Фанфики и ориджинал: в чем разница?

На популярный вопрос отвечает автор Джек Гельб, финалист премии «Эксмо.Дебют» с книгой «Гойда». Поговорили об истории издания книги и претензиях читателей. А еще узнали, что должен учесть автор при написании и публикации ориджинала.

Что такое ориджинал?

Ориджинал — самостоятельная история, не связанная ни с каким произведением. Если у меня спросить, чем же тогда ориджинал отличается от книги, то моя позиция проста: ничем.

Если автор фанфиков начинает писать ориджиналы, насколько они популярны? Как реагирует аудитория?

Я начинала с ориджиналов и скажу, что живется им тяжко. Когда пишешь фанфик по книге, у тебя есть фандом. Получить поддержку намного проще, когда рассказываешь про уже знакомых и любимых персонажей. Ощущение, что это кому-то нужно, помимо тебя, — сильная мотивация.

Когда пишешь ориджинал — ты сам себе фандом. Уж постарайся доказать, почему твои персонажи интереснее, чем Наруто или Гарри Поттер. Аудитория любит знакомое и понятное.

Еще одна проблема в том, что по запросу «ориджинал» вам выдадут и кофешоп АУ, и стихи про злую училку, и космооперу с демоническими пришельцами. Я бы сказала, что понятие «ориджинал» не только не отвечает на вопрос, о чем же будет произведение, но и задает новые вопросы.

Фанфики и ориджиналы: с чего начать?

Точно не советую начинать с ориджиналов. Наберите аудиторию на любимых (не популярных, а вами любимых!) фандомах, а потом можете предлагать миру ориджиналы.

Как добавить книгу в Литрес, если вы пишете ориджиналы? Читайте инструкцию здесь.

Как читатели отреагировали на ориджинал?

Помню, как я дико психовала во время выхода «Гойды», и мать спросила: «Ты с каждой книгой так психовать будешь?» Я ответила: «Нет, ничего страшнее „Гойды“ со мной не случится». Так и оказалось.

Мои любимые претензии:
1. Автору не хватает фантазии придумать своих персонажей, поэтому берет исторических личностей. Как не стыдно!
2. Автор коверкает историю, так недостоверно, сплошной вымысел. Как не стыдно!

Самое смешное, что это было буквально в одном отзыве.

Как опубликовать книгу в Интернете и не словить хейт? (Спойлер: никак)

На «Гойду» вылилось много негатива, но уже после издания. Основной хейт был в адрес художественного вымысла (в художественной литературе такое, видимо, уже недопустимо) и стилизации с кривыми оборотами. И, конечно же, самое непростительное: «Почему этот фанфик, а не мой?!»

Не весь опричный фандом — мои хейтеры, но все хейтеры — из опричного фандома. Иронично, что я сама-то в фандоме никогда не состояла. «Гойда» не опирается ни на «Князя Серебряного», ни на один фильм. Я хотела рассказать новую историю с уже знакомыми персонажами, но добавила и оригинальных героев. Видела на Википедии приписки в духе «князь Луговский, прозванный Змеем в книге „Гойда“». Ощущение, что переписала историю. Всем советую.

Как ваш ориджинал стал книгой в Like Book?

Я стала популярной в TikTok, и Like Book предложил издаться. Я человек простой, подумала: почему бы и нет? Приключения начались, когда «Гойда» стала мемом. Часто получала сообщения от друзей, когда в сторонних, не книжных пабликах шутили про мое произведение. Мы с «Гойдой» даже стали финалистами премии «Эксмо.Дебют».

Ваш совет начинающим авторам

Сложно вывести какую-то мораль из этой истории. Я отдаю себе отчет в том, что мне повезло. Да, работать пришлось много, но я знаю людей, которые работают еще больше, а тиражи ниже моих. Не считаю, что этот успех незаслуженный, но сложно дать какой-то совет: очень многое зависит от внешних обстоятельств. Разве что стоит названия придумывать как следует, короткие и нетипичные. Никаких сказаний, песен, легенд и, кхм, проклятий. Да, «Проклятье Жеводана» хуже звучит, чем «Гойда». «Пеликан» лучше, чем «Проклятье Жеводана». Но все равно лучше названия, чем «Гойда», я еще долго не выдам.
Была ли статья полезна для вас?

Другие статьи в нашем блоге