Писатель Дмитрий Данилов на встрече книжного клуба Издательских сервисов ЛитРес рассказал, как работал над романом «Саша, привет!». Главный герой (которого, к слову, зовут Сережа) приговорен к смертной казни за преступление против нравственности. Кстати, более тяжкие правонарушения не караются столь жестоко — таковы законы в Российской Республике, о которой пишет Данилов. Никто не знает, когда приговор приведут в исполнение — может, сегодня, а может, через 30 лет. Каждое утро преступник должен проходить по коридору, в котором установлен автомат Саша, — рано или поздно оружие сработает и расстреляет осужденного.

Книга вошла в шорт-листы нескольких литературных премий. Дмитрий Данилов на встрече с участниками книжного клуба рассказал об отношениях с классической литературой и о том, что любые правила нужно нарушать.

Правила писателя Дмитрия Данилова:

1
Мне посчастливилось однажды побывать в доме-музее Уильяма Фолкнера в городе Оксфорд штата Миссисипи, где он провел большую часть жизни. Одна стена в его спальне была исписана сюжетами романов. От имени одного героя стрелочка вела к другому персонажу. Фолкнер прямо на стенах создавал сюжеты своих романов. У меня ничего подобного нет. Но я очень долго обдумываю произведения — например, пьесу «Человек из Подольска» придумывал 3 года. Письменный план я не составляю, держу основные события будущей книги в уме
2
Мне трудно бывает заставить себя именно начать работу над романом. Да и вообще для меня писательство — довольно тяжелая работа, это ни в коем случае не развлечение, не что-то легкое. В чем мотивация? В какой-то момент возникает ощущение, что если сейчас не начнешь, то замысел внутри меня станет разлагаться. Его надо вывести наружу, иначе мне будет плохо. Я знаю, что у некоторых писателей есть специальные техники, которые помогают преодолевать паралич белого листа. У меня ничего такого нет, просто волевое усилие.
Я 9 месяцев работал над романом «Саша, привет!»: с осени 2020 по лето 2021 года. Все двигалось очень медленно, я вначале писал через силу и ужасался — впереди столько работы! Потом разогнался и последние пару месяцев писал почти каждый день, вернее, каждую ночь.
3
Стиль, в котором ты пишешь роман, возникает интуитивно, ты находишь его на ощупь. Просто начинаешь писать, и он как-то проявляется. Есть такой момент — текст сам выбирает манеру изложения. Я не хочу сказать, что это совсем неуправляемый процесс.
В книге «Саша, привет!» моей главной задачей было отойти от традиционного романного изложения. Есть роман, которому уже много веков, его уже сто лет хоронят, а он все никак не умрет. Хотелось уйти от такого, знаете, Роман Романыча. Чтобы не было тяжеловесных описательных конструкций — он подошел к окну, закурил и долго смотрел вдаль. В попытках избежать этого я набрел на сценарный стиль. Поместил между собой и описываемой реальностью камеру, через которую мы смотрим на происходящее. Имитация взгляда через камеру — это существующий, используемый ход. Однако мне он показался адекватным моим задачам.
4
Мне кажется, что не надо к писателю предъявлять такие же требования, как к филологу. Это разные профессии. Писателю важно иметь систему координат. Если человек, допустим, не читал роман Франца Кафки «Америка», ничего страшного в этом нет. Если человек вообще не знает кто такой Франц Кафка, это проблема. Не нужно читать насквозь всего Толстого и Достоевского, но иметь общее представление об их творчестве и влиянии — необходимо.
Я часто сталкиваюсь именно с отсутствием системы координат. Особенно это ярко выраженно у поэтов. Человек пишет так, будто XX века вообще не было. Были Некрасов, Фет, и на них все оборвалось. Серьезные пробелы в знаниях будут мешать в творческой работе.
5
Я преподаю драматургию. Во время занятий делаю акцент на практической работе — мы большую часть времени разбираем пьесы, которые пишут студенты. Стараюсь избегать подхода, при котором все должны выучить правила и обязательно их применять. Более того, я всегда говорю студентам, если вы послушаете все правила и ни одно из них не нарушите, вы не напишите хороший текст.

Полную версию вебинара смотрите на нашем YouTube-канале.

Что такое книжный клуб издательских сервисов ЛитРес?
Блог ЛитРес и Издательские сервисы ЛитРес запустили книжный клуб! Раз в месяц будем встречаться онлайн в режиме вебинара и обсуждать книгу современного автора. Мы бы могли сказать, что это прекрасная возможность прочитать новую книгу, найти единомышленников и просто хорошо провести время. Но у нас есть аргументы поубедительнее:
  1. Приглашаем на встречу авторов произведений.
  2. Обсуждаем книги с точки зрения писателей. Мы много говорим о том, как написан текст и построен сюжет.
  3. Даем вам возможность задать автору вопросы. В специальной вкладке на вебинарной площадке можно написать и отправить свой вопрос.
  4. Дарим одному участнику клуба подарок — абонемент на 1 месяц в ЛитРес. Как его получить, рассказываем на встрече.
  5. Можно не только послушать обсуждение, но и лично выйти в эфир книжного клуба, задать свой вопрос или поделится впечатлением о книге.
Кто такой Дмитрий Данилов?

Писатель, драматург, поэт. Финалист премий «Большая книга», «НОС», лауреат премии Андрея Белого в прозаической номинации и «Золотой маски» в номинации «Лучшая работа драматурга».

Подписывайтесь на рассылку блога, чтобы получать промокоды на книги, которые мы обсуждаем в клубе!

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: