события

Круглый стол
«Selfpub: особенности национального рынка самопубликаций»

23 мая в рамках Санкт-Петербургского международного книжного салона 2019 состоялся круглый стол «Selfpub: особенности национального рынка самопубликаций».
В круглом столе приняли участие руководитель проектов ЛитРес: Самиздат и ЛитРес: Чтец Евгений Федотов, а также автор Самиздата Макс Глебов.
Организатор круглого стола — Российский книжный союз (РКС).

Модератор встречи — Елена Бейлина — председатель Комитета РКС по совершенствованию законодательства и правовым вопросам, главный редактор журнала «Университетская книга».

Спикеры:
Евгений Федотов — руководитель проектов ЛитРес: Самиздат и ЛитРес: Чтец.
Алёна Кунилова — руководитель PR-службы компании Ridero.
Борис Макаренков — директор по развитию инвестиционно-издательского холдинга Т8.
Светлана Ерохова — книжный продюсер.
Макс Глебов — автор Литрес: Самиздат, писатель-фантаст.
Самиздат эволюционирует. Благодаря интернету писательство превратилось в глобальное культурное движение, а в формате самопубликации каждый автор имеет возможность открыть доступ к своим знаниям, компетенциям, идеям и фантазиям.
Круглый стол длился почти полтора часа. Участники говорили об экономическом росте рынка, об интересе к отдельным жанрам в самиздате, обсудили новые книжные форматы и важность продвижения книг авторами. Мы выписали ключевые моменты дискуссии и делимся ими с вами.
Елена Бейлина:

— Российский книжный рынок по итогам 2018 года оценивается в 70 миллиардов рублей. Драйвером рынка по данным экспертов являются электронные книги. Что касается рынка электронных книг — его емкость примерно 5,5 миллиарда. Я нашла оценку самиздата в 400 миллионов. Дело не в том, что это много или мало. А дело в том, что в 2017 году он оценивался цифрой меньше 100 миллионов рублей, то есть за полтора года он вырос практически в 4 раза.

То есть это действительно тренд. Как примерно вы оцениваете, какие факторы на него влияют, какие новые сервисы появились и что востребовано?

Евгений Федотов:

— В ЛитРес: Самиздат с 2016-го года и по настоящее время опубликовано чуть больше 20 тысяч произведений электронных книг, при этом только 10 тысяч произведений опубликовано за последние 12 месяцев. Причин для такого увеличения количества опубликованных книг много.

Сервисы становятся более доступными. У людей, пользующихся сервисами самиздата, появляется вера в то, что это вполне реально и легко осуществимо. Ведь когда человек что-то пишет и осознает себя писателем, у него в голове существует такой пункт: «я написал рукопись, и нужно передать ее в издательство». А там проходит определенное время для рассмотрения рукописи, некоторым авторам вовсе не отвечают. А вот такие сервисы самопубликаций ускоряют путь писателя к читателю. Ты просто загружаешь свою книгу, и она в считанные дни попадает на витрины площадок, где книгу могут начинать читать. Это такая честная демократичная среда, где ты просто написал что-то и можешь представить самой широкой читательской аудитории.

Если говорить про цифры в денежном выражении, то авторы ЛитРес: Самиздат за все время существования проекта заработали чуть больше 38 миллионов роялти. За последние 12 месяцев было заработано 32 миллиона. То есть последний год стал действительно ключевым и достаточно переломным. Это как снежный ком: вовлекает все больше и больше людей. Многие люди не осознают себя писателями: они когда-то что-то писали о своем опыте, о знакомых, плюс какая-то информация становится более доступной в интернете, и в итоге появляется возможность писать более развернутые и интересные тексты.

Сейчас хорошая конкурентная среда среди сервисов самопубликации. И самое главное, что в большинстве случаев допустимо, чтобы авторы публиковались сразу везде, сразу на всех площадках. То есть они могут смотреть, как какая аудитория реагирует на книгу, как работает самопродвижение, «драйвит» ли их писать дальше.
Евгений Федотов, руководитель проектов ЛитРес: Самиздат и ЛитРес: Чтец.
Автор фото Николай Миронов. Источник: https://www.facebook.com/mironovn
На примере ЛитРес: Самиздат сервисы предлагают авторам сопутствующие услуги: оформление и доработка книги, корректура и даже продвижение книги. При этом среди наших авторов есть и такие, кто заказывает рекламу бесплатных книг на LiveLib и ЛитРес. То есть они рекламируют свои книги не ради денег, а ради продвижения собственного бренда. Им важно быть прочитанными, услышанными. Чем больше авторов, тем больше и разнообразнее желания и потребности в срезе. Но сервисы самопубликаций, на мой взгляд, могут угодить потребностям практически всех авторов. То есть любой автор может получить свою минуту славы. Для этого у нас, например, есть собственная литературная премия «Электронная буква». В ней участвуют авторы, опубликовавшие книги через наш сервис. В том году, например, в состав жюри вошли сотрудники крупнейшего издательского холдинга Эксмо-Аст. Победители конкурса были изданы не только в Эксмо, но и в Росмэн, а также получили от нас пакет продвижения книги.
Авторам важно быть прочитанными, услышанными. Чем больше авторов, тем больше и разнообразнее желания и потребности в срезе. Но сервисы самопубликаций, на мой взгляд, могут угодить потребностям практически всех авторов. То есть любой автор может получить свою минуту славы.
— Евгений Федотов
Алёна Кунилова:

— Сейчас у нас порядка 300 тысяч зарегистрированных авторов. Объем рынка — это ведь не только заработок авторов, но и наш заработок за счет услуг. Поэтому в прошлом году в декабре мы приблизительно оценили рынок в 750 миллионов рублей. Думаем, в этом году перешагнем за 1 миллиард рублей.

Борис Макаренков:

— Мне кажутся настолько забавными названные цифры, ведь рынок в разы больше. Ведь еще в 90-х процента 3−5 каждого издательства оборот был самиздатовский. Просто ни одно издательство в этом не признается. Рынок в реальности миллиардный. Ни Альпина, ни МИФ, ни Эксмо в этом не признаются. Да ведь даже у нас (Т8) выручка по самиздату 250 миллионов. Я не верю, что занимаю 70% рынка самиздата. Потенциал рынка невероятный.

В Америке 40% наименований — это самиздат. Правда, по продажам он — всего 350 миллионов долларов в год. А рынок больше 3 миллиардов долларов. Ведь рынок — это то, что люди готовы заплатить, чтобы издать свою книгу. А теперь хороший вопрос — могут ли они на этом заработать? На самом деле, очень правильно сказал коллега из ЛитРеса — есть определенная пирамида потребностей автора. И вот заработать деньги часто стоит на самом конце в этой пирамиде. Первое — фундамент всего этого — это эго. Ничего плохого в этом нет. Человек хочет признания, и это прекрасно, и это здорово. Потом уже идут желания «быть изданным», «попасть на полки в магазин», «отбить свои затраты», «стать богатым и заработать благодаря этому».

А еще интерес к сервисам самопубликации повышается благодаря возможности напечатать книгу, например, по технологии «Печать по требованию». И вот уже есть печатный вариант книги. Ее даже можно поставить на полку реального книжного.

Ключевые моменты в самиздате: технологические платформы, которые помогают выйти в рынок, маркетинговые платформы, которые позволяют узнать своего читателя, и третье — это дистрибуция, которая позволяет продать вашу книгу. В Америке это, например, монополист Amazon.
Е. Б.:

— Сегодня появляются не просто новые авторы, сегодня появляются совершенно новые читатели. Поэтому и среди авторов мы видим новых людей: это блогеры, преподаватели, коучи и так далее. Более того, сегодня, например, появляется серийное чтение. Итак, какие же жанры сегодня более востребованы?
А. К.:

— Больше трети опубликованных через наш сервис книг — это нон-фикшн. У нас появляются учителя, которые публикуют свои разработки, то есть книга не носитель контента, а канал продвижения людей и личного бренда.

Светлана Ерохова:

— Автор на сегодняшний день должен выстраивать маркетинговую политику, пиарить себя, выстраивать личный бренд, должен создавать комьюнити вокруг себя, должен сам вести соцсети. Если он хочет хорошую качественную книгу, то он должен нанять специалиста, чтобы ему сделали корректуру, обложку, оформление. Потому что мне в руки часто попадается совершенно сырой материал. И это небо и земля — то, что делают сами авторы, или со специалистами.

Про жанры: ты можешь потрясающе засаливать огурцы, написать об этом книгу и сделать из этого бестселлер. Потому что ты создал вокруг себя комьюнити, которое у тебя купит книгу. Ты можешь быть бизнес-тренером, и у тебя на курсах купят книгу. Сейчас любой человек, который может качественно выстроить свое комьюнити, может иметь успех. При этом он должен понимать, что он не просто писатель — он предприниматель.

Е. Ф.:

— Начнем с основного ЛитРес, сервиса по продаже электронных книг. Совокупно у ЛитРес больше 20 миллионов платежеспособной аудитории ежемесячно. И самые востребованные жанры: нон-фикшн, фантастика и фэнтези, детективы и сентиментальная проза.

Топовые жанры в ЛитРес: Самиздат — это фантастика и фэнтези, любовные и эротические романы, а потом детективы и пр. Доминирование фантастики, фэнтези и любовной литературы практически тотальное на данный момент.

Б. М.:

— Фантастика и фэнтези всегда во всем мире доминирует в самиздате.
Е. Б.

— Обратимся к автору. Сегодня с нами автор ЛитРес: Самиздат, фантаст Макс Глебов. История успеха удивительная: мы встречались с Максом в декабре на nonfiction, и тогда за 3 месяца его книга была скачана примерно 12 тысяч раз. Какие итоги сейчас? Как вы работаете со своей читательской аудиторией?
Макс Глебов:

— С аудиторией я практически никак не взаимодействую. У меня есть аккаунт Вконтакте, у меня есть сайт, который я сам сделал. Нигде больше я коммуникации с читателями не осуществляю. Кто хочет, «стучится» в друзья, задает вопросы. На вопросы я стараюсь аккуратно отвечать. У меня в аккаунте 200 с небольшим друзей. Это мелочи. И количество просмотров примерно 5 тысяч за месяц. Основные продажи идут с ЛитРес.
Е. Б.:

— Может быть, ЛитРес занимается активным продвижением?
М. Г.:

— Я вижу, что ЛитРес занимается продвижением. Я к этому не прилагаю ни малейшего усилия. Этим занимается только ЛитРес. Поэтому я в таких немного парниковых условиях: пишу, выставляю, у меня есть хороший художник, который делает мне качественную обложку. А готовый продукт продвигает ЛитРес, используя свои маркетинговые инструменты. Причем я наблюдаю за этим просто в интернете и смотрю статистику.
Е. Б.:

— Есть ли какие-то фишки? Вы же говорили, что издаете довольно небольшие произведения, но с периодичностью практически раз в месяц.
М. Г.:

— Теперь уже не раз в месяц, теперь я уже обленился и так часто не выпускаю. Потому что в прошлом году в конце я только занялся этим, у меня был драйв, я этим занялся, наверно, где-то в августе. Мне было все в новинку, я видел отклик, и мне было интересно писать дальше. Поэтому я подвинул многие свои дела, которых у меня достаточно и помимо писательства, и занимался этим активно. Сейчас хорошо если получается публиковать книгу раз в два месяца, но, тем не менее, я все-таки стараюсь это дело поддерживать и не забрасывать.
Е. Б.:

— На Самиздате заработать можно?
М. Г.:

— Можно. Если вы пишете то, что покупают люди, то можно.
Е. Б.:

— Евгений, а как вы продвигаете книги Макса?
Е. Ф.:

— Тут все прозрачно и крайне понятно. Для начала важное разделение: проекты ЛитРес: Самиздат и ЛитРес: Чтец — это сервисы, которые производят контент. То есть это агрегация авторских прав. В принципе, все остальные проекты ЛитРес: онлайн-магазин, Livelib, MyBook, «Звуки слов» — заинтересованы в том, чтобы продвигать контент. Весь, который к ним попадает.

Разумеется, особенное внимание уделяется тому контенту, который приходит от собственных проектов. Потому что в Самиздате, в Чтеце у сотрудников развиваются компетенции, чтобы находить качественный контент, то, что действительно нужно читателю. Если коротко, то основной слоган ЛитРес: Самиздат — «Помогаем писателю найти читателя». То есть максимально быстро показать книгу тем людям, которым, скорее всего, она понравится. Накоплен колоссальный опыт, колоссальные маркетинговые компетенции. Есть понимание, что когда люди покупают, что им нужно, как их догонять, что им представлять.
Е. Б.:

— Светлана, расскажите, а с чем к вам приходят авторы? Какие жанры, потребности?
С. Е.:

— Начну с того, что занимаюсь только нон-фикшен и бизнес-литературой.

Путь автора лежит в двух сферах: научиться писать, научиться продвигать. Ведь это две неотделимые вещи. Когда твой контент прекрасен, но о тебе вообще никто не знает, тебе важно присутствие в соцсетях, участие в каких-то литературных конкурсах. Да можно просто встать у метро и говорить: «Люди, посмотрите на меня!». И это уже хорошо для ваших текстов. Вы можете быть гением, но гения может никто не узнать, пока вы не заявите о себе.

Поэтому, когда автор приходит ко мне, мы в первую очередь выстраиваем стратегию продвижения книги. Например, он думает только про одно издание, а мы простраиваем уже некую серию книг. Потому что на экспертности можно сделать и 1, и 2, и 15 книг. Чем уже сегмент, тем лучше. И ты можешь стать по-настоящему крутым писателем, если будешь углубляться в тему. Ты будешь единственным на рынке.

После того как первая книга издана, автор немного морально расслабляется. Он уже прошел первый раз весь путь, и уже гораздо легче писать следующие книги. На самом деле это довольно тернистый путь. Во-первых, это и морально тяжело, потому что написать книгу — это минимум три месяца, а то и год. Затем выпустить ее в свет, затем про нее рассказать, правильно ее распиарить. И дай бог, если издатели обратят на тебя внимание. Причем можно годами стучаться во все двери и не получать ответа. И это совершенно не зависит от того, классный ты написал текст или не слишком. Издатель сегодня часто просит денег, но никто никогда не узнает, кто кому сколько заплатил, за какую книгу и почему она стала бестселлером.

Моя задача — показать автору путь самиздата. Потому что это успешный путь, ведь ты сам можешь назначать цену за свое издание. Вот я принесла книгу — Владислав Бермуда. Она стоит пять тысяч рублей. То есть просто так человек, обладающий креативным мышлением, написал: вот это мое пособие «88 креативных идей на миллион» — он как-то посчитал, что 12 бонусов внутри книги на 50 тысяч рублей, и сказал: хочешь их получить — сделай вложение в виде 5 тысяч рублей и получишь 50.

Я считаю, что это смелый шаг, я считаю, что смелый автор — это успешный автор в будущем. И я видела примеры за 7 тысяч рублей, и я видела, как Игорь Манн продавал свою книгу за 40 тысяч рублей. Если дерзнуть, то у тебя все получится. Здесь самое главное — некое чутье должно быть, смелость и, разумеется, желание развиваться. А если ты абсолютный ноль в продвижении, просто зайди на ютуб, посмотри, что за тенденции сегодня, как вести себя в инстаграме, как продвигаться в соцсетях. Без этого современный мир сегодня не существует. Я знаю прекрасного поэта Дмитрия Белоконя, который сейчас выиграл множество премий. Но начинал он с малюсенького аккаунта в Instagram. Потрясающее оформление черно-белыми фотографиями, замечательные стихи, постоянные посты и желание продвигать себя. Где он продается? Да просто в кафе, он пришел, сам договорился. Книга стоит 800−900 рублей. У него сейчас новые книжки вышли. Они абсолютно тоненькие, в мягенькой обложке, совершенно простейшее издание. Но у человека сейчас тысячи подписчиков. На него теперь обращают внимание и рекламодатели, и издатели, и литературные сообщества. Надо просто действовать, постоянно держать руку на пульсе.
Е. Б.:

— Говоря о желании попасть в реальные магазины на полки. Как много желающих попасть и как вы это обеспечиваете?
А. К.:

— Мы работаем с офлайн-дистрибуцией уже примерно полтора года. Мы сотрудничаем с сетями «Читай-город», «Буквоед» и книжным магазином «Москва» на Тверской. Эта система немного отличается от нашей стандартной схемы дистрибуции.

Автор может поставить свою книжку на онлайн-площадке совершенно бесплатно. А офлайн-дистрибуция подразумевает некоторые вложения, так как это небольшой тираж. Схема выглядит так: мы отправляем в магазины список книг, которые уже хорошо стартовали в онлайне, менеджеры магазинов смотрят их и говорят, что готовы взять их. Обычно это очень небольшие тиражи: 5, максимум 10 экземпляров. И если магазин готов взять книгу, тогда мы предлагаем автору оплатить тираж и наш организационный сбор.

В принципе, желающих, конечно, много, но здесь есть отбор магазинов. А в онлайн-магазинах нет никаких ограничений: автор может издать книгу, если текст не нарушает закон.
Е. Б.:

— Борис, насколько я знаю, компания Т8 предлагает более 30 тысяч наименований в интернет-магазинах.
Б. М.:

— Около 2,5 миллиона, да, вы близко назвали цифру. На самом деле есть три направления: дистрибуция через онлайн-магазины физической книги, есть продажа физической книги в офлайн-магазинах и есть дистрибуция электронной книги. Они, на самом деле, такие ортогональные: они могут быть вместе или раздельно, каждый здесь сам для себя решает.

В данном случае у каждого есть свои возможности. ЛитРес, например, распространяет электронные книги, а вот у нас есть возможность любую книгу напечатать от одного экземпляра. То есть книга может стоять в интернет-магазине, и в данном случае читатель закажет книгу, писатель и издатель ничего не платят. Приходит заказ, читатель оплачивает один свой экземпляр и доставку, а автор получает свои деньги. Больше никакие траты не нужны: ни за печать, ни за хранение, ни за какую логистику.

Да, конечно, мы предлагаем разместить книги в офлайн-магазинах. Я открою небольшой секрет. Есть некоторые магазины, которые действительно заказывают практически все наименования из каталога. В их числе, например, и «Библиоглобус». В таком случае мы предлагаем авторам напечатать минимальный тираж.

Ну, а в электронной дистрибуции, давайте не будем кривить душой, есть один доминирующий канал — это ЛитРес. Есть еще, конечно, Google. На самом деле и с Amazon можно сотрудничать напрямую, и они дают неплохие продажи.

И не стоит забывать важное: автор, чтобы его книгу купили и заказали, должен хотя бы по своим друзьям распространить. Ну поделитесь, расскажите о книге, не жадничайте. Это очень важно. На самом деле, для того чтобы активно начать продаваться в онлайн-магазинах, сходите в эти магазины и сами купите свою книгу. Магазин заметит движение по книге, с большим энтузиазмом начнет с ней работать. Потому что, когда книга лежит без движения и вы никому не рассказали, ничего не сделали, она продаваться не будет.

Собственно, других каналов дистрибуции не придумали. Есть еще только аудиокниги. Но это очень растущий тренд, и основная дистрибуция происходит через электронные порталы. Сегодня на 5 миллиардов было названо продаж в электронных книгах. Из них миллиард — это были аудиокниги. Причем год назад всего полмиллиона. То есть в 2018 году аудиокниги уже значительно выросли. Поэтому и на аудиокниги предлагаю обратить внимание.
Читайте также: