Истории успеха авторов: Алан Чароит

Писатель-сказочник, музыкант и режиссер театра из Москвы. Пишет книги и песни, ставит музыкальные спектакли. По его собственным словам, старается делать мир лучше.
1
Расскажите, как вы начинали писать, где впервые публиковали произведения?
Расскажите, как вы начинали писать, где впервые публиковали произведения?
Я пишу сколько себя помню — с раннего детства. Правда, начинал со стихов и песен, а к прозе обратился позже. В те времена еще не было интернета, так что мои первые «публикации» — это бумажки со стихами на деревьях в Нескучном саду. Я развешивал их, а потом сидел где-нибудь неподалеку и смотрел, как люди подходят, читают, пытался понять по их лицам, нравится им или нет.

Когда появился интернет, я поселился на самиздатовском портале. Выиграл там пару конкурсов, мои рассказы были опубликованы в газете «Просто фантастика» и в журнале «Порог».
А еще было дело: я занял второе место на конкурсе одного известного журнала, получил диплом, а в публикации мне отказали.

Так я впервые узнал, что я — «неформат». Не фантастика, не фэнтези, а не пойми что — сказки. Это же несерьезно и вообще для детей. Я так не считаю, кстати. На мой взгляд сказки нужны взрослым не меньше, чем детям. И я бы не сказал, что это «несерьезный жанр». В сказках можно говорить простым и понятным языком о действительно важных вещах.
2
Ваш путь к успеху был тяжелым?
Ваш путь к успеху был тяжелым?
Мой путь, скорее, можно назвать затейливым и долгим. Я занимался многими видами творческой деятельности. Возможно, немного распылялся, потому что мне хотелось попробовать все: и петь, и играть в театре, и лепить из глины, и фотографировать… Долгое время мне казалось, что мое призвание — музыка. Я выступал как автор-исполнитель, записывал альбомы, играл в музыкальных постановках. Мы даже создали свой театр мюзикла «Волки Мибу», которому в этом году исполнилось уже 13 лет.

Конечно, параллельно я писал сказки, но относился к этому не очень серьезно. Ну, пишутся и пишутся.
А потом случилась целая цепочка интересных совпадений. Я увидел объявление во «ВКонтакте», что группа «Городские сказки» ищет дикторов в проект. А мне всегда было интересно попробовать себя в сфере озвучивания — тем более, что у меня театральное образование. Я подал заявку, меня приняли, и так мы познакомились с командой «Городских сказок». И все завертелось. В тот год наша дикторская команда выиграла звание лучших подкастеров во «ВКонтакте», а дружелюбная творческая атмосфера вдохновила меня писать больше прозы.

И вот однажды я написал сказку «Тайкины тайны» — про девочку-ведьмочку, которая живет в деревне Дивнозёрье, где обычный мир тесно соседствует с волшебным. Тогда я не думал, что у этой истории будет какое-то продолжение, но сказка неожиданно взлетела! Я смотрел на увеличивающееся с каждой минутой количество лайков, комментариев, и не верил своим глазам! «Тайкины тайны» разлетелись по всему интернету, их репостили на Пикабу, ЯПлакалъ — и читатели стали просить продолжение. Я написал еще одну сказку о Дивнозёрье, потом еще одну… А потом админ группы «Городские сказки» Сморен Фрилайт предложил мне сделать во «ВКонтакте» отдельный проект по Дивнозёрью. У «Городских сказок» уже был подобный опыт и отработанная схема: сказка выкладывается вместе с иллюстрацией и аудио. Режиссёром озвучивания Дивнозёрья стал Макс Рязанов, и он предложил делать не просто начитку одним голосом, а многоголосую озвучку, практически аудиоспектакль. Конечно, это дольше и затратнее, чем записать голос одного актёра, но мы решили, что игра стоит свеч. И не прогадали — теперь многоголосая озвучка одна из фишек Дивнозёрья. А чудесные иллюстрации Наташи Соло отлично дополняют сказку.

Прошло 3 года, мы можем похвастаться такими результатами:
  • В нашей группе «ВКонтакте» уже больше 42 000 человек, написано 5 книг по миру Дивнозёрья.
  • В аудиоспектакле приняли участие более 40 актеров озвучивания.
  • Образовался даже небольшой фан-клуб Дивнозёрья.
Я бы сказал, что мой рецепт успеха — это использовать каждую возможность, которую предлагает жизнь. Что-то не получится, а что-то однажды взлетит, вспыхнет и загорится яркой звездой. Поэтому, кстати, я люблю совместные проекты, коллабы и прочее коллективное творчество. Никогда не знаешь, с кем тебя столкнет судьба и чему вы сможете друг у друга научиться.
3
Как вы учились писательству?
Как вы учились писательству?
Везде и понемногу. Самыми главными учителями я считаю книги. Я очень рано научился читать. Про меня говорили: «при виде печатного текста теряет волю». А самым страшным наказанием в детстве было отобрать книгу.
Потом я стал ходить на литсеминары, читал что-то по теме в сети, спрашивал совета у более опытных коллег. В какой-то момент даже поступил в Литинститут, пройдя по конкурсу и на прозу, и на поэзию, но отучился там всего год. Позже, уже в театральном, у нас были занятия по основам драматургии, и я написал несколько музыкальных спектаклей, которые потом были поставлены на сцене.
Я не считаю, что я уже научился писать. Наверное, когда я сочту, что мне нечему учиться, можно будет оставить сказки и уйти на пенсию. Но я надеюсь, что этот момент никогда не наступит.

4
Отправляли ли вы рукописи в издательство?
Отправляли ли вы рукописи в издательство?
Отправлял несколько раз в крупные издательства, и если и получал что-то в ответ, то это был все тот же «приговор» — неформат. Издательства не верили в успешность сказок. В какой-то момент я махнул рукой и решил, что быть сетевым автором тоже здорово. Главное, что люди читают и им нравится. А издание бумажных книг можно взять в свои руки и устроить краудфандинг среди поклонников серии. Так мы напечатали «Ведьму Дивнозёрья» и «Тайны Дивнозёрья». В будущем мне хотелось бы найти издательство для постоянного сотрудничества. Но пока я лежу в направлении этой мечты.

Как заказать тираж книги в ЛитРес

5
Расскажите о своих первых ощущениях, когда книги начали активно скачивать?
Расскажите о своих первых ощущениях, когда книги начали активно скачивать?
Удивление. Честно. Я до сих пор не могу перестать удивляться, что столько людей читают мои книги и любят их. Потом уже пришла радость, что все взлетело. И что я в итоге оказался прав: людям действительно нужны сказки. Они помогают жить.
6
Как сделать так, чтобы книга стала успешной и ее читали, на ваш взгляд?
Как сделать так, чтобы книга стала успешной и ее читали, на ваш взгляд?
Сомневаюсь, что существует какой-то универсальный рецепт. Хотя, помнится, в авторском чате «Городских сказок» мы пробовали его вывести — тогда у нас получилось что-то вроде «история о драконе, который пьет кофе на крыше под звездами». Это был писательский челлендж, в котором мы собрали наиболее популярные тропы. У каждого автора получилась своя история про дракона на крыше, и все эти рассказы действительно имели успех.

А если без шуток, то книга должна быть в первую очередь интересной самому автору, чтобы ее написание доставляло удовольствие. Ведь мы по сути пишем те истории, которые сами хотели бы прочитать. А дальше нужно просто найти единомышленников, которым книга тоже придется по душе.
7
Нужен ли автору личный бренд?
Нужен ли автору личный бренд?
Сейчас авторы стали более «видимыми». Раньше люди читали книгу и как-то даже не задумывались, кто ее написал, что это за человек? А теперь интернет сократил дистанцию от читателя до автора. Так что да, бренд нужен.

Он повышает узнаваемость автора, помогает получить обратную связь от читателей, узнать, что им интересно, позволяет оставаться с читателями на одной волне.

Мне нравится общаться с читателями, у нас есть фан-чат на 100+ человек. Нравится узнавать новых людей. А еще я очень люблю, когда люди сами что-то творят: пишут, рисуют, крафтят по мотивам книг. Это безумно вдохновляет.

8
Автор должен сам продвигать себя, или это все же забота платформы?
Автор должен сам продвигать себя, или это все же забота платформы?
В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы издательства и платформы занимались продвижением, а авторы сидели и писали. Но в реальности так не работает. Чтобы твои книги читали, приходится быть самому себе маркетологом:
• продвигать книгу;
• вести соцсети;
• общаться с читателями;
• осваивать множество новых навыков.

Вот и выходит, что автор тратит столько же (если не больше) времени на продвижение книги, сколько и на написание. Конечно, какие-то задачи можно перепоручить, и я очень благодарен волонтерской команде, которая мне помогает. Но командную работу тоже нужно уметь организовать. Мечтаю, что однажды я стану зарабатывать достаточно, чтобы перепоручить все продвижение специалистам, а сам буду просто писать истории. Это у меня получается намного лучше.
9
Какие функции платформы ЛитРес: Самиздат помогли вам в продвижении книги?
Какие функции платформы ЛитРес: Самиздат помогли вам в продвижении книги?
Мне нравится возможность участвовать в тематических акциях, это всегда здорово повышает интерес читателей к книге. Еще отличная вещь — тематические рассылки. А вообще я просто хочу сказать, что команда ЛитРес прекрасна! Специалисты всегда помогают советом, ни одна просьба не остается без ответа. ЛитРес — действительно очень комфортное место для автора.
Группа «ВКонтакте» по циклу Дивнозёрья: Ведьма Дивнозёрья
Авторская группа «ВКонтакте»: Алан Чароит | Волшебные истории
Страница на ЛитРес: Алан Чароит
Алан Чароит,
российский писатель, автор сказок

Купить книги автора:

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге: