Каким бывает хоррор

Как сказал Говард Филлипс Лавкрафт,
«Cтрах — это старейшая и сильнейшая эмоция человечества, а самый жуткий ужас вызывает именно страх перед неведомым».
Пожалуй, этим и объясняется популярность ужасов. Авторы жанра вовсю пользуются темой страха перед неведомым, причём под маской неведомого может скрываться всё, что угодно, от демонического существа и древнего божества до вампира, пришельца или простого серийного убийцы, главное — как можно дольше скрывать истинную природу кошмара от героев и читателей.

Авторы «хоррора» черпают вдохновение из самых сокровенных страхов человечества. Они стремятся напугать, удивить, шокировать, даже оттолкнуть аудиторию, держать читателя в постоянном напряжении и поддерживать всё нарастающее чувство беспокойства и паники.

Происхождение жанра

Произведения, стремящиеся шокировать или напугать читателя, существовали всегда. В Древней Греции и Риме драматурги исследовали темы смерти, одержимости, злых духов и загробной жизни, а древние шумеры рассказывали друг другу истории о первых вампирах.

Окончательно в виде отдельного направления «хоррор» оформился в XVIII—XIX вв.еке, когда в моду вошли готические романы, причём на их становление повлияла средневековая инквизиция и последовавшая за ней одержимость ведьмами, колдовством и тёмными силами.
Родоначальником готического романа считают Хораса Уолпола. В 1764 он опубликовал «Замок Отранто» — мрачную и пугающую историю, в самом начале которой единственный наследник древнего княжеского рода необъяснимым образом погибает накануне свадьбы: на него падает огромный рыцарский шлем. Отец жениха, князь Манфред, вспоминает о древнем пророчестве, в котором говорится, что его род лишится власти, если у него не останется мужских наследников, и решает срочно исправить ситуацию… избавившись от текущей жены и женившись на невесте сына, можно даже против её воли и желания.

В романе немало фантастических и откровенно сверхъестественных элементов, что было крайне необычным для того времени, ибо авторы середины XVIII века стремились к реализму. Возможно, именно поэтому первое издание «Замка» было стилизовано под средневековый итальянский роман, переведённый на английский язык неким Уильямом Маршаллом. Впрочем, уже во втором издании Уолпол признал своё авторство.

«Замок Отранто» оказал огромное влияние на следующее поколение литераторов. В 1796 году Энн Рэдклифф написала «Итальянца», а год спустя Мэттью Льюис выпустил «Монаха».
Настоящий расцвет готического романа случился в начале XIX века, когда за один год Мэри Шелли написала «Франкенштейна», а доктор Джон Полидори — «Вампира». По ту сторону Атлантики интерес к готической литературе прививал Эдгар Алан По. «Падение дома Ашеров» и другие произведения писателя поражают мастерским переплетением логики и безумия, зловещей атмосферы и повседневной реальности.

В 1885 году в «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» Роберт Льюис Стивенсон предположил, что главным источником зла и ужаса могут быть сами люди, причём люди довольно уважаемые и невинные на первый взгляд. В 1897 году Брэм Стокер обессмертил образ вампира как одного из самых популярных персонажей массовой культуры, опубликовав «Дракулу». А в 1898 году Герберт Уэллс выпустил «Войну миров» и познакомил читателей с ещё одним источником страха — страхом перед инопланетным вторжением.

Благодаря популярности бульварных журналов, на двадцатые-тридцатые годы приходится расцвет хоррор-литературы в США. Именно в журналах публиковались первые рассказы Говарда Филлипса Лавкрафта, Роберта Говарда, Сибери Куинна и Кларка Эштона Смита.

В пятидесятые годы «хоррор» вернулся к крупной форме. В это время вышли такие культовые романы как «Я — легенда» Ричарда Матесона, «Призрак дома на холме» Ширли Джексон и «Ребёнок Розмари» Айры Левина — произведения, на которых выросли современные классики жанра: Стивен Кинг, Питер Страуб, Клайв Баркер и Адам Нэвилл.

Хоррор в России

Первые литературные пробы пера в жанре ужасов появились на Руси ещё в XIV веке, но долгое время носили единичный характер.

Пожалуй, наиболее известными произведениями, которые можно отнести к «ужастикам», стали «Пиковая дама» Александра Пушкина, «Страшная месть», «Портрет» и «Вий» Николая Гоголя и «Упырь» Алексея Толстого.

В XX ужасы надолго пропали из репертуара советских писателей и вернулись уже после развала Союза, когда жанровые произведения отечественных писателей стали публиковаться в сериях «Мистика», «Пропасть страха» и «Темный город».
В начале двухтысячных рост популярности жанра привела к образованию литературного общества «Тьма». Произведения членов общества регулярно публикуются в серии «Самая страшная книга».
Примеры: «Вьюрки» Дарьи Бобылевой, «Зверинец» Олега Кожина, «Пиковая дама» Максима Кабира, «Запах» Владислава Женевского и ежегодные антологии «Самая страшная книга» под редактурой Михаила Парфенова.

Виды ужасов

У литературы ужасов нет чёткой классификации, но авторы и историки «хоррора» обычно выделяют следующие разновидности жанра (при этом некоторые произведения могут попадать под несколько категорий):
Готический роман — это жанр, в котором элементы хоррора объединяются с романтизмом.
Примеры: Мэри Шелли «Франкенштейн», Брэм Стокер «Дракула», Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», Сьюзан Хилл «Женщина в чёрном».
Лавкрафтовский (космический) ужас. В основе лавкрафтовских ужасов лежит психологический ужас перед неизведанным, коим являются могущественные силы, значительно превышающие понимание обычного человека. Примеры: «Хребты безумия», «Зов Ктулху» и «Тень над Инсмутом» Говарда Филлипса Лавкрафта, «Рыбак» Джона Лэнгана, «Песни мёртвого сновидца» Томаса Лиготти.
Оккультный, паранормальный и сверхъестественный хоррор. Паранормальные явления не поддаются научным объяснениям, соответственно, под это попадает все, от телекинеза и колдовства до одержимости демонами. К оккультным относятся практики и ритуалы, не попадающие под определение религиозных или научных. К сверхъестественным относятся истории о вампирах и прочей нечисти. Примеры: Ширли Джексон «Призрак дома на холме», Уильям Питер Блэтти «Экзорцист», Стивен Кинг «Сияние», Пол Трембли «Голова полна призраков», Энн Райс «Интервью с вампиром», Стивен Кинг «Жребий Салема», Питер Страуб «История с привидениями», Клайв Баркер «Проклятая игра».
Постапокалиптический ужас. Постапокалиптика уже давно стала жанром сама по себе и включает в себя как мрачные, дистопические истории, в которых конец прежнего мира стал лишь поводом исследовать произошедшие в обществе изменения, так и залихватские головокружительные приключения в стиле «Безумного Макса». Но есть и более мрачные, жуткие сюжеты, которые делают акцент на таящихся во мраке погибшего мира монстрах: зомби, вампирах, мутантах или смертноносных заболеваниях, которые продолжают косить немногих уцелевших. Примеры: Ричард Мэтисон, «Я — легенда», Роберт Маккамон «Лебединая песня», Джастин Кронин «Перерождение», Эмми Лейбурн «Монумент 14», Стивен Кинг «Противостояние».
Психологический хоррор — это жанр, в котором самый жуткий ужас творится внутри твоей головы. Книги жанра делают акцент на эмоциональные и ментальные страхи, подозрительность, паранойю и сомнения в собственной адекватности. Примеры: Томас Харрис «Молчание ягнят», Айра Левин «Ребёнок Розмари», Элеонор Гилл «Всё, что мы помним», Стивен Кинг «Девочка, которая любила Тома Гордона», Стивен Кинг «Сияние».
«Мальчишечьи» ужасы — романы, главными героями которых являются дети, вынужденные резко повзрослеть, столкнувшись с неведомым ужасом. Примеры: «Оно» Стивена Кинга и «Жизнь мальчишки» Роберта Маккамона.
Романы о психах, убийцах и маньяках — книги о монстрах в человеческом обличии, намекающие, что бояться надо не чего-то неведомого вроде вампиров, привидений или древних божеств, а тихого и невзрачного соседа Колю с пятого этажа, что хранит дома топор и всякий раз плотоядно провожает тебя взглядом. Примеры: Роберт Блох «Психо», Брэт Истон Эллис «Американский психопат», «Стервятники» Джека Кетчама и да, снова «Молчание ягнят» Томаса Харриса.
Научно-фантастический ужас объединяет научно-фантастические элементы с ужастиками. Примеры: Герберт Уэллс «Человек-невидимка», Джордж Мартин «Летящие в ночи» и Дэн Симмонс «Утеха падали».
Выживальческий ужас. На персонажа или персонажей ведут охоту, и он или они пытаются выжить в крайне тяжёлых обстоятельствах. Примеры: Ник Каттер «Отряд», Дэн Симмонс «Террор», Джош Маллерман «Птичий короб», Адам Нэвилл «Ритуал», Скотт Смит «Руины».
Сплаттерпанк делает акцент на детальных описаниях секса, убийств, расчлененки и извращений. Примеры: Клайв Баркер «Книги крови», Джек Кетчам «Девушка по соседству», Ричард Лаймон «Где лесной заколдованный мир» и «Подвал».
Комедийный ужас включает ужастики с комедийным (и даже пародийным) оттенком. Примеры: Джон Вонг «В конце Джон умрёт», Макс Брукс «Зомби. Всё о защите от живых мертвецов. Руководство по выживанию», Сэт Грэм-Смит «Гордость, предубеждение и зомби».

Как писать хоррор

Советует Р.Л. Стайн, самый известный детский писатель в жанре ужасов, его даже называют «детским Стивеном Кингом».
1
Черпайте идеи из реальной жизни и своего опыта. Например, вспомните, что до чертиков пугало вас в детстве и развейте этот образ так, чтобы испугаться и сейчас. Со Стивеном Кингом такое каждый раз срабатывает.
2
Сперва придумайте название. Большинство писателей сперва придумывают идею, и только потом подбирают к ней название. А вы попробуйте поступить наоборот и начните с названия. И вам в голову сразу же придёт несколько мыслей, которые можно будет связать в сюжет
3
Первым делом напишите концовку. Да, это может быть сложно, особенно если вы, как и Джордж Мартин, принадлежите к типу «садовников» и предпочитаете выращивать историю, распутывая сюжет одновременно с персонажами. Но заранее зная как всё должно закончиться, вам будет проще водить читателей за нос и обманывать их ожидания
4
Зацепите внимание читателей с первых же страниц. Уже первая глава должна шокировать публику, а первые строчки — задавать нужную атмосферу. Не откладывайте надолго знакомство с «кто, что и когда» сюжета.
5
Используйте клиффхэнгеры. Они побуждают читателя читать дальше.
6
Добавьте неожиданных поворотов сюжета. Предсказуемый сюжет — главный враг любого романиста, но в хорроре предсказуемость портит впечатление ещё сильнее. Сложно испугать читателя или развести его хоть на эмоции, если он заранее догадается, откуда и когда выскочит монстр. К тому же, неожиданные повороты сюжета в середине повествования способны настолько захватить читательское внимание, что оно не ослабнет до самого конца
7
Добавьте ложного героя или отвлекающие сюжетные линии. Намеренно водите читателя за нос, так он точно не догадается, к чему ведёт сюжет
8
Заимствуйте идеи у кумиров — авторов, которые на вас повлияли. Читайте произведения классиков жанра. Подмечайте удачные статистические приемы и решения. Анализируйте, какие именно элементы цепляют в первую очередь в их творчестве. Как они проворачивают сюрпризы, неожиданные повороты сюжета и клиффхэнгеры? Как они устанавливают атмосферу и нагнетают напряжение? Обогащайте собственный арсенал приёмов.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: