История успеха Натальи Авериной

Диктор и радиоведущая, психолог, тренер по йоге. Работает под псевдонимом Наталья Аверина. С 2013 года ведет эфиры на «Радио 7 на семи холмах» (в Твери), «Европе плюс», «Love радио», NRJ. Преподает в Федеральной школе радио. Озвучивает книги с 2020 года: романы, сказки, детективы, психологическую литературу.
1
Как вы начали записывать аудиокниги?
Мне всегда хотелось озвучивать книги. Я давно работаю на радио и помню, как для себя между эфирами озвучила Чака Паланика «Проклятые». Это дало мне такой колоссальный опыт. Когда озвучиваешь книгу, приходится себя много слушать. Такая рефлексия очень круто меняет подачу, влияет на игру голосом, скорость чтения, расстановку акцентов через интонацию.

Два года назад я написала в ЛитРес с запросом стать диктором.
Теперь запись аудиокниг — это любимая работа.

2
С каким микрофоном начинали дикторский путь?
С профессиональным микрофоном в студии «Радио 7» (в Твери). А когда начала записывать книги, оказалось, что нужна идеальная тишина и микрофон без предусилителей. И я тогда дома сделала мини-студию (в шкафу конечно же) и купила микрофон Shure.
3
Как вы попали в проект ЛитРес: Чтец?
Я пишу и озвучиваю свои статьи — это такие короткие зарисовки из жизни. Показала свои работы модераторам ЛитРес. Статьи не взяли, а голос пригодился. Мне предложили присоединится к проекту в качестве диктора.
4
Как вы готовитесь к записи?
Разминка нужна обязательно. Я разогреваю лицо, рот, горло, резонаторы, читаю скороговорки. Использую для работы с речевым аппаратом всё, что есть под рукой: пробки, карандаши, орехи. В общем, весело.
Вдохновение для записи — это такая штука интересная. Его можно очень долго ждать, но как правило, оно приходит во время работы. А когда работаешь под дедлайны, ждать вдохновения — это роскошь.
5
Какие книги больше любите озвучивать?
  • Психологию. Я же психолог. Когда начитываешь такие тексты, пополняешь профессиональные знания.
  • Сказки, потому что это добрые книги, они греют.
  • Детективы, потому что там много игры голосом.
6
Сколько примерно времени вы тратите на запись аудио?
Сначала часа по 2−3 в день. Я как бы «захожу» в историю, начинаю ее начитывать. Потом уделяю работе больше времени: по 3−5 часов. А на завершающем этапе, как правило, время начинает поджимать. Я могу весь день работать, отложив все остальные дела. Провожу у микрофона по 8−10 часов.
7
В какой программе записываете и обрабатываете аудиокниги?
Я делаю все в Sound Forge. Эта программа мне знакома, я с ней на радио работаю. И в Forge удобно монтировать звук.
8
Что самое важное, на ваш взгляд, в работе диктора?
Любить то, что делаешь. Уметь рефлексировать. Если поняла, что хочется что-то изменить в подаче, в интонации, то надо это делать. Стараюсь не скупиться на время работы, но при этом работать в графике.

Романтика заканчивается на монтаже. Пока озвучиваешь, время летит легко. А монтаж записи это 70% работы. И это монотонная работа, рутинная. Поэтому диктору надо еще и много терпения.

9
А что самое сложное?
Работать с книгой, которую не стала бы читать сама. Мне часто в работу приходят женские романы с маркировкой 18+. И по сути, это порно роман. Когда озвучиваешь, проживаешь все от первого лица.

С книгой работаешь много и проживать приходится 3 раза: на озвучке, на монтаже, на отслушке. А в книге бывают такие подробности постельный сцен, что становится физически плохо. Это сложная часть работы.
10
Как у вас обустроено рабочее место?
Я пыталась писать в радийной студии, но там много шумов, для записи книг не подходит. Поэтому я дома в гардеробной отвела уголок, обитый шумоизоляционным (акустическим) поролоном. Можно сказать, домашняя мини-студия. Там стоит стул, микрофон и все, больше там ничего нет.
11
Какую аппаратуру используете постоянно?
  • Рекордер Zoom H5
  • Микрофон Shure
  • Наушники
  • Ноутбук
12
Как продвигаете свое творчество?
В социальных сетях всегда публикую ссылки на озвученные книги. А еще я преподаю, поэтому рассказываю студентам про ЛитРес.
13
А есть у вас любимые аудиокниги? Или которую хотели бы озвучить?

Мне нравится как озвучивает Сергей Чонишвили и Александр Ананьев. У них чудесные голоса.


Из женских голосов — конечно, Ольга Зубкова. Не знаю, озвучивает ли она книги. Но я иногда слушаю её интервью, или отрывки фильмов с её озвучкой, ловлю интонации и сажусь записывать аудиокнигу.


Сама я хотела бы озвучить Чака Паланика «Проклятые». Я уже говорила, что начитывала её для себя, как «пилотный проект». Сейчас опыта побольше, и мне бы хотелось его применить.


И есть книга, которую я мечтаю озвучить, — «Искусство слышать стук сердца» Яна-Филиппа Зендкера. Это очень «тёплая книга», про любовь от сердца. Кому её ни подарю, все плачут. Плачут, потому что она трогательная.


Ну, и Ирвина Ялома я бы озвучивала и озвучивала.

13
Что бы вы могли пожелать начинающим дикторам?
Много работать. Много слушать себя и шлифовать до ювелирного блеска и точности свои работы. Терпения. И любви.
Наталья Аверина,
чтец проекта ЛитРес, озвучила более 10 книг

Купить книги чтеца:

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: