5 правил писателя

Иван Шипнигов: «Если не пишется, то поживи, накопи впечатления, а потом потрать их на литературу».

Писатель Иван Шипнигов на встрече Книжного клуба Издательских сервисов ЛитРес рассказал, как работал над романом «Стрим». В книге собраны монологи разных людей: продавщицы, которая ищет мужчину мечты, знатока скидок в «Пятерочке», охранника обувного магазина, одинокого пенсионера, филологической девы и не только.

Роман «Стрим» вошел в шорт-листы премий «Нацбест 2021», «НОС 2021», «Ясная поляна 2022», лонг-лист «Большой книги 2022». Иван Шипнигов на встрече с участниками книжного клуба рассказал, как работать над речью персонажей, чтобы все герои звучали по-разному. А еще рассказал, почему в работе над книгой обязательно нужно делать перерывы.

Правила писателя Ивана Шипнигова:

1. Принято считать, что стереотипы — это что-то такое неправильное, дешевое. Но ведь интересно посмотреть на них в разных ситуациях, проверить, могут ли они быть живыми. Если подслушивать и переносить реальную речь, которую ты действительно слышишь, то в тексте получится разрозненный хор. Все-таки должна быть типизация, потому что нельзя себя узнать в каком-то одном пусть и интересном, но слишком оригинальном человеке. Нужно много характеристик собрать в личности, и вот тогда читатель сможет себя в ней узнать.

2. Иногда возникают опасения, что если автор будет читать чужие книги во время работы над своей, это повлияет на собственный стиль. Я бы рекомендовал не стесняться и читать побольше той литературы, в которой вам комфортно. Не надо бояться, что получится как у Толстого— не получится. Но зато чтение его книг поможет в вашем труде — получится тоже хорошо, только по-своему.

3. Всегда первый прототип — это ты сам. Можно представить, как было у другого, но абсолютно все написанное неизбежно окрашено тобой. Поэтому любопытно работать с прототипами. С одной стороны, получается типично, потому что стереотип знают все. А с другой стороны, странно и живо, потому что тебя не знает никто. Так создается одновременно и узнаваемый, и непохожий на других образ.

4. Главное, чтобы тебе самому были интересны твои тексты. Дойдешь ты до конца или не дойдешь, допишешь или не допишешь, издашь или не издашь — это никого, кроме тебя и близких, не волнует. Ты должен заинтересоваться тем, что будет дальше. Чтобы самому хотелось перечитать. Роман — это большой дом, который нельзя построить быстрым усилием. Нужно несколько лет раз за разом приходить в этот дом и потихонечку подколачивать по одной доске. И чтобы тебе не надоело, чтобы ты не халтурил, тебе должно хотеться вернуться в этот дом.

5. Перерывы в работе могут быть огромными. Это сейчас я сижу с умным видом, говорю, что можно пойти пожить, а потом дописать. А тогда я не понимал, что происходит: просто не пишется, ничего не хочется, все бесит… Я переживал, думал, надо сесть и написать хороший роман, из воздуха его сделать. Но из воздуха же ничего не бывает. Поэтому если не пишется, если надоело, то иди, поживи, накопи новые впечатления, а уже потом потрать их на литературу. Возвращаться после перерыва — это кайф. Когда ты вчера писал, и сегодня опять надо писать, и завтра — это трудно. А вот после перерыва, когда отдохнул и освежился, все ощущается заново, как в первый раз.

Полную версию вебинара смотрите на нашем YouTube-канале

Кто такой Иван Шипнигов?

Писатель, сценарист, редактор. Окончил филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Соавтор сценария сериала «Руммейт», вербатима «Некурортный роман». Лауреат Московской арт-премии, 2021.