Даша Благова: «Я прописываю в таблице слабости и стремления каждого героя»
Писательница Даша Благова на#nbsp;встрече Книжного клуба Издательских сервисов Литрес рассказала, как работала над романом «Южный ветер». Девушка Саша пытается помочь брату, которого не#nbsp;видела много лет. У#nbsp;него психическое расстройство, и#nbsp;чтобы устроить его лечиться в#nbsp;психиатрическую больницу, Саша бесплатно ведет для#nbsp;пациентов клиники радиокружок. Репортажи, которые делают участники под Сашиным руководством, получаются слишком уж#nbsp;злободневными, и#nbsp;это нравится не#nbsp;всем.
Даша Благова около пяти лет была волонтером в#nbsp;психиатрической больнице им.#nbsp;Н.#nbsp;А.#nbsp;Алексеева, где вела радиокружок под названием «Зазеркалье». На#nbsp;встрече она рассказала, как использовать личный опыт при создании романа и#nbsp;чему писатель может поучиться у#nbsp;журналиста. Роман «Южный ветер» вошел в#nbsp;длинный список литературной премии «Национальный бестселлер 2022».
Правила писательницы Даши Благовой
1 Я#nbsp;по#nbsp;полной использовала журналистский опыт в#nbsp;работе над книгой. Во-первых, это навык исследовать тему, за#nbsp;которую берешься. Я#nbsp;довольно долго занималась социальными темами, много лет руководила разделом «Отношения» в#nbsp;Афише Daily. Я#nbsp;постоянно выпускала тексты на#nbsp;страшные, болезненные темы. Благодаря этому опыту я#nbsp;просто знаю, как правильно гуглить, где искать информацию. Во-вторых, у#nbsp;меня есть большая база экспертов. Когда я#nbsp;начала разрабатывать героев, обращалась к#nbsp;некоторым экспертам за#nbsp;консультацией, чтобы ничего не#nbsp;упустить. Например, у#nbsp;Жени (один из#nbsp;центральных персонажей, брат главной героини#nbsp;— Прим. Ред.), есть психическое расстройство. Оно не#nbsp;названо в#nbsp;романе, и#nbsp;это сделано намеренно, но#nbsp;у#nbsp;меня оно записано. Я#nbsp;специально созванивалась несколько раз с#nbsp;дефектологом, и#nbsp;мы#nbsp;проговаривали каким может быть развитие героя. Даже какие-то мелочи из#nbsp;разряда, что он#nbsp;при рисовании стал использовать краски вместо карандашей. В-третьих, умение брать интервью. С#nbsp;экспертами нужно поговорить. Нельзя прийти к#nbsp;человеку и#nbsp;сказать: «Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, придумать арку героя». Это задача автора. В#nbsp;текст уйдет, допустим, 5% из#nbsp;всего, что вы#nbsp;сможете выяснит, пока будете работать над книгой. Но#nbsp;важно проработать тему, чтобы выделить главное.
2Над романом я#nbsp;работала несколько лет и, мне кажется, было самой проще использовать какие-то схемы. Я#nbsp;использовала готовые схемы из#nbsp;сценаристики, как работать с#nbsp;историей и#nbsp;героями, но#nbsp;старалась всегда ломать их#nbsp;и#nbsp;придумывать поворот, чтобы это не#nbsp;выглядело шаблонно. Я#nbsp;уже упоминала, что прорабатывала арку героя. Это сценарное понятие, и#nbsp;тем не#nbsp;менее я#nbsp;его использовала, когда расписывала движение героев по#nbsp;сюжету. У#nbsp;меня есть таблица на#nbsp;каждого героя. Я#nbsp;прописывала их#nbsp;слабости, стремления. Это помогает вести героев по#nbsp;книге. Или еще есть такая важная штука, как система символов. Она тоже часто встречается в#nbsp;кино, сериалах. Какая-то зверушка, дерево, другой объект, не#nbsp;просто появляется сам по#nbsp;себе, а#nbsp;несёт в#nbsp;себе какое-то особое значение в#nbsp;тексте.
3 Для#nbsp;планирования сюжета и#nbsp;работы над текстом я#nbsp;использую программы: Trello, Miro и#nbsp;Google таблицы. В#nbsp;них удобно хранить и#nbsp;сортировать информацию. Это важно, чтобы не#nbsp;потерять по#nbsp;ходу действия ни#nbsp;одной детали, не#nbsp;забыть завершить линии второстепенных персонажей. Хотя для «Южного ветра» я#nbsp;больше писала в#nbsp;блокноте. Даже нарисовала город, в#nbsp;котором все происходит: где находится гора, а#nbsp;где основные объекты, связанные с#nbsp;романом.
4 Работа в#nbsp;медиа учит кстати еще двум вещам. Во-первых, отсекать лишнее и#nbsp;оставлять суть. Например, редактор делает в#nbsp;тексте много правок. Если ты#nbsp;много пишешь, или сам редактируешь или работаешь с#nbsp;редактором, то#nbsp;правки не#nbsp;вызывают никакой боли. Ты#nbsp;понимаешь, что их#nbsp;нужно внести, чтобы текст стал лучше. Во-вторых, ты#nbsp;выпускаешь текст на#nbsp;открытой платформе или даже в#nbsp;соцсетях. Всегда может прилететь какой-то неприятный комментарий или конструктивная критика. Я#nbsp;не#nbsp;призываю всех идти в#nbsp;журналистику, чтобы научиться спокойно реагировать на#nbsp;правки и#nbsp;комментарии, но#nbsp;мне лично этот опыт помог. Особенно, кстати, в#nbsp;самом начале, когда роман номинировали на#nbsp;«Нацбест». Мне удалось спокойно относиться к#nbsp;разным мнениям критиков.
5Мне кажется, когда придумываешь начало романа, нужно сразу понимать, чем он#nbsp;закончится. Иначе очень сложно сформулировать, зачем ты#nbsp;это пишешь, что хочешь сказать. Я#nbsp;сейчас работаю над второй книгой, и#nbsp;мне важно понимать, к#nbsp;чему все движется в#nbsp;тексте, какая точка будет финальной.