Зарубежные тренды 2020 в литературе
Зарубежные тренды часто приходят к нам с запозданием: в год, в два, а то и в пять лет. Сотрудники крупных российских издательств знают это и, чтобы опередить конкурентов, регулярно мониторят книжные рынки за рубежом и отслеживают издательские тренды в Европе и Америке. Во время подготовки этого материала мы неоднократно встречали в англоязычных материалах тезис о том, что сегодня независимые авторы на Западе составляют серьезную конкуренцию издательствам — и по качеству выпускаемых ими книг, и по изобретательности и эффективности маркетинга. Мы предлагаем нашим авторам самиздата обратить внимание на этот тренд: вы тоже можете составить конкуренцию крупным издательствам — отслеживая новые тренды и экспериментируя с форматами продвижения. В этом материале мы собрали тренды зарубежного книжного рынка в 2020 году. Возможно, что-то из этого пригодится вам!
Автофикшн
Реальные истории из жизни реальных людей, написанные в виде романов, повестей и рассказов. По мнению The Guardian, жанр популярен из-за всеобщей усталости от фейков и роста популярности движения #MeToo: теперь люди хотят читать правдивые, а не вымышленные истории. Главным автофикшн-романом этого года можно назвать книгу Аяда Ахтара Homeland Elegies, в которой автор с пакистанскими корнями, родившийся в Америке, пытается осмыслить свою идентичность.

Антиутопия
2020-й с эпидемией коронавируса, движением #BlackLivesMаtter, протестами экоактивистов и выборами в США подогрел интерес читателя к антиутопиям. Одной из самых обсуждаемых антиутопий стал роман американца нигерийского происхождения Точи Оньёбучи Riot Baby о расизме и революции. И, конечно же, очень много книг о мире после пандемии.

Аудиокниги
За последний год продажи аудиокниг в США выросли на 17,3%. Рынок растет с бешеной скоростью, и издательства ищут новые способы озвучки книг. Например, Google в ближайшее время планирует озвучить электронные книги английских и американских издательств с помощью искусственного интеллекта
Коллаборации независимых авторов
Авторы объединяются, чтобы вместе писать книги. Таким образом им удается охватить больше читателей и работать быстрее. По словам Брайана Коэна, ведущего подкаста Sell More Books Show, все началось с любовных романов, и сейчас этот тренд добрался до научной фантастики и фэнтези. Еще больше коллабораций эксперты отмечают на этапе продвижения книг. Независимые авторы создают совместные розыгрыши, объединяют списки адресов для рассылок — все, чтобы охватить как можно больше читателей.
Новая этика
Главный книжный скандал этого года — неосторожный твит Джоан Роулинг о том, что менструация может быть только у женщин. Возмутились транссексуалы и небинарные люди. В интернете стали распространяться призывы сжигать книги писательницы, а многие стали разбирать «Гарри Поттера» на предмет гомофобии, юдофобии, фэтшейминга и прочих страшных вещей. Случай с Роулинг показал: публичная позиция автора в 2020 году имеет значение для читателя и может сказаться на продажах и контрактах с крупными издательствами.
Нон-фикшн
Продажи нон-фикшн обгоняют художественную литературу. Об этом говорит отчет издательства Penguin Random House. За последние 5 лет выручка от нон-фикшн выросла почти на 30%, при этом она на 35% обошла художественную. Если пройтись по бестселлерам этого года на Amazon, то можно выделить следующие темы: коронавирус, социальные науки, психология, гастрономия, секс. Ну а чем еще прикажете интересоваться в самоизоляции?
Онлайн-мероприятия
Главные книжные события этого года — от Франкфуртской книжной ярмарки до вручения Нобелевской премии по литературе — в этом году прошли в онлайн-режиме. И мы не исключение — финал премии «Электронная буква» состоялся онлайн и собрал зрителей со всего мира. Пандемия подарила книжному миру еще больше онлайн-форматов: дебаты с участием критиков, чтение книг в прямом эфире, встречи с читателями онлайн, вебинары и еще много интересных штук, которые дали возможность авторам самиздата быть услышанными.

Разнообразие
Дайверсити и инклюзивность — пожалуй, главные слова этого года. Читатель устал от книг, написанных белыми богатыми мужчинами (особенно, если эти мужчины уже умерли). Читатель хочет видеть авторов и героев, похожих на себя. Он требует книг, написанных черными женщинами, ЛГБТ-авторами, мигрантами, людьми, выросшими в бедных кварталах. Если посмотрим на лауреатов крупных книжных премий, то увидим, что все книги об этом.
Самиздат
В эпоху Amazon авторы отказываются от традиционных моделей издания книг и обращаются к самиздату. Согласно отчету Report Buyer, самиздат — самый быстрорастущий сегмент печатного книжного рынка, среднегодовой темп прироста независимых авторов составляет 17%. «У независимых авторов больше возможностей, чем когда-либо, особенно у тех, кто готов проявлять гибкость и экспериментировать, осваивать новые навыки и новые технологии», — говорится в отчете Альянса Независимых Авторов.
Сошиал-медиа фикшн
Романы, действие которых полностью или частично разворачивается в интернете. Героиня романа Алиши Рэй «Girl Gone Viral» вынуждена нанять телохранителя после того, как незнакомый человек написал о ней в Твиттере и тред набрал кучу репостов. «Followers» Меган Анджело — антиутопия о трех популярных блогерах.
Электронные книги
Закрытие книжных в этом году сказалось на продаже печатной продукции, поэтому издательства сместили акцент на продажу электронных книг. За год продажи электронных книг в Америке выросли на 16,5%
Если вы автор самиздата или планируете им стать — сейчас лучшее время. Российский рынок независимых авторов пока не так перегружен, как в Америке или Европе, поэтому конкуренция здесь не такая высокая. При этом тренд набирает обороты и растет доверие читателя к независимым авторам, а вместе с ним — спрос на электронные книги и готовность поддержать независимого автора в его экспериментах с продвижением. Не бойтесь пробовать новое!

Станьте автором ЛитРес: Самиздат

Другие статьи в нашем блоге: