Право на фантазию
или интеллектуальное воровство:
что нужно знать о фанфиках

Спорю, хотя бы раз в жизни вы читали книгу и, перелистнув последнюю страницу, мечтали о продолжении. Может быть, хотели бы изменить финал или дать новую жизнь отдельным героям, пофантазировать о прошлом или будущем главных персонажей. Все, кто развивают фантазии об уже созданном произведении в отдельное произведение, работают в довольно популярном жанре фанфик (также встречаются названия, «фэн-фикшн», «фанфикшн», «фэнфик», «ФФ» и даже «фик») и называют себя фикрайтерами. Причем основой для творчества становятся не только бестселлеры, но и комиксы, компьютерные игры, фильмы, сериалы и пр. Фикрайтеров публикуются на больших платформах и в комьюнити по интересам.

Новое — хорошо забытое старое?
Фанфик — популярный жанр творчества, для сотен людей — хобби, а для единиц дорога в мир писательства и славы. Например, с него начинал карьеру фантаст Ник Перумов. Жанр хорош тем, что каждый может создать собственное произведение гораздо быстрее: нужно дорисовать в голове мир, в который вы уже успели погрузиться благодаря опытному автору. А еще это действенный способ отточить мастерство, стиль, язык…

Писательский дар схож с талантом художника. Известные живописцы начинали с того, что копировали в музеях полотна Рембрандта и Да Винчи. Тут так же. Чтобы научиться писать действительно хорошо, нужно много читать и при этом параллельно смотреть на текст с профессиональной точки зрения: почему он цепляет, какие приемы использует автор, как разбивает предложения и сколько художественных оборотов использует на тысячу знаков. И, конечно, можно копировать, но самостоятельно, с нуля — это хорошее упражнение.
Важно помнить, что новое — это всегда хорошо забытое старое. Хороший писатель умеет пользоваться аллюзиями: отсылками к классическим произведениям, народным сказкам, легендам, мифам, Библии. Уметь перелицевать старую историю на новый лад — это тоже талант!
И вот в этом месте перейдем к важному вопросу: где же проходит грань между перелицовкой, переосмыслением, творчеством и интеллектуальной кражей, чем отличается фанфик от плагиата.
Украсть нельзя написать
Фанфик — создание собственного произведения по мотивам чужого. Образно говоря, мы берем дом, выносим из него все и пустое пространство заполняем заново, следуя собственным интересам и вкусам. При этом стены здания остаются старыми, в какой-то мере они влияют на наш собственный дизайн и интерьер. Да, мы можем сделать пристройку и надстроить сверху этаж, но фундамент не трогаем. Этим и отличается ФФ от плагиата. Если мы, как сказочная Лиса, забрались в лубяную избушку, переставили в ней пару предметов, поменяли занавески и легли на печь — это, извините, беспардонное воровство.

Сегодня закон стоит на стороне сказочного зайца. Гражданский Кодекс и закон об авторских и смежных правах говорят: хищение интеллектуального труда наказуемо. Если суд докажет, что вы нагло украли чужое творение, то понесете справедливое наказание. Контрафактная продукция будет уничтожена, а вы наказаны рублем. Законный владелец произведения может также потребовать возмещение понесенных убытков и компенсацию, причем ее сумма доходит до 5 миллионов! Система работает так, что, укради вы трех героев из известного романа, то цифра будет умножена на три и составит уже 15 миллионов. Не хило!
Добавлю
Если вы находитесь в России, а похитили нечто из серии Джоан Роулинг, то отвечать будете по российскому законодательству.
Конечно, если бы все было так серьезно, то фанфик погиб бы на корню, а он живет и процветает. Потому что стоит учитывать ряд существенных моментов: фэнфикшн, как правило, это безобидное хобби, которое не преследует извлечения прибыли. Если вы написали собственное продолжение известной книги и положили его в стол либо выложили в сообщество для таких же фарайтеров, обвинить вас в краже нельзя. Если вы используете только общую идею, то это также не считается воровством. Например, есть книги о Гарри Поттере, а есть наш русский вариант — Таня Гроттер. Каждому понятно, кто стал прототипом девочки-волшебницы, но плагиатом это не считается: имена, названия мест не совпадают, а значит, права Джоан Роулинг не нарушены. Идея о мире волшебников и волшебниц не является ничьей собственностью, а имена и названия — да.
Кроме того, есть произведения, которые закон считает общественным достоянием: таковыми являются любые произведения науки, литературы и искусства после истечения 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора. По действующем правилу, именно после этого срока потомки писателя теряют исключительное право на публикацию, за ними остается лишь неимущественное право. Проще говоря, сегодня никто не имеет право опубликовать «Властелина колец» или «Приключения Шерлока Холмса» под своим именем. Однако, имена персонажей, названия выдуманных мест, созданные писателем миры в своих собственных книгах может использовать любой.
Лицензия на героя
Ряд известных авторов-современников не запрещают фанатам использовать их произведения для фанфиков. Допустим, на официальном сайте Сергея Лукьяненко есть специальный раздел, где любой поклонник его творчества может выложить свое произведение в стиле ФФ. Есть и более известный пример: в автора «Метро» Дмитрия Глуховского вышла серия фанфиков «Метро 2033», написанная поклонниками его постапокалиптического мира столичной подземки. Это уникальный случай, когда фанаты с разрешения писателя смогли реализовать себя и разместить свои произведения в одном ряду с любимым бестселлером.
Произведения братьев Стругацких стали основой для сотен фанфиков. При жизни Борис стал куратором проекта «Время учеников», дав тем самым добро фикрайтерам. Раздел сегодня существует на официальном сайте писателей, хотя все исключительные права после смерти перешли к их потомкам. Один из изданных для продажи фанфиков, роман-трилогия «Весь этот джакч», чьи события разворачиваются в мире «Обитаемого острова», в 2018 году был удостоен книжной «АБС-премии».
Есть и другой пример. Мария Семенова, выпустившая серию книг о Волкодаве, творчество поклонников не одобряет. В интервью сайту «Комсомольская правда» писательница сказала: «На хвосте первого „Волкодава“, если помните, расплодилось масса а-ля-славянских героев, и почему-то все на букву „В“. А не пошло!» Автор считает, что для ее поклонников мало одного желания продолжить ее историю. Нужно еще иметь внушительный объем знаний о славянской истории.
Что касается зарубежных мастеров пера, то за границей интеллектуальную собственность стерегут, как зеницу ока. Пытаться издать книгу о детстве бурерожденной Дайенерис или путешествии лучшего друга Ведьмака — Лютике, бессмысленно. Для этого нужно заключить лицензионное соглашение с правообладателем или договор аренды исключительных прав.
Категорически против творчества фанатов выступает Джордж Мартин, создавший «Песни льда и пламени», Робин Хобб («Сага о живых кораблях», «Сага о Шуте и Убийце»), Диана Гэблдон («Чужестранка»), авторы фэнтези Энн Райс, Орсон Скотт Кард, Урсула Ле Гуин, Мерседес Лэки…
Найти тех, кто официально дал добро своим поклонникам на самостоятельное творчество, гораздо сложнее. Это Лоис Буджолд, Джим Батчер, Кори Доктороу, Нил Гейман, Лев Гроссман. Вполне хорошо относятся к фанфикшн Джоан Роулинг, Джонатан Страуд, Чарльз Стросс и Кэтрин Валенте. У создательницы «поттерианы» сегодня масса поклонников, и многие активно зарабатывают на созданных англичанкой мирах и героях. В частности, в России вышла масштабная серия фанфиков Юдковского под названием «Гарри Поттер и основы рационального мышления», где автор соединил творчество сразу нескольких писателей: Роулинг, Канемана и Перумова.
В каждом конкретном случае, о каком бы оригинальном произведении ни шла речь, вам следует внимательно изучить закон и узнать, как получить разрешение автора или его потомков, правопреемников, издательства или правопреемников, того, кому принадлежат исключительные права на оригинал. В крупных издательствах эту работу на себя берет юридический отдел. Конечно, если «овчинка стоит выделки».
Подытожу все вышесказанное. Если вы планируете написать и опубликовать фанфик…
Первое: никогда не прибегайте к плагиату, используйте только канву чужого произведения, в которой вам предстоит разместить свое собственное содержание.

Второе: лишний раз проконсультируйтесь со специалистом в области авторских прав. Это поможет вам избежать неприятностей. И самое главное: творите, уважая чужой труд.


Пишите книги!
Веб-сайт svetlanaerokhova.ru
Светлана Ерохова,

книжный продюсер
Была ли данная статья полезна для Вас?