Писательница Даша Благова на встрече Книжного клуба Издательских сервисов Литрес рассказала, как работала над романом «Южный ветер». Девушка Саша пытается помочь брату, которого не видела много лет. У него психическое расстройство, и чтобы устроить его лечиться в психиатрическую больницу, Саша бесплатно ведет для пациентов клиники радиокружок. Репортажи, которые делают участники под Сашиным руководством, получаются слишком уж злободневными, и это нравится не всем.
Даша Благова около пяти лет была волонтером в психиатрической больнице им. Н. А. Алексеева, где вела радиокружок под названием «Зазеркалье». На встрече она рассказала, как использовать личный опыт при создании романа и чему писатель может поучиться у журналиста. Роман «Южный ветер» вошел в длинный список литературной премии «Национальный бестселлер 2022».
Даша Благова около пяти лет была волонтером в психиатрической больнице им. Н. А. Алексеева, где вела радиокружок под названием «Зазеркалье». На встрече она рассказала, как использовать личный опыт при создании романа и чему писатель может поучиться у журналиста. Роман «Южный ветер» вошел в длинный список литературной премии «Национальный бестселлер 2022».
Правила писательницы Даши Благовой
1 Я по полной использовала журналистский опыт в работе над книгой. Во-первых, это навык исследовать тему, за которую берешься. Я довольно долго занималась социальными темами, много лет руководила разделом «Отношения» в Афише Daily. Я постоянно выпускала тексты на страшные, болезненные темы. Благодаря этому опыту я просто знаю, как правильно гуглить, где искать информацию.
Во-вторых, у меня есть большая база экспертов. Когда я начала разрабатывать героев, обращалась к некоторым экспертам за консультацией, чтобы ничего не упустить. Например, у Жени (один из центральных персонажей, брат главной героини — Прим. Ред.), есть психическое расстройство. Оно не названо в романе, и это сделано намеренно, но у меня оно записано. Я специально созванивалась несколько раз с дефектологом, и мы проговаривали каким может быть развитие героя. Даже какие-то мелочи из разряда, что он при рисовании стал использовать краски вместо карандашей.
В-третьих, умение брать интервью. С экспертами нужно поговорить. Нельзя прийти к человеку и сказать: «Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, придумать арку героя». Это задача автора.
В текст уйдет, допустим, 5% из всего, что вы сможете выяснит, пока будете работать над книгой. Но важно проработать тему, чтобы выделить главное.
2 Над романом я работала несколько лет и, мне кажется, было самой проще использовать какие-то схемы. Я использовала готовые схемы из сценаристики, как работать с историей и героями, но старалась всегда ломать их и придумывать поворот, чтобы это не выглядело шаблонно. Я уже упоминала, что прорабатывала арку героя. Это сценарное понятие, и тем не менее я его использовала, когда расписывала движение героев по сюжету.
У меня есть таблица на каждого героя. Я прописывала их слабости, стремления. Это помогает вести героев по книге. Или еще есть такая важная штука, как система символов. Она тоже часто встречается в кино, сериалах. Какая-то зверушка, дерево, другой объект, не просто появляется сам по себе, а несёт в себе какое-то особое значение в тексте.
3 Для планирования сюжета и работы над текстом я использую программы: Trello, Miro и Google таблицы. В них удобно хранить и сортировать информацию. Это важно, чтобы не потерять по ходу действия ни одной детали, не забыть завершить линии второстепенных персонажей. Хотя для «Южного ветра» я больше писала в блокноте. Даже нарисовала город, в котором все происходит: где находится гора, а где основные объекты, связанные с романом.
4 Работа в медиа учит кстати еще двум вещам. Во-первых, отсекать лишнее и оставлять суть. Например, редактор делает в тексте много правок. Если ты много пишешь, или сам редактируешь или работаешь с редактором, то правки не вызывают никакой боли. Ты понимаешь, что их нужно внести, чтобы текст стал лучше.
Во-вторых, ты выпускаешь текст на открытой платформе или даже в соцсетях. Всегда может прилететь какой-то неприятный комментарий или конструктивная критика. Я не призываю всех идти в журналистику, чтобы научиться спокойно реагировать на правки и комментарии, но мне лично этот опыт помог. Особенно, кстати, в самом начале, когда роман номинировали на «Нацбест». Мне удалось спокойно относиться к разным мнениям критиков.
5 Мне кажется, когда придумываешь начало романа, нужно сразу понимать, чем он закончится. Иначе очень сложно сформулировать, зачем ты это пишешь, что хочешь сказать. Я сейчас работаю над второй книгой, и мне важно понимать, к чему все движется в тексте, какая точка будет финальной.
Во-вторых, у меня есть большая база экспертов. Когда я начала разрабатывать героев, обращалась к некоторым экспертам за консультацией, чтобы ничего не упустить. Например, у Жени (один из центральных персонажей, брат главной героини — Прим. Ред.), есть психическое расстройство. Оно не названо в романе, и это сделано намеренно, но у меня оно записано. Я специально созванивалась несколько раз с дефектологом, и мы проговаривали каким может быть развитие героя. Даже какие-то мелочи из разряда, что он при рисовании стал использовать краски вместо карандашей.
В-третьих, умение брать интервью. С экспертами нужно поговорить. Нельзя прийти к человеку и сказать: «Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста, придумать арку героя». Это задача автора.
В текст уйдет, допустим, 5% из всего, что вы сможете выяснит, пока будете работать над книгой. Но важно проработать тему, чтобы выделить главное.
2 Над романом я работала несколько лет и, мне кажется, было самой проще использовать какие-то схемы. Я использовала готовые схемы из сценаристики, как работать с историей и героями, но старалась всегда ломать их и придумывать поворот, чтобы это не выглядело шаблонно. Я уже упоминала, что прорабатывала арку героя. Это сценарное понятие, и тем не менее я его использовала, когда расписывала движение героев по сюжету.
У меня есть таблица на каждого героя. Я прописывала их слабости, стремления. Это помогает вести героев по книге. Или еще есть такая важная штука, как система символов. Она тоже часто встречается в кино, сериалах. Какая-то зверушка, дерево, другой объект, не просто появляется сам по себе, а несёт в себе какое-то особое значение в тексте.
3 Для планирования сюжета и работы над текстом я использую программы: Trello, Miro и Google таблицы. В них удобно хранить и сортировать информацию. Это важно, чтобы не потерять по ходу действия ни одной детали, не забыть завершить линии второстепенных персонажей. Хотя для «Южного ветра» я больше писала в блокноте. Даже нарисовала город, в котором все происходит: где находится гора, а где основные объекты, связанные с романом.
4 Работа в медиа учит кстати еще двум вещам. Во-первых, отсекать лишнее и оставлять суть. Например, редактор делает в тексте много правок. Если ты много пишешь, или сам редактируешь или работаешь с редактором, то правки не вызывают никакой боли. Ты понимаешь, что их нужно внести, чтобы текст стал лучше.
Во-вторых, ты выпускаешь текст на открытой платформе или даже в соцсетях. Всегда может прилететь какой-то неприятный комментарий или конструктивная критика. Я не призываю всех идти в журналистику, чтобы научиться спокойно реагировать на правки и комментарии, но мне лично этот опыт помог. Особенно, кстати, в самом начале, когда роман номинировали на «Нацбест». Мне удалось спокойно относиться к разным мнениям критиков.
5 Мне кажется, когда придумываешь начало романа, нужно сразу понимать, чем он закончится. Иначе очень сложно сформулировать, зачем ты это пишешь, что хочешь сказать. Я сейчас работаю над второй книгой, и мне важно понимать, к чему все движется в тексте, какая точка будет финальной.
Полную версию вебинара смотрите на нашем YouTube-канале
Кто такая Даша Благова?
Писательница и социальный журналист. Работала в журнале Афиша Daily, продюсировала подкасты в студии «Либо/Либо».