5 правил писателя
2022-12-07 00:14

Иван Шипнигов: «Если не пишется, то поживи, накопи впечатления, а потом потрать их на литературу».

Писатель Иван Шипнигов на#nbsp;встрече Книжного клуба Издательских сервисов ЛитРес рассказал, как работал над романом «Стрим». В#nbsp;книге собраны монологи разных людей: продавщицы, которая ищет мужчину мечты, знатока скидок в#nbsp;«Пятерочке», охранника обувного магазина, одинокого пенсионера, филологической девы и#nbsp;не#nbsp;только.

Роман «Стрим» вошел в#nbsp;шорт-листы премий «Нацбест 2021», «НОС 2021», «Ясная поляна 2022», лонг-лист «Большой книги 2022». Иван Шипнигов на#nbsp;встрече с#nbsp;участниками книжного клуба рассказал, как работать над речью персонажей, чтобы все герои звучали по-разному. А#nbsp;еще рассказал, почему в#nbsp;работе над книгой обязательно нужно делать перерывы.

Правила писателя Ивана Шипнигова:

1. Принято считать, что стереотипы#nbsp;— это что-то такое неправильное, дешевое. Но#nbsp;ведь интересно посмотреть на#nbsp;них в#nbsp;разных ситуациях, проверить, могут#nbsp;ли они быть живыми. Если подслушивать и#nbsp;переносить реальную речь, которую ты#nbsp;действительно слышишь, то#nbsp;в#nbsp;тексте получится разрозненный хор. Все-таки должна быть типизация, потому что нельзя себя узнать в#nbsp;каком-то одном пусть и#nbsp;интересном, но#nbsp;слишком оригинальном человеке. Нужно много характеристик собрать в#nbsp;личности, и#nbsp;вот тогда читатель сможет себя в#nbsp;ней узнать.

2. Иногда возникают опасения, что если автор будет читать чужие книги во#nbsp;время работы над своей, это повлияет на#nbsp;собственный стиль. Я#nbsp;бы#nbsp;рекомендовал не#nbsp;стесняться и#nbsp;читать побольше той литературы, в#nbsp;которой вам комфортно. Не#nbsp;надо бояться, что получится как у Толстого—#nbsp;не#nbsp;получится. Но#nbsp;зато чтение его книг поможет в#nbsp;вашем труде#nbsp;— получится тоже хорошо, только по-своему.

3. Всегда первый прототип#nbsp;— это ты#nbsp;сам. Можно представить, как было у#nbsp;другого, но#nbsp;абсолютно все написанное неизбежно окрашено тобой. Поэтому любопытно работать с#nbsp;прототипами. С#nbsp;одной стороны, получается типично, потому что стереотип знают все. А#nbsp;с#nbsp;другой стороны, странно и#nbsp;живо, потому что тебя не#nbsp;знает никто. Так создается одновременно и#nbsp;узнаваемый, и#nbsp;непохожий на#nbsp;других образ.

4. Главное, чтобы тебе самому были интересны твои тексты. Дойдешь ты#nbsp;до#nbsp;конца или не#nbsp;дойдешь, допишешь или не#nbsp;допишешь, издашь или не#nbsp;издашь#nbsp;— это никого, кроме тебя и#nbsp;близких, не#nbsp;волнует. Ты#nbsp;должен заинтересоваться тем, что будет дальше. Чтобы самому хотелось перечитать. Роман#nbsp;— это большой дом, который нельзя построить быстрым усилием. Нужно несколько лет раз за#nbsp;разом приходить в#nbsp;этот дом и#nbsp;потихонечку подколачивать по#nbsp;одной доске. И#nbsp;чтобы тебе не#nbsp;надоело, чтобы ты#nbsp;не#nbsp;халтурил, тебе должно хотеться вернуться в#nbsp;этот дом.

5. Перерывы в#nbsp;работе могут быть огромными. Это сейчас я#nbsp;сижу с#nbsp;умным видом, говорю, что можно пойти пожить, а#nbsp;потом дописать. А#nbsp;тогда я#nbsp;не#nbsp;понимал, что происходит: просто не#nbsp;пишется, ничего не#nbsp;хочется, все бесит… Я#nbsp;переживал, думал, надо сесть и#nbsp;написать хороший роман, из#nbsp;воздуха его сделать. Но#nbsp;из#nbsp;воздуха#nbsp;же ничего не#nbsp;бывает. Поэтому если не#nbsp;пишется, если надоело, то#nbsp;иди, поживи, накопи новые впечатления, а#nbsp;уже потом потрать их#nbsp;на#nbsp;литературу. Возвращаться после перерыва#nbsp;— это кайф. Когда ты#nbsp;вчера писал, и#nbsp;сегодня опять надо писать, и#nbsp;завтра#nbsp;— это трудно. А#nbsp;вот после перерыва, когда отдохнул и#nbsp;освежился, все ощущается заново, как в#nbsp;первый раз.

Полную версию вебинара смотрите на нашем YouTube-канале

Кто такой Иван Шипнигов?

Писатель, сценарист, редактор. Окончил филологический факультет МГУ им.#nbsp;М.#nbsp;В.#nbsp;Ломоносова. Соавтор сценария сериала «Руммейт», вербатима «Некурортный роман». Лауреат Московской арт-премии, 2021.