История успеха Оли Федорищевой

Сотрудничает с проектом ЛитРес: Чтец в течение 1,5 лет. За это время озвучила 34 аудиокниги. Заняла 2 место в конкурсе «Битва чтецов» (жанр фэнтези и фантастика) и вошла в шорт-лист премии «Электронная буква 2021». По профессии экономист, окончила музыкальную школу.
1
Как вы начали записывать аудиокниги?
Как вы начали записывать аудиокниги?
В сентябре 2020 года я решила поискать в сети, как можно попробовать себя в записи аудиокниг, и наткнулась на статью о проекте ЛитРес: Чтец.

Я решила попробовать. С первого раза справилась с тестовым заданием и начала озвучивать сначала небольшие классические произведения («Песнь о вещем Олеге», «Черная курица или Подземные жители» и др.). А потом взялась за книги современных авторов и самиздат.

2
С каким микрофоном начинали дикторский путь?
С каким микрофоном начинали дикторский путь?
Начинала с тем же микрофоном и аппаратурой, что и пользуюсь сейчас. Родные подарили микрофон Behringer B-1, микшерский пульт, мы докупили звуковую карту и наушники. Изначально, мы с мужем пользовались этой аппаратурой для записи музыкальных аудио и видео. Поэтому, когда я решила попробовать себя в качестве чтеца, ничего, кроме поп-фильтра, докупать не пришлось. Возможно, это не самый лучший микрофон для записи книг в условиях обычной квартиры, но что есть, то есть!
3
Как вы готовитесь к записи?
Как вы готовитесь к записи?
Рядом с моим рабочим местом обязательно должна быть вода, чай. Желательно, чтобы у меня было хорошее самочувствие. Нужно перевести телефон в беззвучный режим, выключить посудомойку, стиральную машину, закрыть двери. Долго смотреть на кошку суровым взглядом, чтобы та не бегала по квартире (не помогает, кстати). Вообще, идеальная тишина — мое наилучшее вдохновение. Жаль, ее бывает непросто добиться, ведь есть еще и соседи.
4
Сколько примерно времени вы тратите на запись аудио?
Сколько примерно времени вы тратите на запись аудио?
К сожалению, меньше, чем хотелось бы. У меня двое детей, которые часто болеют и остаются дома. В таком случае обеспечить тишину очень сложно, хотя они, конечно, помогают мне как могут: стараются не шуметь, тихонько играют в другой комнате, пока я записываю.

Когда все здоровы, я могу заниматься записью и обработкой практически полный рабочий день, но это большая редкость. Обычно это 1−3 часа в день, включая выходные. И то если мужу удается хотя бы на пару часов обезвредить детей, забрав на прогулку или в гости.
5
Что самое важное, на ваш взгляд, в работе диктора?
Что самое важное, на ваш взгляд, в работе диктора?
Думаю, важна правильная последовательность действий. В первую очередь необходимо прочесть книгу, которую вы взяли на запись, и расписать голоса персонажей согласно их характерам и задумке автора. Получается не самая приятная ситуация, когда вы начали озвучивать героиню голосом стервы, а она в середине книги оказывается нежным одуванчиком. Или наоборот!

Если в книге много необычных названий городов или имен, лучше запросить глоссарий ударений у менеджера или автора, чтобы не тратить потом время и нервы на исправление записи.

Даже если все слова в книге знакомы, не стесняйтесь проверять, верно ли вами поставлены ударения в словах, в которых вы сомневаетесь. И если на этапе редактирования все-таки нашлись ошибки в ударении, прочтении, технические щелчки или шумы иного рода (которые невозможно убрать во время монтажа в программе), не поленитесь зафиксировать их и потом переписать. Я, кстати, записываю и обрабатываю звук в одной и той же программе — Audacity. Перфекционизм — наше все!

6
А что самое сложное в работе чтеца?
А что самое сложное в работе чтеца?
Не позволять себе закрывать глаза на недочеты со словами «и так сойдет!» Всегда хочется работать поменьше, а зарабатывать побольше, но это, скорее всего, не мой путь, хотя заманчиво, конечно. Сложно смириться с тем, что пока кто-то записывает по 7−9 книг в месяц, я выпускаю 1, максимум 2.

Но вот что я вам скажу — держитесь своих принципов и своего собственного пути. Пусть кто-то может выпустить за то же время 5 замечательных книг, а вы только одну. Не всегда важно количество, и здесь дело даже не в качестве. Просто у каждого свой темп. Главное, чтобы вам не было стыдно за результат своей работы.
7
Как у вас обустроено рабочее место?
Как у вас обустроено рабочее место?
Я уже говорила, что у меня двое детей, так что на моем рабочем столе вечно валяются какие-то куклы, фантики, ноты, сейчас вот детская зубная паста лежит. Конечно, хотелось бы идеального порядка! Только аппаратура и ничего больше. В идеале хотелось бы свою студию, куда можно было бы сбежать от ужасов семьи и спокойно работать, но чего нет, того нет.

Вот недавно обклеила стену акустическим поролоном, чтобы создавалось хоть какое-то ощущение рабочего места. Конечно, можно педантично поддерживать порядок, охранять свое рабочее пространство, как цербер, от любых посягательств… Но я хочу сказать о другом — даже если у вас нет студии, какого-то специального отлично оборудованного места для работы, это не повод не попробовать. А дальше видно будет.

8
Какие книги больше любите озвучивать?
Какие книги больше любите озвучивать?
Наверное те, что люблю читать сама: постапокалипсис, фантастику, довольно интересно бывает озвучивать детективы и романы. С удовольствием озвучиваю детскую литературу! Я поняла, что могу записывать аудиокниги, когда читала детям разными голосами очередную книжку — показалось, что у меня неплохо получается (особенно Баба-Яга) и нужно этот свой талант как-то применить.

Не очень люблю озвучивать фэнтези, это сложно. Обычно в таких книгах много героев, они все разные, эмоциональные, и в процессе работы создается впечатление, что ты не книгу читаешь, а играешь в театре одного актера.

Если по тексту книги встречается песня, всегда пою — под гитару, фортепиано или без музыкального сопровождения. Бывает, музыку приходится писать самостоятельно или с помощью мужа, например, аккомпанемент для песен из книг Юлии Ефимовой. Если я могу это сделать, почему бы и нет? Мне кажется, песни и уместные музыкальные вставки украшают аудиокнигу.
9
А есть у вас любимые аудиокниги? Или какую хотели бы озвучить?
А есть у вас любимые аудиокниги? Или какую хотели бы озвучить?
Пока самая любимая озвученная мною серия книг – «Заложники солнца» Милы Бачуровой. Это очень качественный, поднимающий важные социальные проблемы подростковый постапокалипсис. В героев книги влюбляешься и хочешь читать об их приключениях бесконечно! Хотелось бы, помимо художественной литературы, периодически озвучивать еще и нон-фикшн. Или что-то популярное. Верю в себя и думаю, что все впереди.

Я очень редко слушаю аудиокниги других дикторов. Может быть, тут есть какая-то профессиональная деформация, потому что меня больше занимает не содержание книги, а то, как она прочитана, есть ли технические недочеты, подходит ли героям голос, которым их озвучивают. От этого сложно отключиться и просто наслаждаться книгой. Очень понравились «Пост» и «Пост 2. Спастись и сохранить» Дмитрия Глуховского, которые начитаны самим же автором весьма профессионально, несмотря на то, что Дмитрий - писатель, а не чтец.
10
Что бы вы могли пожелать начинающим дикторам?
Что бы вы могли пожелать начинающим дикторам?
Я думаю, что чтецом может стать практически каждый. Даже если у вас есть некие проблемы с дикцией, с неверной расстановкой акцентов и длительностью пауз или какие-то другие сложности, это все можно решить. Может быть, понадобятся занятия с логопедом. Необходимо много работать и над собой, и над записью аудиокниги. Я могу по 3−5 раз перечитывать одну фразу, чтобы она звучала так, как по моему мнению она должна звучать. Долго и сложно? Да. Но как иначе получить результат, близкий к идеальному? Все люди ошибаются, но стремитесь к идеалу, друзья. Я уверена, что именно в этом секрет успеха.
YouTube-канал: «Ну ладно, пой!»
Авторская страница на ЛитРес: https://www.litres.ru/olya-fedorischeva/

Оля Федорищева,
чтец проекта ЛитРес, озвучила больше 30 книг

Купить книги чтеца:

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: