Когда мы пишем прозу, нам хочется как можно сильнее воздействовать на эмоции читателя. А негативные эмоции вызывать гораздо проще, чем чистую радость. Поэтому велико искушение использовать все оттенки черного. Несколько «но». Читатель устал от чернухи: если она действительно нужна для реализации вашей задумки, попробуйте работать на контрасте. Большой массив негативных эмоций включает защитную систему у читателя, и прием просто перестает срабатывать. Одна яркая сцена запомнится гораздо лучше, но при этом книга не вгонит читателя в депрессию, если в вашей писательской палитре будет больше цветов.
2. Реализм — направление, а не жанр
Нельзя писать «в жанре реализма». Поэтому когда вы садитесь за текст — реалистический или нет — подумайте, в каком жанре он будет. От этого зависит глубина арки героев, их путь, количество событий и линий и многое другое. Повесть отличает от романа не только объем, но целый ряд других жанровых установок. Писателю важно иметь о них представление.
3. Диалог — это действие, а не его отсутствие
В основе каждого диалога лежит конфликт. Диалог в художественной прозе не может быть разговором, буквально взятым из жизни. Он, как и любая сцена, должен выполнять какую-то задачу: ускорять или замедлять действие, сообщать необходимые сведения и так далее. Если герои просто говорят ни о чем «как в жизни», вы потеряете внимание читателя. Еще одно правило: герой не должен сообщать другому герою то, что и так известно им обоим. Начинающие авторы часто пытаются максимум информации запихнуть в прямую речь, в итоге получается весьма комический эффект, когда ребенок сообщает маме, в какой школе он учится, а мама, уходя на работу, не просто говорит об этом сыну, но проговаривает место работы и собственную должность.
4. Не пытайтесь оседлать тренд
Если в художественной литературе выявлен тренд, то он уже устарел. Если кто-то написал популярную книгу про вампиров, это не значит, что вам нужно писать свою про них же: апологеты никогда не становятся первыми. Вы останетесь в тени чужого успеха, если будете пытаться смоделировать бестселлер. Пишите только о том, что важно лично вам, что не оставляет равнодушным именно вас, а не тысячи абстрактных читателей.
5. Герой меняется сам или меняет мир
Если вы пишете роман, то к его финалу герой должен или поменяться сам, или изменить окружающие обстоятельства (это правило работает в жанровых произведениях: приключенческих романах, боевиках и детективах). Если герой в реалистическом романе не изменился, значит, что-то пошло не так. В серьезной литературе может быть сильный герой, но читателю он более всего интересен именно тогда, когда обнаруживает свои слабости и несовершенства. Это рождает соучастие, сострадание, узнавание.
6. Не забывайте о сюжете
Еще одна типичная ошибка: писатель так увлекается психологизмом, рефлексией и воспоминаниями героя, что совершенно забывает о сюжете. В романе должно что-то происходить. Желательно так, чтобы удержать внимание читателя на протяжении всего текста.