Пишем книгу
Пишем книгу

6 правил молодежной литературы: слово редактору

Редактор издательства МИФ Анна Золотухина делится шестью правилами молодежной литературы в рамках марафона Издательских сервисов Литрес #роман_за_лето23. Хотите попробовать написать книгу за лето? Участвуйте в марафоне, пишите, выполняйте задания и вступайте в специальный телеграм-чат

  1. Определитесь с тем, что вы называете YA (Young Adult, молодежная литература)

Мне близок подход, который определяет YA не как жанр, а как категорию на основе целевой аудитории. Читатель YA — тот, кто в детстве познакомился с «Гарри Поттером» и «Сумерками» и сейчас ищет похожие истории.

Изначально YA был в составе детских портфелей издательств — само название «молодой взрослый» намекает на возраст читателя, как это часто бывает в литературе для детей. Но в двухтысячных в обществе произошел неожиданный поворот: дети стали двадцатилетними, а потом тридцатилетними, и все еще не обзавелись атрибутами «взрослых»: супругами, детьми, собственными квартирами и стабильными работами. Кстати, с 2020 года к категории молодежи в России официально относятся люди от 14 до 35 лет, и те же границы обычно дают, когда мы говорим о YA.

Что общего у людей столь широкого спектра? Проблемы. Сейчас людей в тридцать пять все еще интересуют вопросы, которые раньше были закреплены исключительно за подростками: выбор, поиск идентичности, первая настоящая любовь…

Если вы раскрываете эти темы, а вашим героям от 16 до 35 (читателям нравится, когда персонажи старше их самих примерно на два года), то с большой вероятностью вы пишете YA.

2. Не бойтесь быть похожими на других

Клише — это хорошо. Если они использованы умело и к месту. Штампы — это ментальные ярлычки, которые тянут за собой ряд ассоциаций, не требуя от читателя огромных расхода энергии и вовлеченности.

  • Героиня встречает двух молодых людей. Дружелюбного коммуникабельного симпатягу с обворожительной улыбкой и загадочного высокого парня с голубыми глазами, отпускающего саркастические замечания. Продолжите историю.
  • Герой-сирота, который не знает своих родителей. Внезапно в его жизни появляется взрослый мудрый человек, и с ним случается невообразимое, а еще оказывается, что все это время он обладал скрытой силой. Продолжите историю.

Вам доставило удовольствие то, что вы можете их продолжить? Наш мозг любит узнавать. Знакомое = предсказуемое, нестрашное.

Вообще, сюжетов не очень много (не больше тридцати шести). И нет, они не надоедают. Если вам нравится или вас беспокоит какая-то тема, то вы хотите дальше в нее погружаться, а не ходить по литературному морю в поисках чего-то нового и неожиданного. Это причина, по которой рынок и редакторы мыслят аналогами. Так, максимальные сомнения вызывают у меня письма, в которых сказано, что рукопись абсолютно оригинальна.

Аналоги собственных книг надо, во-первых, знать (потому что ваши продажи скорее всего будут примерно такими же), а, во-вторых, гордо выставлять напоказ (чтобы люди, которые такое любят, могли вас найти).

3. Изучите правила игры и нарушайте их осмысленно

Есть два типа рамок: внешние (например, жанровые) и внутренние (например, ваш средний объем).

С внутренними разберемся как-нибудь в другой раз, обозначу несколько внешних:

  • YA присущ ряд тем: одиночество, пробуждение новых способностей и трансформация (ака пубертат), дружба, идеализм, зависимости, первая любовь и секс, выбор.
  • YA развивается и вместе с жанром развиваются его герои — последнее время в книгах все больше серой морали и фемповестки.
  • Тренды в YA: азиатские и славянские сеттинги, вампиры, призраки, темная академия.

— Eucatastrophe — термин, приписываемый Толкиену, но который применим почти для всех YA-историй. Он обозначает непредсказуемый поворот событий в конце истории, который обеспечивает хэппи-энд.

Если вы хотите выйти за рамки категории, то нужно понимать, зачем вы это делаете, и все-равно стараться сформировать у читателя правильные ожидания. К примеру, если в вашей книге не очень счастливый финал, назовите ее «В конце они оба умрут»

4. Пишите про то, что знаете

Изучите матчасть. Тот факт, что вы пишете в жанре фэнтези не значит, что все сюжетные дыры можно решить с помощью магии. И это не значит, что можно игнорировать исторические черты эпохи, в которой вы черпаете вдохновение. В первую очередь это касается деталей. Например, корсеты позволяли женщинам носить довольно тяжелые верхние слои одежды (которые были необходимы для защиты как от холода, так и от жары), и именно к ним привязывались весьма увесистые карманы, которые выполняли роль сумочек. Если вы избавляетесь от корсетов, то нужно продумать, как выглядит и из чего изготавливается остальная одежда, а также в чем женщины носят деньги, ключи, помаду и прочие необходимые мелочи. Некоторые цвета и материалы не использовались на той или иной территории в разные эпохи, а чистые синий, красный и фиолетовый раньше были безумно дорогими.

Восприятие времени и пространства меняется в зависимости от меры измерения. Герой не может мыслить в секундах, когда ни на одних часах вокруг нет секундной стрелки. Это важно не только для создания атмосферы, но и из-за того, что редко что-то существует просто потому что так «исторически сложилось». Все детали раскрывают и влияют на образ жизни и мышление героев.

Это актуально даже если вы пишете реализм. Обращения «барышня», «детка», «чика» и «бро» имеют определенный вайб, не правда ли? Поэтому стоит чекать буквально все.

5. Избегайте частых ошибок: стиль и фокалы

Стиль должен быть последовательным. Если вы используете стилизацию или заигрываете с заимствованиями, то по всему тексту. Герои могут говорить по-разному, но в соответствии со своими индивидуальными бэкграундом, мышлением и текущей средой.

Обращайте повышенное внимание на анахронизмы и слишком современную лексику, особенно когда они соседствуют. Условно средневековый протагонист понял что-то на уровне подсознания, инстинктивно? Вы влипли, потому что теперь в вашем мире существуют теория эволюции и философская идея сознания.

Фокал (то есть чьими глазами мы видим мир книги) тоже должен быть последовательным. Персонаж может знать только то, что он сам видел, слышал или чувствовал. Всего остального он знать не может. В отличие от всевидящего автора :) К слову, переключение между фокалами в рамках одной сцены тяжело воспринимается, не надо так.

6. Не переставайте учиться

Обязательно ищите способы стать лучше. Постоянно. Книги, курсы, статьи, подкасты и личная обратная связь. Писательство — это мастерство. Стать мастером — значит учиться у мастеров до тебя, освоить множество техник, годами применять их на практике и сформировать собственный подход. Это бездонный колодец, но чтобы что-то из него почерпнуть, нужно поработать.