Top.Mail.Ru

Сестры-писатели:
как детское хобби переросло в профессию

Наталья Самартцис и Марина Стариченко — сёстры-близняшки, по образованию — филологи-лингвисты, окончили Донецкий национальный университет со степенью магистра. За плечами у них более чем 30-летний опыт писательской деятельности: пишут давно, с самого детства. С 2019 года публикуют свои книги на популярных литературных платформах. С 2024 года являются членами Российского союза писателей.
1
Как вы начинали писать, с чего началось ваше творчество?

Как вы начинали писать, с чего началось ваше творчество?

Наш самый первый рассказ мы написали еще в возрасте 4 года. Это было достаточно большое для такого возраста произведение (мы тогда его называли просто «Текст»). Речь в нем шла о девочке по имени Катя, которая живет обычной жизнью: ходит в детский садик, дружит с мальчиками по имени Рома и Саша, и еще часто ссорится со своей бабушкой, которая заставляет кушать манную кашу и дает таблетки от кашля. Мы сочиняли так: делали записи на листочках печатными буквами, а потом переписывали готовые отрывки в большую тетрадь формата А4. Интересно отметить, что в нашем «тексте» было много диалогов, то есть уже в таком юном возрасте мы различали, где слова автора, а где прямая речь, и отделяли их по законам грамматики.

Литература и русский язык стали нашими любимыми школьными предметами, и учителя часто просили нам помогать с проверкой сочинений или техники чтения у других учеников. Многие одноклассники просили нас принести им прочитать что-то из своих рассказов, и мы приносили им тетрадки, исписанные простыми карандашами, и эти тетрадки потом не так-то просто было забрать обратно, поскольку наши рассказы всем очень нравились — одноклассники читали их под партами даже во время уроков.

Но самыми радостными моментами детства были, когда одна из нас или мы одновременно дописывали свой очередной рассказ. Тогда мы менялись тетрадками, внимательно читали и после этого делали критический анализ и разбор текстов друг для друга, указывая на моменты, которые можно было бы улучшить.
2
Что же это были за рассказы, о чем и в каких жанрах?

Что же это были за рассказы, о чем и в каких жанрах?

В основном это были фантастические и приключенческие истории о разных людях в разных городах, странах и даже на других планетах. Были истории о всяких супергероях, пиратах, роботах, вампирах, рыцарях и волшебниках. С детства мы с сестрой были большими поклонниками американской фантастики, читали захлеб Хайнлайна, Шекли, Берроуза, Бредбери, Азимова, Муркока, а также русского фантаста Александра Беляева. Все эти авторы произвели неизгладимое впечатление на наше творчество, заложив самую основу основ будущих любимых жанров — приключения, фэнтези и научная фантастика, приправленная легким юмором.
3
Что можно назвать переходом от детского творчества к уже осознанному писательскому труду?

Что можно назвать переходом от детского творчества к уже осознанному писательскому труду?

Мы всегда, с самого раннего детства считали писательство серьезным делом. Мы никогда не относились к этому как к чему-то пустяковому, ведь литературное творчество всегда было для нас очень важно и ценно. Это изначально было не просто хобби, это было нечто большее — целенаправленное дело, большая мечта, которой мы посвящали себя целиком и полностью. Каждый свой рассказ, даже самый маленький, мы пытались оформить как полноценную книгу: рисовали обложки и иллюстрации, делали нумерацию страниц, оглавление. С появлением компьютеров и Интернета мы собирали в сети подходящие иллюстрации, распечатывали их и вклеивали в тетради. Со временем мы стали пробовать себя в разных жанрах — научная и юмористическая фантастика, детективы, мистические драмы, романы ЛитРПГ, хорроры, романтичные фанфики, а также короткие стихи и классические объемные поэмы.
4
Что помогло вам развиваться дальше в этом направлении?

Что помогло вам развиваться дальше в этом направлении?

Несомненно, большую теоретическую базу для литературного творчества мы получили во время обучения в университете ДонНУ, где специализировались на кафедре русского языка и впоследствии получили степень магистра, преподавателей. Именно там мы узнали, что такое фабула, сюжет, архитектоника произведения и насколько сильно они важны для писателя. Даже планировали поступать в аспирантуру, но затем планы изменились, поскольку наша деятельность стала неотрывно связана не только с литературой, но и с киносъемками. В 2009 году мы открыли свою киностудию, и наше литературное творчество получило свое развитие в виде сценариев к художественным фильмам, спектаклям, концертам и различным культурным мероприятиям.

Короткометражки, снятые по нашим сценариям, мы показывали на собственных кинофестивалях и отправляли их на различные конкурсы. Несколько наших короткометражек даже получили призы на областных кинофестивалях. Наш проект из учебных короткометражек «Главный герой», основанный на наших сценариях, стал победителем конкурса проектов от Донецкого городского совета по делам семьи и молодежи по итогам 2013 года, и получил гранд на финансирование, а также бесплатный офис на 24 комнаты.

Мы подготовили и написали сценарий к фильму «Островок Грузии в Донбассе», который был снят по заказу Генерального Консульства Грузии и приурочен ко Дню Независимости Грузии. Также по нашему с сестрой сценарию был поставлен новогодний спектакль в городском дворце культуры, а короткометражный фильм «Музыкант», написанный и снятый по нашему сценарию в 2019 году, был показан в г. Вена (Австрия) и уехал на международные фестивали.

Помимо этого, в нашей киностудии мы неустанно работали над художественным словом, проводили различные занятия для актеров по технике речи, дикции, сторителлингу, режиссуре и сценарному делу. Впоследствии полученный педагогический организационный и сценарный опыт нашел свое отражение в наших книгах, помогая лучше раскрывать характеры и мотивацию своих персонажей. Как профессиональные лингвисты, мы всегда выступали за чистоту и грамотность русского языка и никогда не использовали нецензурные слова в текстах или речи книжных героев.
5
Как вы пришли к публикации книг? Что послужило началом для коммерческой писательской деятельности?

Как вы пришли к публикации книг? Что послужило началом для коммерческой писательской деятельности?

Издание книг на бумаге всегда было нашим самым жгучим желанием. Работая в издательстве, Марине удалось издать одну свою кулинарную книгу, а немного позже Наталья выпустила большой печатный сборник своих рассказов, куда вошли три романа и одна поэма. Но наиболее успешными стали наши электронные книги, которые публикуются на различных интернет-платформах, и каждая новая книга — успешнее предыдущей. Мы постоянно отслеживаем современные литературные тренды, изучаем и учитываем читательскую аудиторию и вкусы. Это делается для того, чтобы предложить читателям лучшее — то, что для них интересно, важно и актуально в данный момент.

Последней нашей печатной книгой стала «Попаданка для звёздного мусорщика». Книга представляет собой роман, где используются особые литературные приёмы: ирония, авторские афоризмы и забавные сравнения. Комический эффект книги достигается благодаря юмористической подаче текста, описанию смешных ситуаций, ироничным монологам героев. Данная книга получила множество положительных отзывов, хорошо продавалась, и благодаря этому издательство Руграм выпустило ее в печать. Сейчас эта книга есть в электронном виде на разных площадках, в том числе на Литрес. Печатная версия книги была презентована летом 2024 года в Российском центре науки и культуры в г. Вена (Австрия) и передана в русскоязычную библиотеку.

6
Какие советы вы бы дали начинающим писателям?

Какие советы вы бы дали начинающим писателям?

Мы хорошо знаем, насколько сложно что-то начинать, и как важна поддержка именно на самом старте творческого пути. Хотим выразить глубокую благодарность нашей маме за то, что привила нам любовь к книгам и всегда поддерживала нас в творчестве, она же всегда была нашим первым настоящим читателем и критиком. Для того чтобы полноценно помогать всем начинающим писателям, несколько лет назад мы создали портал ЛитФейс — некоммерческую онлайн-площадку, дающую простор для творчества всем, кто делает первые шаги в писательстве. Именно в рамках проекта ЛитФейс мы регулярно проводим бесплатные занятия и мастер-классы на литературные темы, помогающие начинающим писателем ближе познакомиться с основами писательского мастерства, получить необходимую теоретическую базу для творчества, что поможет им в дальнейшем успешно развиваться в писательском направлении. Также мы всегда готовы поддержать и направить новичков при творческих кризисах, подскажем, как найти редактора или дизайнера, оказываем посильную поддержку в подготовке новых книг к публикации и дальнейшем их продвижении в Интернете. К нам обращаются начинающие писатели по самым разным вопросам, и мы уверены, что каждому сможем помочь и дать полезный совет.

7
Каковы ваши дальнейшие творческие планы?

Каковы ваши дальнейшие творческие планы?

Мы с сестрой планируем активно продолжать развивать наш проект ЛитФейс, а также продолжать выпускать новые книги. У нас запланировано несколько новых интересных историй, в том числе фантастика, юмористический детектив и детская сказка, а также продолжения к некоторым историям, особо понравившимся читателям.


Мы надеемся, что наши новые книги также найдут отклик в сердцах читателей. Истории, как и всегда, будут базироваться на традиционных ценностях, где всегда есть место патриотизму, дружелюбию и верности себе. Места, куда занесет героев судьба, будут различны: другие планеты, параллельные реальности, населённые магическими существами миры, прошлые или будущие эпохи… Но одно останется неизменным: добро всегда побеждает, злодеи остаются с носом, а влюблённые стойко преодолевают все испытания и находят своё счастье.


Быть писателем — вовсе не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное — начать, а дальше талант сам себя раскроет, даже если поначалу вы не верите или сомневаетесь в себе. Любые навыки можно развить, если есть желание. Главное, найти хорошую моральную поддержку и правильную мотивацию. И успех не заставит себя долго ждать!

Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге