Top.Mail.Ru

Приём гротеска в литературе

Что за услуги?
Хотите в своём романе превратить реальность в фантасмагорию, подчеркнуть абсурдность или противоречивость происходящего? Гротеск — самый подходящий для этого инструмент.
Оглавление
Введение
Что такое гротеск
Особенности гротеска как художественного приёма
Виды гротеска в литературе
Функции гротеска в литературе
Гротеск в русской литературе
Как автору применять приём гротеска в собственных текстах
Примеры гротеска в литературе
FAQ
Заключение

Введение

Гротеск — художественное кривое зеркало, которое укрупняет отдельные черты и через них выявляет скрытые стороны мира или персонажей. Это даёт яркий, часто шокирующий контраст, который врезается в память читателя. Гротескные образы выглядят уродливо-комично, а порой даже отталкивающе и пугающе. Но, если применять преувеличение грамотно, оно станет вашим фирменным приёмом, триггером внимания читателя. Разберём в статье, как работает гротеск в литературе и как авторам Литрес Самиздат применять его осознанно и с желаемым эффектом.

Что такое гротеск

Простыми словами, гротеск — литературный приём, который намеренно акцентирует, преувеличивает и создаёт фантастические образы с нарушенными пропорциями. Он смешивает реальность и вымысел, смешное и страшное, чтобы выйти за рамки привычного мира.

Основные черты гротеска в литературе:
  • Преувеличение (гипербола)
    Черта характера или физическое качество доводятся до крайности. Например, хороший аппетит становится обжорством Гаргантюа, как у Ф. Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэле».
  • Контраст
    Неотъемлемая часть чего-либо вдруг дистанцируется и обретает собственную логику. К примеру, в повести Н. В. Гоголя «Нос» человеческий орган отделяется от хозяина и начинает самостоятельную жизнь.
  • Фантастичность
    Преувеличение и контраст искажают реальность, искажение становится обыденностью. У Ф. Кафки в «Превращении» герой просыпается в виде насекомого, но никого не удивляет, как это стало возможным и почему произошло.
  • Сочетание трагического и комического
    Происходящее ужасает, но его нелепость вызывает улыбку. Так, М. А. Булгаков в «Мастере и Маргарите» передаёт жуткую историю женщины, задушившего своего ребёнка, — и подчёркивает трагизм шутовскими репликами Кота Бегемота.
Определение «гротеск» — заимствованное итальянское слово grottesco («причудливый»). Оно, в свою очередь, произошло от grotta — «грот». В XV веке итальянские учёные раскапывали древнеримские строения (их воспринимали как подземные гроты или пещеры). Их стены украшали непривычные орнаменты, где сочетались животные, человеческие, растительные черты. Эта разновидность искусства получила название в честь раскопок — гротеск. В дальнейшем причудливые формы вдохновили живописцев и писателей на утрирование тех или иных черт.
Гротеск часто путают с карикатурой, сатирой или абсурдом. Как различить эти приёмы?
  • Карикатура 
    Преувеличение одной, обычно узнаваемой, внешней черты. Например, крупный нос или длинные руки политика.
  • Сатира
    Высмеивание пороков общества, власти или личности.
  • Абсурд
    Нелепые, бессмысленные черты или события. Гротеск создаёт нереальный образ из не противоречащих друг другу черт, только искажает их, то абсурд соединяет несовместимое без всякой логики.

Особенности гротеска как художественного приёма

В руках мастера это инструмент, который зримо показывает внутренние противоречия человека или общества. Так, М. Е. Салтыков-Щедрин в "Истории одного города" создаёт гротескные образы градоначальников. Уже их фамилии — Органчик, Прыщ — показывают их непригодность к занимаемой должности, конфликт с потребностями общества.

Гротескное смешение реального и фантастического — распространённое средство выразительности. Автор встраивает фантастическое звено в привычный мир, чтобы заставить читателя по-новому всмотреться в реальность. Герой Кафки просыпается насекомым в обычном мире, гоголевский Нос существует отдельно от хозяина. Через взаимоотношения общества с ними автор разоблачает те человеческие качества, которые многие предпочли бы в себе не замечать.

Гротеск в литературе смешивает разные эмоции. Нарушение привычных законов мира вызывает тревогу на инстинктивном уровне. Нелепость ситуации провоцирует смех, но с оттенком иронии — читатель понимает, что смеётся над чем-то мрачным. Отстранение не даёт полностью погрузиться в сопереживание и помогает рационально осмыслить проблему, которую показывает автор. Такой симбиоз усиливает эмоциональный эффект через дискомфорт и ощущение неправильности происходящего.

Гротеск становится популярен в периоды социальных перемен, потому что он:
  • Отражает дух времени, когда меняются границы между возможным и недопустимым.
  • Способен показать невыразимое через сюрреалистический образ.
  • Обходит цензуру, так как не содержит прямой критики.
30 млн читателей ждут ваши истории
Сотни авторов уже раскрыли свой потенциал с Литрес — присоединяйтесь. Поддержим на всех этапах

Виды гротеска в литературе

Деление на разновидности условно, но помогает варьировать метод под задачи автора.

Комический гротеск

Смешное преувеличение отдельных черт характера помогает иронично обличать человеческие слабости и особенности. Например, Гоголь в повести «Шинель» акцентирует внимание на ногте портного «крепком, как у черепахи череп» — так он подсмеивается над его важничаньем и неуступчивостью в цене. Салтыков-Щедрин начинает «Историю одного города» с гротескной истории происхождения горожан: их предки головотяпы везде «тяпались» головами. В «Мастере и Маргарите» Булгакова сосед Маргариты, Николай Иванович, изображён избыточно похотливым и поэтому превращён в летающего борова.

Трагический гротеск

Этот вид соединяет ужасное и нелепое, поэтому пугает и заставляет задуматься над абсурдностью человеческого существования и трагедией одиночества. Герой Кафки просыпается гигантским насекомым, но его волнует только, что он опоздает на работу и будет уволен. Д. Оруэлл в антиутопии «1984» показывает: «двухминутки ненависти» — утрированное изображение партийных или профсоюзных собраний, где группы людей превращаются в управляемое стадо. В мрачных «Бесах» Ф. М. Достоевский использовал гротеск в литературе для создания образа «сверхчеловека» Ставрогина и одержимого революционера Верховенского. Он утрирует их внешность, абсурдность рассуждений и так создаёт яркие портреты омерзительной сущности персонажей.

Фантастический гротеск

Автор намеренно ломает логику привычного мира, чтобы усилить главную мысль, обнажить скрытые проблемы или пороки. Фантастический гротеск писателя — это метафора, доведённая до предела. Гоголевский Нос в мундире становится важнее своего хозяина, демонстрируя культ чинопочитания и тщеславия. Булгаков в «Мастере и Маргарите» показывает выходку Воланда с падающими из воздуха червонцами, чтобы показать жажду наживы, жадность и беспринципность московских обывателей.

 Функции гротеска в литературе

С помощью этого инструмента авторы решают несколько задач:
  • Выражают абсурдность происходящего. Когда реальность становится слишком нелепой, чтобы описать её обычными словами, гротеск демонстрирует яркие образы бессмысленности.
  • Пробуждают критическое мышление. Гротеск не даёт читателю оставаться пассивным. Он дезориентирует его и этим заставляет задумываться, искать скрытые причины происходящего.
  • Разрушают привычные границы. Приём показывает, что нет прочных границ между нормальностью и безумием, возможным и невозможным, норма может в любой момент обернуться кошмаром.
  • Углубляют философский подтекст. Через шокирующий и часто простой гротескный образ автор обсуждает вечные вопросы одиночества, свободы, сущности человека, лицемерия общества. Он не просто показывает смешного или страшного персонажа, а создаёт мощную многозначную метафору, которую можно долго разгадывать.

Гротеск в русской литературе

Выше мы привели примеры, как и зачем классики русской литературы Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Булгаков вводили гротеск в свои произведения. Но и в наше время приём широко используется авторами, особенно в таких направлениях, как постмодернизм и сатира.

Гротеск писателям помогает создавать события в фантастических текстах, через странных персонажей. Например, постмодернисты В. Ерофеев, В. Пелевин, Т. Толстая с его помощью рисуют виртуализованную реальность, где традиционные условности утрачивают привычный смысл.

«Кысь» Толстой соединяет гиперболизированный рассказ о будущем и одновременно сатиру на советский строй, культ личности, власть спецслужб и т. п. Что такое гротеск и его логика в романе: например, Октябрьский Выходной празднуют в ноябре, чтобы мурзам «с дозорной башни глядеть на голубчиков и всех их по головам пересчитывать». Объяснить эту связь даты и пересчёта в привычной логике невозможно, но они не противоречат друг другу.

В прозаической поэме «Москва — Петушки» Ерофеев выворачивает мир наизнанку. Главный герой, спившийся интеллигент, окружён алкоголиками, женщинами сомнительного поведения, людьми с неуравновешенной психикой, которые рассуждают Тургеневе, Горьком и Герцене.

В. Пелевин активно использует приём гротеска через гиперболизацию, пародию, пастиши (имитацию стиля). Например, роман «Очередь» представляет собой сплошные реплики в бесконечной очереди. Туда вписана обсценная лексика, интеллектуальные разговоры о Тарковском, пародия на порносцены. Всё это призвано гиперболизировать разные человеческие качества и отношения.

Как автору применять приём гротеска в собственных текстах

Разберём, как использовать гротеск, чтобы вышло сильно, а не просто странно.
  • Не переходите грань между гротеском и абсурдом

    Гротеск у писателя — это искажённая правда, а абсурд — её отсутствие. Гиперболизированный образ должен быть метафорой, у которой есть чёткая связь с реальной проблемой. Читатель должен задуматься: «Что хотел сказать автор?», а не «Что автор курил?».
Приведём пример. Абсурд: герой просыпается апельсином. Причина неизвестна, смысл непонятен. Гротеск: герой, который годами боялся конфликтов и не проявлял инициативу, просыпается апельсином, защищённым толстой кожурой. Здесь есть метафорическая логика.
  • Усиливайте выразительность персонажей через гротеск

    Он позволяет вытащить внутреннее наружу. Вам не нужно десять страниц описывать душевные муки скупца — покажите, как его пальцы начинают звенеть от прикосновения к монетам. Гротеск делает конфликт наглядным и запоминающимся. Персонаж перестаёт быть схемой, он становится живым символом.
Советы авторам:
  • Сочетайте гротеск с реализмом. Вырастите гротескный образ узнаваемой бытовой детали. К примеру, опишите обычную квартиру, счёт за коммуналку и запах жареной котлеты. А пол на кухне начинает медленно дышать. Контраст обыденного и фантастического рождает тот самый тревожащий эффект.
  • Создавайте контраст. Сталкивайте гротескное и человеческое. Покажите чудовище, которое плачет над старой фотографией. Опишите глупый и нелепый ритуал, который совершают с трогательной серьёзностью. Разрыв между формой и содержанием — ведущий инструмент приёма.
При этом избегайте таких ошибок:
  • Перегрузка. Не нужно вставлять гротеск в каждую сцену.
  • Бессмысленная странность. Спросите себя: какую мысль передаёт этот гротеск? Если ответа нет, придумайте или перепишите.
  • Отсутствие точек опоры. Если весь мир в вашем тексте — сплошной хаос и гротеск, читателю не на что опереться, и он быстро устанет. Пусть один персонаж или линия остаются относительно нормальными, чтобы на их фоне странности стали ярче, но понятнее.

Примеры гротеска в литературе

Это художественный метод позволяет авторам обнажить социальные пороки и внутренние конфликты героев через преувеличение и деформацию реальности. Рассмотрим виды гротеска в произведениях разных авторов:
«Ревизор», Николай Гоголь
Гоголь в «Ревизоре» через комический гротеск показал человеческие пороки: чинопочитание, взяточничество, лицемерие. Городничий и чиновники до абсурда боятся мнимого ревизора, что высмеивает их трусость и продажность. В гоголевской «Шинели» трагический гротеск сначала применяется к «маленькому человеку» Акакию Акакиевичу — гиперболизируется его скромность, непритязательность, покорность. Далее через гротеск показан бунт этого задавленного «маленького человека», который после смерти срывает шинели с чиновников.
«Собачье сердце», Булгаков
Булгаков в «Собачьем сердце» использует гротеск в трансформации Шарика в Полиграфа Полиграфовича. Физическая диспропорция Шарикова отражает моральное уродство нового советского человека. В «Мастере и Маргарите» широко применён фантастический гротеск: преступники на балу у Сатаны, превращение взяточника в вампира. Это служит для обличения пороков общества.
«Превращение», Кафка
«Превращение» Кафки построено на центральном гротескном образе: Грегор Замза трансформируется в огромное насекомое. Этот метафорический гротеск раскрывает тему отчуждения человека в современном мире.
«Скотный Двор», Джордж Оруэлл
Оруэлл в «Скотном дворе» использует гротеск через аллегорию. Животные, которые восстали против человека, сами копируют его поведение. Так, свиньи, пришедшие к власти, деградируют до уровня людей, что высмеивает идею революции.
Во всех этих произведениях гротеск даёт общий эффект:
  • обостряет социальный конфликт;
  • усиливает сатирическое звучание;
  • придаёт комический или трагический оттенок;
  • выявляет глубокий смысл происходящего;
  • привлекает внимание к острым общественным проблемам.

FAQ

Гипербола — это просто сильное преувеличение. Гротеск же создаёт качественно новый, фантастический образ, который нарушает саму логику реальности. «Он был голоден как волк» — гипербола, «От голода у него выросла волчья пасть» — гротеск.

Заключение

Что такое гротеск? Это рискованный, но эффективный способ образно заговорить о важном. Приём помогает не просто рассказать историю, а вскрыть суть конфликта. Он даёт возможность поговорить о сложных и болезненных вещах сильно и без менторства.

Гротеск по определению — союзник автора в создании многослойных текстов. Читатель получает уникальный опыт: сначала — шок и удивление, затем — щемящая усмешка, а после — глубокие размышления. Произведение разгадывают, как ребус, и оно долго не отпускает.

Поэтому не бойтесь экспериментировать! В литературе нет канонов без исключений. Пробуйте, ищите свои приёмы и образы, смешивайте реальное и фантастическое. И публикуйте свои произведения на Литрес Самиздат — здесь вы обязательно найдёте свою аудиторию и поддержку!
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге

Подпишитесь на рассылку
Спамить не будем: отправим рассказ о сервисах и подборку новых статей.
Будьте в курсе новостей
Ежедневно делимся полезным контентом в соцсетях.