Пишем книгу
Пишем книгу

6 правил детектива и триллера: слово редактору

Арина Ерешко, редактор издательства МИФ, очень любит угадывать и бояться. Поэтому в рамках марафона Издательских сервисов Литрес #роман_за_лето23 рассказывает о том, что заставляет нас так любить детективы и триллеры (и детективные триллеры или триллерные детективы).

Хотите попробовать написать книгу за лето? Участвуйте в марафоне, пишите, выполняйте задания и вступайте в специальный телеграм-чат

Опубликовать книгу на Литрес
Телеграм-канал Арины

1. Она не написала убийство

Убийство — стартовая точка и неотъемлемый элемент многих классических детективов. Ваши герои могут расследовать одну смерть — или целую серию смертей... Или вообще ни одной. Не бойтесь добавлять столько убийств, сколько посчитаете нужным, или же отказаться от них вовсе: опирайтесь на задачи своего текста, на то, какую историю вы хотите рассказать. Нужна ли в детской книге кровавая расчлененка? Или пропавшее чучело тунца, в котором таилась карта сокровищ, вызовет больший интерес? Точно ли хватит одной смерти? Или десять убийств, следующих одно за другим, лучше передадут тревожную атмосферу, царящую в одиноком доме на отдаленном острове?

2. Можно и почернее

Хороший юмор уместен почти везде. Он может быть любым — абсурдным, британским, черным, каким угодно. Он может строиться на гэгах (забавных ситуациях, фразах) или тонкой игре слов, быть горьким или радостным. Но зачем он нужен?

Этот вопрос связан с другим: а зачем мы читаем или смотрим детективы, триллеры и ужастики? Потому что зачастую в них есть два общих компонента: загадка и опасность. И если с загадкой все понятно — кто же не получает удовольствие, проведя расследование вместе с героями или поняв все даже раньше них? — то зачем нам опасность? Триллеры и хорроры дают нам возможность «поиграть в страх», получить новые эмоции, пережить ужас и стресс в безопасной обстановке, зная, что на самом деле нам ничего не угрожает. Но бояться и думать несколько часов без перерыва не слишком полезно: мозгу и психике нужна передышка, возможность сбросить стресс и напряжение — и при этом оставаться восприимчивым к очередным ужасам и загадкам. И юмор не только дает нам эту возможность, но и делает чтение увлекательнее

3. Бог из машины (умер)

Важно соблюдать причинно-следственные связи, избегать роялей в кустах, холостых ружей и божков из машины разного масштаба. Конечно, многое зависит от задач вашего текста, от самой истории. Главное, чтобы читатель мог составить собственную правдоподобную версию преступления, основываясь на той информации, которую вы как автор ему даете. И если убийцей внезапно оказывается дворецкий, хотя всю книгу он не отлипал от героя, но в последней главе внезапно рассказывается, что у него была возможность отойти на полчаса и никто этого не заметил... Внезапнее только потерянный близнец, существование которого мы не могли предположить даже по неявным намекам и нестыковкам.

4. Куда бежит ежик

Мне нравится мысль, что хороший триллер/хоррор/детектив — это не когда кровь по стенам и из-за каждого угла выскакивает хтонь, а когда солнечным летним днем по травке бежит ежик, но поджилки отчего-то трясутся.

Скримеры — это как фастфуд и быстрые углеводы: вроде страшно, но недолго. Хорошо продуманная атмосфера работает качественнее и дольше.

Можно в подробностях живописать разбросанные по полу кишки — но нужно ли? Мы боимся темноты не потому, что она темная, а потому, что наше подсознание уверено: в ней что-то есть, и это что-то — ужасно (привет от предков, для которых ночь за пределами света костра была темна и полна вполне себе реальных опасностей). Кровавые подробности чаще вызывают омерзение, по-настоящему пугает неизвестность. Горящая днем лампа на пустыре в заброшенном городе вызывает больше тревоги, чем подробно расписанная расчлененка.

5. Дьявол в деталях

Детали — это хорошо и круто, но важно не переборщить. Обязательно бросайте крючки и пули там, где это поможет читателю и героям понять происходящее, но не увлекайтесь ими слишком сильно. Если ваш герой преследует серийного убийцу в лабиринте ночного города, намного интереснее узнать, что он чувствует и переживает, чем то, какой именно марки каждый из его пятидесяти стволов. Но, конечно, если одним из этих стволов серийный убийца когда-то убил отца главного героя и так замыкается круг — не забудьте об этом рассказать.

6. Да хоть дворецкий!

Наш мозг любит стереотипы, потому что над ними не надо думать. Клише — это, в определенном смысле, тоже стереотип, и нет ничего плохого в его использовании. Отец героя был убит серийным убийцей — отлично, опознаем мотив мести. Младшая сестра героини исчезла одновременно с пареньком с соседней улицы — прекрасно, у нас запретная любовь и новоявленные Ромео и Джульетта.

Узнаваемые образы — это хорошо, но важно не просто взять уже десять раз показанный образ сыщика с трагичным прошлым, а добавить нечто новое, деконструировать его, чтобы оставалось место загадке и неизвестности.

Нормально обращаться к прошлому опыту (своему или чужому) и на его основе создавать новое. Пробуйте и ошибайтесь, ошибайтесь и пробуйте, пока ваши герои не заговорят собственными голосами и не расскажут свою историю.
{$te}