Важная роль в хорроре отводится тому, чтобы держать читателей в постоянном напряжении. При этом под маской неведомой опасности могут скрываться как необычные демонические существа или вампиры, так и хладнокровные серийные убийцы.
История жанра
Мрачные тексты, призванные шокировать или напугать читателя, существовали уже много веков назад. Драматурги Древнего Рима и Греции активно исследовали темы одержимости, смерти, веры в злых духов.
Как отдельное направление литературы хоррор оформился в 18−19 веках. В те времена особой популярностью пользовались готические романы. Их появление во многом обусловлено существованием средневековой инквизиции с последовавшей за ней одержимостью темными силами, загадочной властью колдовства.
Родоначальником готического романа принято считать Хораса (также иногда пишут Горация) Уолпола. Именно он в 1764 году написал произведение «Замок Отранто». В самом начале повествования единственному наследнику древнего княжеского рода было суждено погибнуть накануне свадьбы. После того как случилась трагедия, отец жениха вспомнил о древнем пророчестве. Поэтому он решил избавиться от своей нынешней жены и жениться на невесте сына. Мужчина был убежден, что в противном случае его род, оставшийся без наследника, лишится власти.
В произведении «Замок Отранто» присутствовало довольно много сверхъестественных, фантастических элементов. В прежние времена это считалось крайне необычным. Ведь писатели середины 18 века тяготели к реализму.
Произведение Хораса Уолпола оказало большое влияние на следующее поколение авторов. В 1796 году появился роман «Итальянец» в жанре хоррора. Годом позднее было выпущено произведение «Монах».
Настоящий расцвет готического романа пришёлся на начало 19 века. В этот период появились произведения «Вампир», «Франкенштейн, или Современный Прометей».
В 1897 году была опубликована книга «Дракула». Автору произведения, Брэму Стокеру, удалось обессмертить образ вампира как одного из самых популярных литературных персонажей.
В 20−30 годы 20 века отмечается стремительный рост популярности художественных текстов в жанре хоррор в США. Это обусловлено повышенным интересом читателей к бульварным журналам. В подобных печатных изданиях были опубликованы первые произведения Кларка Эштона Смита, Роберта Говарда. Именно благодаря бульварным журналам широкая общественность узнала и о хоррор-рассказах Филлипса Лавкрафта.
В 50-х годах 20 века вновь начали издаваться преимущественно произведения крупной формы. В это время появились такие культовые книги, как «Призрак дома на холме», «Я — легенда».
Хоррор в России
На Руси первые пробы пера в жанре хоррор появились ещё в 14 веке. Но такие авторские задумки носили единичный характер. Сюжеты для хоррора активно придумывали классики русской литературы. К ужастикам можно отнести произведения «Пиковая дама», «Вий», «Портрет».
В 20 веке хоррор на долгое время пропал из творчества советских писателей. Этот жанр вновь стал востребованным уже после развала Советского Союза.
В начале двухтысячных годов отмечается значительный рост популярности хоррора. В данный период образуется русское литературное общество «Тьма». Творчество членов общества периодически публиковались в серии «Самая страшная книга».
Виды хоррора
У ужастиков нет четкой классификации. При этом историки хоррора предпочитают выделять перечисленные ниже разновидности популярного жанра в качестве основных.
Психологический
Создатели хорроров используют разнообразные идеи. Порой в художественных текстах делается акцент на ментальных и эмоциональных страхах, сомнениях литературного героя в собственной адекватности.Примеры произведений, которые написаны в жанре психологического хоррора:
- «Все, что мы помним» Элеонор Гилл;
- «Молчание ягнят» Томаса Харриса.
Автором книги «Девочка, которая любила Тома Гордона» практически не используются мистические детали. Действие (как и во многих других произведениях Стивена Кинга) начинается в родном штате читателя Мэн.
У автора явно получилось мастерски написать ужасную историю. По сюжету девятилетняя девочка заблудилась в лесу. Чем дольше главная героиня книги искала дорогу назад, тем глубже она удалялась в лесную чащу. Жажда и голод девочки постепенно усиливались.
Надежда на спасение, напротив, неумолимо таяла с каждым часом. Небольшое облегчение девочке приносили мысленные беседы с легендарным спортсменом Томом Гордоном. Таким образом Триша пыталась отвлечься от дурных мыслей, забыть о собственном отчаянии, страхе.
Научно-фантастический
В таких художественных текстах присутствуют научно-фантастические элементы. Примеры подобных произведений: «Летящие в ночи» Джорджа Мартина, «Человек-невидимка» Герберта Уэллса.Готический роман
В произведениях этого жанра органично соединяются элементы хоррора и романтизма. Пример готического романа — книга «Женщина в черном» Сьюзан Хилл. Произведение послужило источником вдохновения для создания многих постановок лондонского Вест-Энда.Согласно сюжету, над бескрайними соляными болотами одиноко возвышался особняк Ил-Марш. Однажды молодой стряпчий Артур Киддс оказался в этих местах, приехав на похороны хозяйки дома. Ему нужно было привести в порядок бумаги последней представительницы старинного рода.
В церкви на поминальной службе, во время погребения Артур Киддс невольно обратил внимание на ничем не примечательную женщину в черном. Но все окружающие отрицали, что видели незнакомку.
Идеей для сюжета стал авторский замысел о появлении в маленьком английском городке таинственного призрака. По этой истории была снята кинокартина, которая также получила название «Женщина в черном» (сценарий фильма ужасов написал Найджел Найл). В 2012 году зрители смогли увидеть еще одну экранизацию литературного произведения (с Дэниелом Рэдклиффом в главной роли).
Книга «Женщина в черном» была адаптирована в театральную пьесу Стивена Маллатратта. Она стала второй по продолжительности в истории Вест-Энда (уступив лидерство лишь «Мышеловке»).
Постапокалиптический
К постапокалиптическому хоррору относятся самые разнообразные сюжеты. Авторы некоторых произведений решили сделать акцент на монстрах, которые таились во мраке погибшего мира. Примеры произведений подобного жанра:- «Перерождение» Джастина Кронина;
- «Монумент 14» Эмми Лейбурн.
Сюрреалистический
Произведения, написанные в этом жанре, встречаются довольно редко. Сюрреалистический хоррор требует от автора богатого воображения, отличных знаний о квазиреальности.Говоря об этом жанре, стоит упомянуть книгу Герберта Уэллса «Волшебная лавка». Это одно из самых загадочных и парадоксальных произведений зарубежного фантаста. Герберт Уэллс известен также как автор романов «Война миров», «Человек-невидимка». Отличительная особенность книги «Волшебная лавка» — талантливые иллюстрации художника с мировым именем Кирилла Челушкина.
Основные советы по написанию хоррора
Ниже приведено несколько советов для начинающих авторов. Многие из них были даны известным писателем Р. Л. Стайном, специализирующимся на жанре ужасов. Его автора порой называют «детским Стивеном Кингом».В первую очередь придумайте название
Многие авторы, решившие написать историю ужасов, сначала придумывают основную идею художественного текста. Лишь потом писатели пытаются придумать название литературному произведению.
«Детский Стивен Кинг» советует поступать иначе. Если начинать работу над рукописью с названия, в голову автора наверняка придёт несколько дельных мыслей, которые впоследствии удастся связать в единый сюжет.
Напишите окончание рассказа
По мнению Р. Л. Стайна, первым делом нужно тщательно продумать концовку истории. Ведь если автор заранее будет знать, каковы будут последние строки текста, ему будет гораздо легче держать читателей в напряжении и умело водить их за нос.
Продумайте сюжет страшной истории
Если вы хотите придумать мистическую историю с оригинальным, увлекательным сюжетом:
- введите в повествование ложного героя;
- добавьте отвлекающие сюжетные линии.
Зацепите внимание читателей с первых строк
Написать идеальный хоррор — значит, завладеть вниманием читателей с самого начала художественного текста. Первая глава книги должна шокировать аудиторию. Следовательно, первые же строчки книги должны создавать нужное впечатление.
Продумайте образ главного героя
Чтобы написать страшную историю, которая способна произвести сильное впечатление на читателей, стоит немного разбираться в основах сценарного мастерства. Очень познавательна в этом плане работа Кэти Уэйланд «Создание арки персонажа. Секреты сценарного мастерства: единство сюжета, структуры и героя». Она поможет разобраться с тем, какие изменения должны происходить в характере главного героя в ходе повествования.
Способ построения арки уместен в триллерах, боевиках, хорроре. Согласно ему, главный герой в некоторых случаях остается самим собой. А вот мир вокруг него претерпевает значительные изменения.
Добавляйте неожиданные сюжетные повороты
Неожиданные повороты сюжета в середине повествования — отличный способ захватить внимание читателей так, что оно не ослабнет до самого конца книги. У автора вряд ли получится написать увлекательную книгу в жанре ужасов и развести широкую аудиторию на эмоции, если заранее понятно, откуда выскочит маньяк или монстр.
Прием постоянного присутствия невидимой опасности
Главный враг автора, решившего написать идеальный хоррор (объемную книгу или рассказ) — очевидность. Опасность не должна приобретать четкие очертания. Если причина возникновения загадочных явлений обнаружится, сюжет сразу же потеряет свою напряженность.
Для создания настораживающей атмосферы необходимо, чтобы читатели не догадывались, откуда исходит опасность. Она должна выглядеть чем-то неведомым, затаившимся в отражении зеркала в полной темноте, шелесте листьев, нарушающем тишину безлунной ночи.
Используйте клиффхэнгеры
При помощи подобных художественных приемов написать рассказ в жанре хоррор будет гораздо проще. Клиффехэнгеры предусматривают, что протагонист сталкивается со сложной дилеммой. Впоследствии повествование обрывается автором на самом интересном месте (как раз в тот момент, когда читатель с большой заинтересованностью ожидает, что произойдёт дальше).
Отличие хоррора от мистики и триллеров
Мистика — это, прежде всего, инструмент, который позволяет ввести в повествование паранормальные элементы. К их числу стоит отнести: потусторонние силы, сверхъестественные способности, присущие ограниченному кругу лиц.
При создании произведений в жанре триллера автору книги нужно поддерживать атмосферу постоянной угрозы, неопределенности. Читатель вплоть до самого конца повествования не знает, как повернется история в следующую секунду. Триллер нередко скрещивается с детективом или хоррором. Но порой имеют место и более неожиданные комбинации.
Где находить идеи и вдохновения для страшных историй
Если ваша основная цель на ближайшее время — написать книгу ужасов, активно изучайте произведения классиков этого жанра. При этом стоит отмечать оригинальные решения, удачные стилистические приемы. Отдельное внимание следует уделить использованию клиффхэнгеров, неожиданных поворотов сюжета, нагнетающих напряжение.
Примеры хоррора в произведениях известных авторов
Некоторые авторы художественных текстов предпочитают придумать страшилку в духе «выживальческого ужаса». В таком случае на литературного персонажа открыта жестокая охота. И герою приходиться пытаться выжить в очень сложных обстоятельствах. Если вы хотите писать хоррор такого плана, книги «Птичий короб» Джоша Маллермана, «Отряд» Ника Каттера, помогут лучше разобраться в особенностях «выживальческого ужаса».
В заключение следует отметить, что бывают произведения в жанре хоррор с пародийным или комедийным оттенком. К таким художественным текстам принадлежат: «Гордость, предупреждение и зомби» Сэта Грэм-Смита, «В финале Джон умрет» Дэвида Вонга.