Совершите 5 шагов по тернистому пути саморедактуры и сделайте из чернового наброска готовый текст
Волшебная карта от авторов Полыни
Логика мира должна влиять на поведении людей. Простой пример: если в вашем обществе жизнь ценится превыше всего, и никто не охотится на животных, то скорее всего целители не будут заниматься вскрытием погибших. И вообще мало что будут знать об анатомии.

Наденьте ваш мир на себя, как рубашку, и схематично опишите типичный день и жизненный путь обычного человека из вашего мира. Герой проснулся. Как выглядит его жилище? Что он ест? Куда идет, какие у него дела? С какими трудностями он может столкнуться в течение дня? Кого герой боится, кого уважает? Какая главная мечта у большинства: заработать денег, переехать в другую страну, или стать подношением для местного бога? Есть ли у вас институт брака? Какая форма власти в стране? Какие знания ценятся в вашем мире?

Я рекомендую делать схемы и рисовать связи между фандопущением и явлениями в вашем мире. Так вы сможете наглядно увидеть лишние или неработающие детали.
Определитесь на старте: вы будете рассказывать историю от первого, третьего, второго лица? С точки зрения одного или нескольких героев? От этого зависит структура всего романа.
Фокальных персонажей может быть один или несколько, но учитывайте специфику: например, в любовном романе удобно чередовать «ее» и «его» взгляд, а в эпике у разных фокалов обычно разные цели, мировоззрение и свои сюжетные арки. Чтобы проверить фокал, представьте себя в роли героя и проживите с ним его главы от начала до конца: не фальшивит ли где-то ваш авторский голос? Прочувствуйте героя изнутри: как он говорит (начитанный?), как он видит мир (слепой, грубиян?). Поведение, речь и все остальное должно соответствовать его биографии.

Если вы используете несколько фокалов, то проработка образов необходима, иначе нет смысла смотреть с разных точек зрения. Впрочем, не каждому роману это нужно: вы можете выбрать одного рассказчика или смотреть на историю отстраненно («нулевой фокал»). И это тоже прекрасно.
Проверяем логику мира
Закрываем арки героев
Каждая книга начинается с идеи, иногда даже с пары сцен. Все это идет в заметки, в своего рода «дорожную карту», к которой обращаешься в процессе и, конечно, при вычитке первых черновиков. В этой «карте» важно зафиксировать основную ось, сюжет книги в целом (макросюжет) и дополнительные линии героев, легенды, насыщающие мир книги, и прочее (микросюжеты). Микросюжеты обязательно должны быть осмысленными — работать на макросюжет или на раскрытие мира/героев. Здесь очень важно избежать «лишних красивостей» — то есть поворотов, которые никуда не ведут и не служат никакой цели. Хуже этого только отсутствие внутренней логики вашего мира.

В процессе написания книга оживает, «отстраивает себя сама». Некоторые сюжетные ходы будут рождаться и достраиваться прямо в процессе работы над текстом — все эти прикольные идеи тоже нужно вписывать в «дорожную карту». Эдакие идеальные кусочки общей мозаики. А какие-то ходы, даже вроде бы прописанные на этапе плана, наоборот, могут отбрасываться. Потом их можно вплести в другую книгу, но нельзя оставлять в нынешнем тексте, так как они «неорганичны». С опытом автор начинает чувствовать это интуитивно.

В итоге к концу работы над первым черновым вариантом у нас перед глазами «костяк», полноценный дополненный план с уже вычеркнутыми в процессе «лишними» ходами. На этом этапе наглядно будут видны и «провисы» сюжета, и оставшиеся фрагменты, плохо встраивающиеся в общую мозаику. Провисы закрываем, а «лишние красивости» — вычеркиваем.
Ловим хвосты сюжета
У тебя готов черновой вариант текста! Умничка, значит ты
все-таки открыл этот ящик Пандоры! Внимание:

  • Стиль твоего письма чувствуется уже на этапе рукописи. В первую очередь нужно понять, что тебя выделяет, чтобы не утратить уникальности: сложные метафоры, короткие рубленые предложения, а может особенная певучесть языка; найди свои сильные стороны.

  • Первый набросок— это во многом полет мысли и фантазии, и при огранке нашего алмаза нужно проверить построение предложений, чтобы они звучали по-русски (достаточно произнести фразу вслух), убрать лишние многоточия и восклицания, если в них нет необходимости. Это может сбивать интонационный рисунок текста.

  • Канцеляризмы, причастия и деепричастия утяжеляют текст.

  • Проверяй местоимения — к какому предыдущему существительному относятся? Где можно убрать — убирай.

  • Постарайся заменять обобщенные фразы на конкретику, это добавляет достоверности.

  • Повторы, слово «быть» в нескольких предложениях подряд — ищем и добавляем синонимы.
Чтобы выписать живых и психологически достоверных героев, нужно прежде всего заложить в них 4 базовых «кирпичика»: мотивации, цели, ставки и истинные желания. Мотивация от желания отличается глубиной, на которую мы закапываемся. Условно: внешняя причина и внутренняя. Например, в моем романе «Потусторонним вход воспрещен» мотивация главной героини начать расследование — пропажа сестры, а желание — загладить свою вину.

Ставки задают ценность приключения для героя. Что неприятное случится, если герой не отправится в путь? А что важное он может приобрести, если отважится выйти за порог дома? При написании сцены полезно держать в голове цель персонажа в перспективе (в общем контексте сюжета) и на данный момент. Из цели героя рождается действие, действие двигает сюжет вперед. А еще в столкновении противоположных целей нескольких персонажей рождается конфликт. А конфликт — кровь и плоть хорошей драматургии!
Причесываем стиль
Долепливаем героев
Ура! Ваш черновой вариант текста стал полноценной книгой! Самое время отправить ее на конкурс «Магия слова» и побороться за главный приз: издание в «Полыни»