Выше мы привели примеры, как и зачем классики русской литературы Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Булгаков вводили гротеск в свои произведения. Но и в наше время приём широко используется авторами, особенно в таких направлениях, как постмодернизм и сатира.
Гротеск писателям помогает создавать события в фантастических текстах, через странных персонажей. Например, постмодернисты В. Ерофеев, В. Пелевин, Т. Толстая с его помощью рисуют виртуализованную реальность, где традиционные условности утрачивают привычный смысл.
«Кысь» Толстой соединяет гиперболизированный рассказ о будущем и одновременно сатиру на советский строй, культ личности, власть спецслужб и т. п. Что такое гротеск и его логика в романе: например, Октябрьский Выходной празднуют в ноябре, чтобы мурзам «с дозорной башни глядеть на голубчиков и всех их по головам пересчитывать». Объяснить эту связь даты и пересчёта в привычной логике невозможно, но они не противоречат друг другу.
В прозаической поэме «Москва — Петушки» Ерофеев выворачивает мир наизнанку. Главный герой, спившийся интеллигент, окружён алкоголиками, женщинами сомнительного поведения, людьми с неуравновешенной психикой, которые рассуждают Тургеневе, Горьком и Герцене.
В. Пелевин активно использует приём гротеска через гиперболизацию, пародию, пастиши (имитацию стиля). Например, роман «Очередь» представляет собой сплошные реплики в бесконечной очереди. Туда вписана обсценная лексика, интеллектуальные разговоры о Тарковском, пародия на порносцены. Всё это призвано гиперболизировать разные человеческие качества и отношения.