Современные литературные форматы: тренды и технологии создания

Глава отдела комьюнити-менеджмента ЛитРес Полина Воронина, авторы и чтецы обсудили форматы аудио, поделились советами и рассказали о предпочтениях аудитории.

Вспоминаем один из самых интересных и полезных паблик-токов, который прошел 25 сентября на ММКЯ 2021 на тему «Современные литературные форматы: тренды и технологии создания». Глава отдела комьюнити-менеджмента ЛитРес Полина Воронина, авторы и чтецы обсудили форматы аудио, поделились советами и рассказали о предпочтениях аудитории.

Спикерами мероприятия стали чтецы Алина Арчибасова, Дионисий Козлов, Наталья Беляева и Олег Троицкий. В обсуждении живо участвовали и авторы — Ольга Птицева и Евгения Кретова.

Почему растет популярность аудио формата?

Эксперты отметили этот тренд и назвали разные причины. В итоге они остановились на двух основных.
1
Утилитарная — формат аудио самый мобильный. Аудиокнигу можно слушать и параллельно заниматься своими делами. Например, готовить, делать уборку, идти по улице или ехать в транспорте. Это удобно, экономит много времени и привлекает современную аудиторию, которая живет в условиях дефицита свободного времени и, порой, просто не может позволить себе часок-другой выделить на прочтение бумажной или электронной книги.
2
Аудиокнига — это отдельное произведение искусства, в которое чтецы вкладывают талант, душу и много усилий. Действительно, если работу чтецов рассматривать как «просто прочитанный текст», то можно здорово ошибиться и обидеть настоящего творца. Чтецы дают новую жизнь произведению, оживляют авторских персонажей и заставляют по-новому взглянуть на их историю даже создателей книг. И достигается это за счет упорного труда и постоянного совершенствования.
После выхода аудиокниг их электронные версии начинают покупать чаще — это значит, что они будто дают второе дыхание уже известным и полюбившимся читателям произведениям.

Аудиокниги бывают разные, и этому вопросу спикеры тоже уделили время. Помимо традиционного озвучания единственным чтецом авторского произведения, существуют и кооперативные проекты, вершиной эволюции которых становятся аудиосериалы и аудиоспектакли.
Чтецам и авторам необходимо запомнить: чтобы получить роялти на ЛитРес, допускается участие не более четырех голосов в одном проекте!

Руководствуясь этим, можно подобрать оптимальный состав, выбрать интересную историю и творчески подойти к ее реализации.

Аудиосериалы

Аудиосериалы напоминают аналогичные из телеиндустрии, с поправкой на формат, разумеется.
Они могут быть построены наподобие телевизионных — с разбивкой текста на серии, традиционной сюжетной линией, законченными мини-историями внутри каждой из частей и сюжетными «крючками» в конце, которые зовут слушателя к следующей серии.

Это может быть и такая история, когда чтецы читают по одной главе, чередуясь друг с другом. При этом реплики, конечно, вставляются, и идет многоголосый диалог, но основной повествователь периодически меняется. Мы говорим о любовном детективе «Круиз на поражение» от Евгении Кретовой. Вместе с чтецами Олегом Троицким и Натальей Беляевой автор смогла создать гармоничный и интересный аудиосериал, прочитанный по главам мужским и женским голосом. Автор создала текст таким образом, что он подается через восприятие разных персонажей, что позволяет голосам чтецов чередоваться и звучать органично


Аудиоспектакли

Аудиоспектакль — это полноценное озвученное произведение по ролям. Здесь, как и в случае с аудиосериалом, важно правильное авторское понимание. Когда главы ориентированы на определенного персонажа, чтецам значительно проще и записывать, и монтировать материал. После самостоятельной записи они обмениваются необходимыми репликами и собирают «свою» главу. Именно по такой системе работали Дионисий Козлов, Алина Арчибасова, Сергей Демидов и Елена Уфимцева, когда создавали аудиоспектакль «Брат болотного края» по произведению Ольги Птицевой. Основные сложности, как рассказали чтецы, начинаются при монтаже — нужно внимательно смотреть за репликами, особенно в «чужой» главе. Ведь в объемном произведении, да еще когда чтец озвучивает его не целиком, есть шанс запутаться.

Для красивого и гармоничного звука, который не оставит равнодушным даже самую привередливую аудиторию, необходим звукорежиссер! Или чтец, который возьмет на себя эту роль. Технические возможности у людей разные, громкость тоже может меняться. Для целостного восприятия произведения оно не должно звучать, как сшитое из разных кусочков полотно. С этим и поможет справиться звукорежиссер.

Также авторы и чтецы обсудили жанр Young adult. Есть мнение, что молодая аудитория лучше воспринимает произведения именно в аудиоформате. С одной стороны, именно среди молодых людей уже упоминаемая утилитарность таких книг становится наиболее востребованной, но с другой — зависит именно от сюжетного наполнения. Авторы уверены, что информация в таких книгах для молодежи должна или содержать какую-то очень нужную и полезную информацию, или должна сразу удержать внимание захватывающей историей и сюжетными поворотами. В других случаях книга рискует не стать популярной у молодой аудитории.


Советы от спикеров

Чтецам при совместных работах они рекомендуют следовать единому референсу по звуку, если иного не требует роль. Чтобы один не звучал сильно бодрее или громче, следует прийти к единому уровню, который будет оптимальным для конкретного произведения. Также не стоит забывать о внимательности при монтаже и уже упомянутых четырех голосах и звукорежиссуре.
Авторам рекомендуется больше взаимодействовать с чтецами. Например, оставить свой «автограф» в аудиокниге в виде послесловия. Перед началом работы стоит предоставить будущим голосам ваших персонажей как можно больше информации о них — возраст, темперамент, характер, как они изменятся на протяжении книги, какие-то физиологические особенности и прочее. А то получится как в упомянутом Олегом Троицким случае из своей практики:

«К середине книги: „Мой герой запел своим высоким тенорком“. Пришлось перечитывать, что „запел своим сочным баритоном“. Не переделывать же половину произведения».
Кроме того, лучше заранее составить глоссарий из авторских и малоизвестных слов, ударений в именах персонажей, чтобы чтецу было проще и быстрее работать. Можно обеспечить их фактологией произведения отдельно — по той же причине.
Для еще ненаписанных книг, как отметила Наталья Беляева, можно заранее придумать оптимальную для аудиосериала или аудиоспектакля форму. Если автор еще в момент написания задумался о появлении аудиоверсии.
Авторы и чтецы рекомендуют делать больше совместных проектов и с удовольствием вспоминают моменты группового озвучивания книг.
Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: