ПРОЕКТ "ЧЕРНОВИКИ"
Хорошо забытое старое: история сериального чтения
Как давно у писателей и издателей возникла идея публиковать произведения в виде «литературного сериала»? Отвечаем на этот вопрос и рассказываем об истории набирающего популярность формата
Горячо любимые нами сериалы возникли лишь в 20 веке вместе со всем остальным кинематографом. Они сходу завоевали популярность во всем мире. Да, одни проекты терпели крах, но другие достигали невероятного успеха: вся планета ждала новых серий «Санты Барбары» и «Игры престолов». Но здесь рассказ пойдёт не о сериалах, а об их не менее популярных предшественниках: о книгах, публиковавшихся по главам в журналах и газетах. И о том, как этот забытый формат чтения сегодня обретает новую жизнь.

Рассказ, разбитый на части и публикуемый с перерывами, имеет преимущества перед единым повествование. И не важно, выходит он в форме кино или в виде рассказа. Главное, что такой формат способен держать интригу и надолго привязывать читателя или зрителя к истории. А ещё формат сериалов помогает авторам выжать из проекта максимальную прибыль, ведь в случае успеха конец истории можно бесконечно откладывать, растягивая повествование на множество новых серий. Это известные механизмы для мира кинематографа. Вы думаете, что с литературой было иначе? Отнюдь нет.
Первый роман про мушкетеров публиковался по главам в газете «Le Siècle». Выпуск осуществлялся с 14 марта по 11 июня в 1844 года.
Сериальное чтение зародилось задолго до телевизионных сериалов. Все начиналось с романов, успех которых порождал многочисленные сиквелы. Иногда этим сиквелам не было конца. Вспомнить хотя бы знаменитых «Трех мушкетеров» Александра Дюма. Эта история оказалась настолько популярной, что писатель никак не мог завязать с продолжениями. Дополняли эту историю и другие авторы. Дюма всегда заканчивал главу на самом интересном месте, оставляя читателя в предвкушении новой «серии». Стремясь получить как можно больше дохода от своего труда, он шел на хитрости. В газете ему платили построчно, поэтому писатель создал героя по имени Гримо, который выражался односложными фразами — «да» и «нет». Эти короткие ответы Гримо занимали целую строку, и издатели не сразу уловили эту хитрость, платя автору за многочисленные короткие строки. Но потом они все-таки изменили условия, и стали оплачивать главы пословно, поэтому Гримо пришлось стать более разговорчивым. А для того, чтобы работа над новыми книгами шла быстрее, Дюма нанимал «литературных негров». Как-то раз Огюст Маке, работавший как раз таким «негром», подал в суд и потребовал признать 18 романов Александра Дюма его собственными. Правда, суд не счел его обвинения обоснованными. Но как же это похоже на какую-нибудь коммерческую историю современного сериала, со своими интригами в кадре и за кулисами!
РОМАН "тРИ МУШКЕТЕРА" ПОЛУЧИЛ МНОЖЕСТВО ПРОДОЛЖЕНИЙ И ПРЕВРАТИЛСЯ В НАСТОЯЩИЙ "КНИЖНЫЙ СЕРИАЛ"
У направления, в котором работал Дюма, было свое название — роман-фельетон. Именно так назывались произведения, выходившие по главам в газетах и журналах. И преуспел в этом направлении не только Дюма. Многие исследователи отмечают, что историю романов-фельетонов и сериального чтения следует рассматривать, начиная с 1836 года, когда в газете «Ла пресс» под редакцией Эмиля Жирардена начинает выпускаться роман Оноре Де Бальзака «Старая дева». Низкая цена газеты и талант писателя определили успех первого подобного сотрудничества. Затем по этому пути последовали другие. Хотя писателям нужно было учитывать специфику издания и его идеологическую направленность, что несколько сковывало творческий потенциал. Однако дороговизна книг была главным препятствием для продвижения своих книг. Газету же могли приобрести даже бедные. Поэтому появление романов-фельетонов очень серьезно повлияло на литературу и на ее дальнейшее развитие. Ведь быть читаемым — одна из главных целей для многих писателей и важнейший мотивирующий фактор, а газеты как раз давали такую возможность.
Романы-фельетоны вызвали всплеск интереса к газетам и увеличили количество подписчиков
Уже понятно, как это было выгодно писателям, но мы еще не упомянули о том, какую выгоду с этого получали издатели. Симбиоз журналистики и литературы подарил миру немало классных и интригующих историй. И придумали такой симбиоз именно газетчики. В какой-то момент в «подвальной» части газет стали появляться публикации, носящие легкий, литературный характер — первые фельетоны. Потом эти публикации выросли до интересных больших произведений, каждая новая часть которых должна была удерживать подписчиков газет. Ведь одно дело читать скучные новостные сводки, а другое — с нетерпением ждать очередную газету, чтобы вновь погрузиться в полюбившуюся увлекательную историю. Новости — это хорошо, но ведь так не терпится узнать, что же скрывается там, за «Продолжение следует»! Кстати, формулировку эту изобрел доктор Верон для газеты «Ревю де Пари». Случилось это в 1829 году, и с тех пор она неизменно связана с сериалами.
Говоря о сериальном чтении, нельзя обойти стороной произведения о Шерлоке Холмсе, написанные Артуром Конан-Дойлем. Повести и романы Дойля не носили характер сериального чтения, так как публиковались сразу отдельными книгами, а не по главам. Но есть важная особенность, которая в будущем определила характер именно сериального чтения. Создатель Шерлока Холмса старался прислушиваться к мнениям читателей и активно вносил в текст предложенные ими поправки. В результате история великого сыщика стала определяться предпочтениями читательской аудитории. Дойль однажды даже воскресил Шерлока в угоду читателям. Впрочем, удивительное воскрешение объясняется не только читательским интересом. Убийство Шерлока позволило ему начать работу над историко-приключенческими произведениями и отойти от приевшегося жанра детектива. Но новые книги не приносили такого же дохода, а писателю нужно было содержать семью: у Артура было двое детей и жена, которая болела туберкулезом. В итоге писатель откликнулся на предложение журнала «Кольерс уикли». Издание было готово заплатить Дойлю 45 тысяч долларов за тридцать новых рассказов о Шерлоке Холмсе. Так сыщик был оживлен, причем история его спасения из Рейхенбахского водопада оказалась очень правдоподобной.
Артур кОНАН-ДОЙЛЬ ВОСКРЕСИЛ ПОЛЮБИВШЕГОСЯ ЧИТАТЕЛЯМ ГЕРОЯ, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ ИСТОРИЮ О ВЕЛИКОМ СЫЩИКЕ. чТО-ТО НАПОМИНАЕТ, НЕ ПРАВДА ЛИ?
В России сериальное чтение развивалось по пути, похожему на французский. Разница была только в том, что формат, когда книги публиковались по главам в периодических изданиях, пришел в нашу страну позже. И преимущественно эту нишу заняли толстые журналы или, как их еще называли, «толстушки». Некоторые газеты тоже пробовали освоить этот формат, однако таких попыток было гораздо меньше и прижился он в газетах не так хорошо, как в журнальной среде. Объясняется это уровнем образованности населения. Газеты также были доступными, но очень немногие крестьяне умели читать, а высшие сословия предпочитали более серьезные издания. Литературные произведения имели популярность среди аристократов, интеллигенции и разночинцев. Крестьяне получили доступ к литературе лишь после реформ Александра II, который не только отменил крепостное право, но и смягчил цензуру, что повлекло за собой появление множества печатных изданий и рост литературного интереса. Вот только серьезными эти изменения назвать нельзя, и вплоть до 20 века газеты и журналы оставались уделом образованной части общества.

Впрочем, это не мешало писателям творить в жанре романа-фельетона. Наиболее популярными были роман «Петербургские нетайны (небывальщина вроде правды, из записок петербургского старожила)» Фаддея Булгарина, роман «Петербург днем и ночью» Егора Ковалевского и культовый роман Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». Все эти произведения по своему характеру и по тому, как их авторы вели глубокое, детальное наблюдение за простой жизнью, родственны газетным заметкам и очеркам. И создатели этих романов также вдохновлялись своими французскими коллегами-предшественниками, работавшими в жанре авантюрных романов. Публикация таких произведений по главам надолго приковывала интерес русского читателя к повествованию. Таким же образом публиковались известные романы Ильфа и Петрова: «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» были изданы в художественно-литературном журнале «Тридцать дней».
ИЛЬФ И ПЕТРОВ ПРОДВИГАЛИ СЕРИАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ В РОССИИ, ПУБЛИКУЯ РОМАНЫ «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК» И «ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ» ПО ЧАСТЯМ СОВМЕСТНО С ИЗДАТЕЛЯМИ
В начале 20 века интерес к сериальному чтению стал ослабевать, а к середине столетия исчез практически полностью. Объяснялось это широким распространением радио и телевидения, которые перетянули интерес на себя: отрывки из книг зачитывались в радиоэфире, а на телевидении появились первые телесериалы. Популярность последних во второй половине 20 века и вовсе свело на нет сериальное чтение. В наше время телевизионные сериалы лишь укрепили свою популярность. Однако можно наблюдать удивительное явление: интерес к телесериалам возрождает интерес и к сериальному чтению. Широкое распространение Интернета и существование различных сервисов для самостоятельной публикации книг подталкивают писателей к возвращению в этот формат. Теперь главы можно публиковать в Сети и получать немедленный отклик.
Скриншот из компьютерной игры «Метро 2033», созданной по мотивам романа Дмитрия Глуховского
В России примером успеха в этом направлении можно назвать роман «Метро 2033» Дмитрия Глуховского. Создатель постапокалиптического мира публиковал первую версию своего романа на отдельном сайте. В этой версии главный герой погибал от шальной пули, что сразу не понравилось читателям в Интернете. Под их влиянием Глуховский переписал свой роман и снова разместил его в Сети. Главы сопровождались музыкальными композициями, подобранными самим писателем. Книга была издана в печатном виде, получила невероятную популярность и положила начало книжной Вселенной и серии компьютерных игр. В дальнейшем Глуховский не изменял себе и продолжал публиковать свои романы по главам: так его произведения выходили в газетах и в социальных сетях. Интерес поддерживался тем, что в таком формате книгу можно было читать бесплатно, а выходила она раньше печатного издания.
Сегодня в России сериальное чтение получило новую жизнь благодаря проекту ЛитРес: Черновики. В мире, где индустрия развлечений движется в сторону интерактивности, литература также становится все более открытой и интересной. Теперь у читателей появляется возможность влиять на создание героев и на развитие сюжета, непосредственно участвовать в написании истории и активно обсуждать этот процесс с другими читателями и авторами. Название здесь говорит само за себя: в «Черновиках» произведения можно публиковать по главам и редактировать отрывки даже после публикации. Это расширяет возможности для творчества и приносит выгоду писателям: уже с самого начала написания произведения они могут получать отклик и вносить правки, делая книгу интереснее для читателей. Большую пользу этот проект приносит начинающим авторам, которые поначалу могут не понять, что нужно читателю и в какую сторону развивать еще только зарождающуюся историю.
ЛитРес: Черновики — это хорошо забытое старое, которое в современном мире становится чем-то увлекательным и новым. Присоединяйтесь к «Черновикам»: читайте, обсуждайте и творите!

Читайте также: