Серии книг: что это такое и зачем нужно?

Какие книги объединяют в серии?

Все истории можно условно поделить на два типа. Первый тип составляют истории одиночные и логически завершённые. Второй подразумевает возможность продолжения и превращения в цикл.

Книжные серии имеют множество плюсов. Читатели не любят расставаться с полюбившимися героями и с радостью возвращаются в ставшие знакомыми миры, вселенные и циклы. Серии позволяют выстраивать более сложные и амбициозные сюжеты, создавать и прорабатывать собственные миры, проводить персонажей через разнообразные испытания и приключения и развивать их характеры сильнее, чем это разрешают одиночные произведения.

Не все жанры одинаково годятся для серий: если детективы, фэнтези, фантастика, историческая проза, детские книги и Young Adult идеально подходят для превращения в цикл, то любовные романы и большая литература лучше смотрятся в одиночной форме. Хотя, разумеется, из каждого правила есть исключения, взять хотя бы «Бриджертонов».

Какие бывают серии

Книжные серии можно поделить на четыре вида:
Динамические серии рассказывают одну большую историю, поделённую на несколько томов. Каждый том заканчивается логическим промежуточным финалом, но главный конфликт серии разрешается только в самом конце. Такие истории желательно читать по порядку их выхода, а фанаты особое внимание обращают на сюжет и персонажей. Примеры: «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина, «Колесо времени» Роберта Джордана, «Голодные игры» Сьюзен Коллинз, «Сумеречная сага» Стефани Майер.
Статичные серии состоят из одиночных книг, каждая из которых обладает самостоятельным законченным сюжетом. Как правило, такие серии объединены сквозными действующими лицами, а читателей держат образы главных героев. Подобные серии можно читать в любом порядке, но определенное развитие персонажей встречается и тут: они взрослеют, стареют, влюбляются, заводят детей. Примеры: «Джек Ричер» Ли Чайлда, «Джеймс Бонд» Яна Флеминга, «Эркюль Пуаро» Агаты Кристи, «Филип Марлоу» Реймонда Чандлера, романы о профессоре Лэнгдоне Дэна Брауна.
Смешанные, или эпизодические. Каждая книга обладает законченным самостоятельным сюжетом, но отдельные сквозные линии тянутся из романа в роман. С каждым следующим произведением может складываться впечатление, что ставки становятся всё выше, подводя к эпическому завершению цикла. Пример: «Досье Дрездена» Джима Батчера, «Реки Лондона» Бена Аароновича.
Взаимосвязанные, или антологии. Здесь состав персонажей может меняться от романа к роману, главные герои одних книг в следующих отходят на второй план, а прежде второстепенные, напротив, занимают ключевые роли. Читательский интерес в первую очередь удерживается за счёт богато проработанного мира. Пример: «Плоский мир» Терри Пратчетта.

Правила написания серий

1
У вас должно быть достаточно идей на несколько книг.
2
Вы должны представлять себе структуру цикла и его финал. Особенно это касается динамичных серий.
3
Если вы работаете над динамичной серией, и главный конфликт будет разрешён только в самом конце, каждый том должен завершаться разрешением второстепенного конфликта и обладать промежуточным финалом.
4
Заведите Библию проекта — базу данных о персонажах, их внешности, целях и мотивах. Здесь же должны содержаться описания основных локаций, перечисление ключевых событий и второстепенных сюжетных линий уже вышедших книг и планы, хотя бы краткие, на ещё не написанные. Если вы не будете следить за последовательностью, то ваш рассказчик, скажем симпатичный военный врач, рискует превращаться из Джона в Джеймса, а его ранение будет кочевать с плеча на ногу.
5
Соблюдайте периодичность. Слишком большие перерывы между выходами книг рискуют убить читательский интерес, даже если вас зовут Джордж Мартин.
6
Оставляйте пространство для эволюции персонажей. Динамические серии подразумевают, что герой будет меняться по мере развития сюжета. Для статичных серий это не так важно, но и в них читатели будут ждать, что пережитые испытания скажутся на протагонисте.
7
Если цикл длинный, припасите нескольких ярких персонажей на потом. Не стоит вываливать всех героев на читателя в одно время. Сириус Блэк впервые появляется в «Узнике Азкабана», Оберин Мартелл — в «Буре мечей», а Лэндо Калриссиан — в пятом эпизоде.
8
Уделите внимание сеттингу. Ваш мир должен быть ярким, живым и уютным, чтобы читателю не хотелось его покидать. Это касается не только вторичных миров фантастики и фэнтези, но и земных локаций. Вспомните, сколько эмоций связано с кофейней из «Друзей» или квартирой Шелдона из «Теории большого взрыва».
9
Если вы пишете статичную серию, не пытайтесь раз за разом рассказывать одну и ту же историю в разных декорациях.
10
Умейте вовремя остановиться.

Как правильно подобрать название серии

1
Название должно легко индексироваться поисковыми системами.
2
Избегайте уже известных и устоявшихся названий вроде «Тайного города» или «Игры престолов». Дело даже не столько в том, что они защищены авторскими правами, а в том, что по этим запросам никто и никогда не найдёт в поиске ваши книги.
3
Название должно быть броским, запоминающимся, привлекающим внимание. В идеале это ключевая деталь цикла или яркая метафора. Примеры: «Звёздные войны», «Тёмная башня», «Игра престолов».
4
Называть цикл в честь персонажа можно только после того, как он обзаведётся читательской базой.
5
Название не должно быть абстрактным.
6
Название должно быть коротким. В идеале оно состоит из одного-двух слов, в крайнем случае, из пяти.
7
В названии не должно стоять точки.
8
Технически вы не сможете использовать одно название дважды и назвать так ещё и одну из поздних книг цикла. Исключение: вас зовут Стивен Кинг, и вы пишете последнюю «Тёмную башню».

Обязательно ли серии описание?

Технически серия не нуждается в отдельном описании. Но с точки зрения маркетинга правильно составленное описание, без спойлеров, но с хорошими формулировками и интригующей концовкой, точно не повредит. А уж если ваше описание включит в себя нужные ключевые слова, ему цены не будет.