себя до#nbsp;слез, черт возьми,#nbsp;— иначе никак не#nbsp;получится. Например, в#nbsp;романе «Павел Чжан и#nbsp;прочие речные твари» мне нужно было написать страшный, эмоционально тяжелый момент. В#nbsp;этот момент я#nbsp;находилась в#nbsp;Тоскане, вокруг веселые итальянцы. Хорошее место, но#nbsp;не#nbsp;для написания такой сцены. Стало понятно, что под южным солнцем и#nbsp;чириканье птичек, я#nbsp;точно ничего не#nbsp;напишу. Я#nbsp;включила дарк-эмбиент (направление мрачной электронной музыки#nbsp;— Прим. ред.), зашла в#nbsp;ванную, закрыла дверь, погасила свет и#nbsp;включила воду. Через 5 часов я#nbsp;вышла из#nbsp;этой ванной с#nbsp;готовой сценой и#nbsp;вся зареванная.

2. Exel-таблицы помогают сразу с#nbsp;несколькими задачами. Во-первых, туда вносится поэпизодник#nbsp;— описание всех сцен романа. Я#nbsp;сразу прописываю разделение по фокалам, то#nbsp;есть определяю точку зрения#nbsp;— чьими глазами читатель будет следить за#nbsp;событиями в#nbsp;романе. Каждого героя выделяю своим цветом: сразу видно, не#nbsp;пропал#nbsp;ли кто-то из#nbsp;них или, наоборот, не#nbsp;переборщила#nbsp;ли я#nbsp;с#nbsp;каким-то персонажем. И#nbsp;самое главное: во#nbsp;всех строчках я#nbsp;кратко расписываю, о#nbsp;чем речь. Абсолютно каждый эпизод должен соотноситься с#nbsp;главной мыслью текста, как-то вести к#nbsp;ней. Если он#nbsp;существует отдельно и#nbsp;не#nbsp;работает на#nbsp;общую идею текста#nbsp;— это вода.

3. Всегда можно страдать, рвать на#nbsp;себе волосы и#nbsp;говорить: «Костьми лягу, но#nbsp;не#nbsp;вырежу этот кусочек текста». А#nbsp;есть другой вариант: прислушаться к#nbsp;профессионалам, к#nbsp;своим чувствам. Если ты#nbsp;понимаешь, действительно нужно сократить сцену, чтобы она стала лучше, чтобы увеличить динамику романа в#nbsp;целом, то#nbsp;надо наступить на#nbsp;горло собственной песне и#nbsp;все-таки вырезать лишнее. Даже если жалко. Нужно думать о#nbsp;читателе. Лучше пусть будет интересно и#nbsp;динамично, чем ты#nbsp;скажешь: «А#nbsp;вот вы#nbsp;еще этих моих мыслей не#nbsp;прочитали!»

4. Важнейшая задача писателя любого жанра#nbsp;— увлечь читателя с#nbsp;первых страниц. Даже красивый язык или важные рассуждения не#nbsp;помогут, если человек заснет в#nbsp;первые полчаса чтения. Тема, которой будет подчинена вся история, должна быть понятна уже с#nbsp;первых страниц. В#nbsp;Америке авторы отправляют свои рукописи не#nbsp;в#nbsp;издательства, а#nbsp;литературным агентам. И#nbsp;чаще всего агенты просят синопсис, аннотацию и#nbsp;первые 3 страницы романа. Всего 3 страницы! В#nbsp;них нужно показать, в#nbsp;каком жанре вы#nbsp;работаете, успеть закинуть несколько смысловых крючков, интриг, которые заставят читателя остаться с#nbsp;вашим текстом. У#nbsp;меня, например, в#nbsp;первой главе «Сезона отравленных плодов» на#nbsp;первых страницах появляется завязка любовной истории, раз, обрисовывается семейный конфликт, два.

5. Одна из#nbsp;самых больших ошибок автора: начать говорить, а#nbsp;не#nbsp;описывать. Нельзя говорить, как вашей героине было больно, нужно показать это через детали, ее#nbsp;поведение, ее#nbsp;окружение. Если мы#nbsp;пишем о#nbsp;насилии, то#nbsp;вырезаем прилагательные. Если и#nbsp;нужны эпитеты, то#nbsp;только яркие, незатертые, бьющие в#nbsp;цель. Эмоциональные сцены#nbsp;— это короткие предложения. Чем лаконичнее, тем страшнее. Не#nbsp;нужно говорить читателю, что он#nbsp;должен испытывать, он#nbsp;должен сам все почувствовать.

Полную версию вебинара смотрите на нашем YouTube-канале

Кто такая Вера Богданова?

Писательница, литературный обозреватель «Афиша Daily» и#nbsp;переводчица. Родилась Вера Богданова в#nbsp;семье медиков. Детство будущей писательницы прошло в#nbsp;Москве, основной вклад в#nbsp;воспитание Веры сделала ее#nbsp;бабушка#nbsp;— нейрохирург МОНИКИ. После окончания физико-математической школы Вера поступила в#nbsp;МГОУ, выбрав для#nbsp;себя специальность лингвиста/переводчика с#nbsp;английского языка. Получив высшее образование, работала в#nbsp;сфере маркетинга и#nbsp;логистики, проходила курсы повышения квалификации в#nbsp;Нью-Йорке.